Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие памяти в младенчестве






С момента рождения на малыша действуют разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха иди воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предметы обихода).

 

Эти первые впечатления, фиксируясь в па­мяти новорожденного, имеют важное значение для его последую­щего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы
поведения.

Сразу после рождения приступает к функционированию об­разная память (в элементарной форме). На первом месяце жиз­ни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объек­тов. Малютка узнает лицо и голос матери. Это очень важное приобретение для малыша, свидетельствующее об избиратель­ности по отношению к раздражителям. Оно помогает устанав­ливать контакты со взрослым.

В 3-4 мес. ребенок узнает предметы, связанные с кормлени­ем, в 5 мес. отличает людей по голосам, в 6 мес. выделяет люби­мую игрушку. На 7-8-м месяце узнавание предмета опосредуется словом, о чем свидетельствует то, что малыш находит какую-либо вещь в ответ на вопрос взрослого: «Где...?» В 8-9 мес. ма­лыш узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки. К 12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выпол­няет несложные движения: делает «ладушки», машет ладошкой при расставании.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно про­исходит по одному, часто несущественному, признаку. Незна­чительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время при­знака, который находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания. Дж. Болдуин описывает поведение семимесячного мальчика, который не уз­нал няню после ее длительного отсутствия, даже когда она за­говорила. Узнавание произошло после того, как она запела.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием уд­линяется, но остается по-прежнему небольшим. В виде свобод­ных воспоминаний образная память наблюдается только в на­чале второго года жизни ребенка.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствуетсформировавшийся, у малыша рефлекс на положение для кор­мления. Находясь в позе «под грудью», ребенокначинает делать

сосательные движения. Процесс развития двигательной па­мяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить.

Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в вос­приятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно. Если малыша в одно и то же вре­мя кормят, купают, постепенно у него формируется рефлекс на время, он начинает «готовиться» к соответствующему режим­ному процессу, например просыпается к кормлению. Если мла­денцу показали звучащую или необычную яркую игрушку, вы­звавшую у него радость, он снова и снова требует ее, манипули­рует с ней. Эмоциональная память все ярче проявляется во вто­ром полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него от­рицательные переживания).

Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в свя­зи с тем, что речь выступает отличительным признаком челове­ка. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрос­лый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства. Это постепенно приводит к тому, что малыш начина­ет связывать предмет со словом, запоминает его название.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

- память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

- она проявляется сначала в форме запечатления, затем уз­навания, характеризуется недлительным сохранением;

- материал фиксируется ребенком непроизвольно;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.