Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации






Исходными данными для принятия решения о ликвидации чрезвычайной ситуации являются:

- задача, поставленная вышестоящим органом управления;

- данные разведки об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

- выводы из оценки обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;

- оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;

- выводы из оценки местности, погоды, учета времени года и суток, их возможного влияния на ход работ.

Последовательность проведения АСДНР в зоне ЧС (в очагах поражения) во многом зависит от характера сложившейся обстановки и определяется председателем КЧС и ОПБ (руководителем ГО).

Анализ проведения АСДНР при ликвидации последствий ЧС и ведении гражданской обороны показывает, что все задачи выполняются поэтапно (три этапа) в определенной последовательности и в максимально короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о ЧС.

На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.

Проезд (проход) при местных незначительных завалах устраивается путем расчистки проезжей части от обломков, а при сплошных завалах высотой более 1м – прокладыванием проезда по завалам. Проезды устраиваются шириной 3-3, 5 м для одностороннего и 6-6, 5 м - для двустороннего движения. При одностороннем движении через каждые 150-200 м делаются разъезды протяженностью 15-20 м. Для устройства проездов (проходов) используются формирования механизации, имеющие автокраны и бульдозеры.

Одновременно с проведением работ по устройству проездов (проходов) ведется разведка участков работ, определяются приемы и способы спасения людей из завалов и защитных сооружений, локализации пожаров, приостановки и ограничения выброса (утечки) АХОВ. В это же время может осуществляться локализация и ликвидация аварий на технологических производственных линиях и емкостях с АХОВ, коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни людей и препятствующих проведению АСДНР (если это не было выполнено на первом этапе).

По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования механизации совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах и с командами пожаротушения, выдвигаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, подаче в них воздуха, при необходимости, и к проведению других работ.

Газоспасательный отряд предприятия ведет работы в загазованных зданиях и сооружениях. В первую очередь перекрывается газопровод, устанавливаются причины утечки газа и осуществляется их устранение, проветриваются все помещения с целью предотвращения взрывов и возникновения пожаров.

Одной из главных задач АСДНР, решаемых в начальной стадии развития химической аварии, является приостановка или ограничение выброса (утечки) АХОВ. Выполнение этой задачи осуществляется перекрытием кранов и задвижек на магистралях и емкостях, а также с помощью бандажей, хомутов, тампонов, заглушек, перекачкой жидкости из аварийной емкости в запасную (резервную).

Для локализации химического заражения, предотвращения растекания АХОВ, предупреждения сильного заражения грунта и грунтовых вод могут быть использованы различные простейшие способы и средства:

обвалование развалившегося вещества;

создание препятствий на пути растекания АХОВ (запруды, перемычки и т.п.);

сбор АХОВ в естественные углубления, ловушки (ямы, канавы, кюветы).

Для снижения скорости испарения АХОВ и ограничения глубины распространения их парогазовой фазы можно использовать следующие способы:

рассеивание (поглощение) парогазовой фазы АХОВ с помощью водяных (паровых) завес. Для нейтрализации АХОВ в воду можно добавлять различные нейтрализующие вещества;

поглощение жидкой фазы слоем сыпучих адсорбирующих материалов (фунт, песок, шлак, уголь или его пыль, керамзит, опилки и т.п.);

изоляцию жидкой фазы пенами, пленочным материалом, настилом и т.п.;

дегазацию (нейтрализацию) АХОВ растворами химически активных реагентов.

При крупных авариях (разрушениях) на химически опасных объектах может возникнуть необходимость привлечения мобильных сил ГО, инженерных войск и войск РХБ защиты Минобороны России для выполнения задач по ликвидации последствий этих аварий:

оцепление очага поражения, ведение комплексной разведки;

экстренная доставка и выдача средств защиты населению, оказавшемуся в потенциально опасной зоне, оказание помощи в эвакуации (отселении) населения и отгоне скота, развертывании комендантской службы в районе аварии, дегазации (нейтрализации) АХОВ на месте пролива (выброса);

дегазации местности, оборудования, техники, промышленных зданий;

сбор, вызов зараженного грунта (снега) и его обеззараживание;

подвоз воды для приготовления дегазирующих растворов, нейтрализации некоторых АХОВ и других задач.

