Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение дошкольников к личности воспитателя






Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой пери­од) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, ока­зывает решающее влияние на его психическое развитие. Мла­денец еще не является самостоятельным существом. В раннем детстве преобладает совместная со взрослым деятельность, ко­торая у дошкольника становится совместно-раздельной. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Именно ее он лучше всех слушается. И свои капризы, которые являются своеобразным средством ус­тановления контактов со взрослыми, дети чаще всего адресуют матерям или бабушкам. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель дет­ского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет. В качестве предпочитаемых взрослых 52% воспитанников детских садов называют маму, 13% детей -воспитателя и лишь 10% - папу (Е.А.Панько). Отношение к вос­питателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети старше 4 лет дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее прическа кра­сивая»). В 5-7-летнем возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она мне игрушку подарила»). У детей этого возраста появляются оценки педагога, основанные на его ин­формированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»). В этот же возрастной период ребенок начи­нает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Всегда строгая»). Характерно, что дети в основ­ном дают положительную характеристику педагогу и его нрав­ственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.

В 5-7 лет, хотя и редко, у ребят встречаются оценки воспи­тателя с точки зрения его внимания ко всем детям («Она нас кормит»). Малыши на протяжении всего дошкольного детства оценивают педагога с точки зрения организованной им деятель­ности («Она с нами играет»). И только старшие дошкольники оценивают воспитателя за доверие к ним, поддержание их само­стоятельности («Разрешает книжки подклеить», «Дает дежурить в книжном уголке»).

С возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.

Отношение ребенка к воспитателю определяется множест­вом факторов. Так, «популярные» в группе сверстников дети показывают более высокую осознанность своего отношения к воспитателю, а содержание мотивов этого отношения у них более разнообразно. Указанная особенность связана с тем, что «популярные» и «непопулярные» дети имеют разный опыт об­щения, воспитатель проявляет к ним неодинаковое отношение и внимание. Окружающие взрослые также во многом определя­ют отношение ребенка к воспитателю, когда оценивают педа­гогов. Дети перенимают их оценки. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюда­ется при демократическом стиле руководства детской группой.

К 7 годам возникают элементы критического отношения к воспитателю и его деятельности (например, ребенок заявляет: «Если бы я была воспитательницей, я бы давала детям больше рисовать и лепить», хотя в целом такое отношение не типично для дошкольника).

 

На отношение детей к личности педагога и его воспитатель­ным воздействиям влияет эмоциональное отношение воспита­теля к воспитанникам (С.Е.Кулачковская). Это может быть по­ощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку, преобладание в общении с ним положи­тельных оценок и ободряющих требований. При таком отно­шении педагога детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У ребят возникают переживания, созвуч­ные переживаниям воспитателя, инициативные действия. До­школьники становятся особенно чувствительны к положитель­ной оценке и сами побуждают взрослого проявлять к себе эмо­циональное отношение. Они переживают ярко выраженное удо­вольствие от похвалы. А если воспитатель эмоционально-вы­разительно передает свое отношение к негативному поступку ребенка, то малыш испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий.

Формально-требовательное, холодное отношение педагога к ребенку заключается в том, что забота взрослого носят фор­мальный характер и состоит в управлении и руководстве. Пре­обладают отрицательные оценки и порицательные мотивации, эмоциональная окраска которых отсутствует. Поэтому эффек­тивность воспитания очень низкая. Эмоциональная реакция дошкольником не переносится на оцениваемый поступок или действие. Воспитатель подавляет инициативность детей и их желание действовать. Дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом.

Непоследовательный тип отношения к воспитанникам ха­рактеризуется неуравновешенными эмоциональными проявле­ниями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой вос­питатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настро­ения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на соб­ственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, по­скольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в дру­гих игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей рез­ко снижается. Дошкольники избегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

Таким образом, переживание оценки взрослого у ребенка формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом

 

внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональ­ное отношение воспитателя к ребенку определяет характер эмо­циональных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экспрессивная сторона этих отношений, помогающая до­школьнику адекватно воспринять педагогическое воздействие.

В то же время ребенок принимает воспитателя за нравст­венный образец, независимо от эмоциональной привлекатель­ности педагога. Возникает своеобразный «эффект роли», ког­да дети подражают ему даже в самом незначимом с точки зре­ния самого педагога. Такое подражание у дошкольников личностно осмысленно и не является простым копированием вос­питателя. Они выделяют у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его власти. Так, изображая воспитателя, они садятся на стул, повторяют его жесты. В роли конкретного воспитателя даже неагрессивные, спокойные дети позволяют себе резкий окрик, суровые интонации, порицания сверстни­ков. Ролевой стереотип воспитателя в глазах воспитанников характеризуется также ореолом «непогрешимости». Они при­писывают педагогу особую проницательность. То, как воспи­татель оценивает поступки детей, недостатки их поведения, вос­принимается дошкольниками некритически.

Воспитатель выступает и как носитель качества «сверхкон­троля», хотя оно может существенно расходиться с тем, как этот педагог на самом деле контролирует детей. Дети чувствуют себя постоянно «на виду» у педагога, переживая открытость, посто­янную вероятность подвергнуться воздействиям взрослого, его способности «все увидеть и все оценить». Однако идеализиру­ется малышами не столько конкретное лицо, сколько социаль­ная функция педагога.

Особенности отношения дошкольников к личности воспитателя

- отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отноше­нием к ним педагога;

-для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;

- от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оцен­ке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств;

- с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.