Химики-разведчики (совместно с группами обеззараживания) определяют, какими АХОВ образован очаг химического заражения, степень заражения местности, зданий, сооружений и обозначают границы очага и пути его обхода.

Группы обеззараживания в первую очередь локализуют очаг химического заражения, дегазируют проходы для доступа к объектам, где необходимо вести тушение пожаров, работы по розыску пораженных и оказанию им помощи, а также для вывода людей с зараженной местности.

При обеззараживании АХОВ следует учитывать, что некоторые из них, вступая в реакцию с дегазирующими веществами, выделяют большое количество тепла, а это может привести к пожарам и взрывам. В этих случаях обеззараживание производится смесью дегазирующих веществ с песком или землей.

Команды пожаротушения в первую очередь ведут борьбу с пожарами, препятствующими продвижению сил к участкам (объектам) работ и затрудняющими проведение АСДНР. В дальнейшем они локализуют и тушат пожары в местах размещения аппа­ратуры, находящейся под высоким давлением, взрывоопасных и ядовитых веществ, спасают и эвакуируют людей из горящих зданий, сооружений и зоны пожара.

Аварии технологического оборудования на объектах химиче­ской промышленности нередко сопровождаются растеканием го­рящей жидкости по поверхности, в результате пожаром может быть охвачена большая площадь. При локализации таких пожаров в первую очередь принимаются меры к предотвращению дальнейшего разлива горящей жидкости.

Основной способ тушения горящей жидкости - ее изоляция от окружающего воздуха. Это достигается вводом между поверхностью и зоной горения негорючих газов или паров воды, применением пеногасительных смесей.

При горении жидкостей в емкостях (резервуарах, хранилищах) также необходимо изолировать горючее вещество и его пары от окружающего воздуха. В одном случае это достигается закрытием люков и лазов асбестом, листами железа или другими материалами, в другом - изоляцией зоны горения водой. При горении жидкостей с удельным весом меньше единицы зона горения может быть изолирована пеной или негорючим газом.

При горении различных технологических газов, как правило, не следует пытаться ликвидировать горение до прекращения истечения горючего газа, так как выходящий горючий газ может образовать с воздухом взрывоопасную смесь. Предотвратить смешение горючих газов с воздухом можно путем создания инертных преград из углекислоты, пены, паров воды, азота.

Спасение людей из горящих зданий и сооружений противопожарные формирования осуществляют во взаимодействии со спасательными и другими формированиями.

Противопожарные формирования, завершившие работы, выводятся из очага поражения, проводят специальную обработку, ремонтируют пожарную технику и пополняют запасы средств огнетушения.

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями), с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются и осуществляют розыск пораженных, извлекают их из завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий и оказывают им первую медицинскую помощь, выносят к местам погрузки на транспорт.

Конструкции зданий и сооружений, угрожающие обвалом и препятствующие ведению спасательных работ, или укрепляют, или обрушивают.

Пораженных, находящихся вблизи поверхности завала и под мелкими обломками, извлекают, разбирая завал сверху вручную, а находящихся в глубине завала (под завалом) - через галереи, устраиваемые в завале, используя пустоты и щели, образовавшиеся от крупных элементов разрушенных зданий, или разбирая завал сверху.

Извлекая пораженных из-под завалов или из-под отдельных обломков, следует избегать сдвигов элементов завала (обломков) и нанесения пораженному дополнительных травм, освобождая в первую очередь голову и верхнюю часть туловища. После извлечения пораженного ему оказывают первую медицинскую помощь, а при наличии возможности эту помощь оказывают и до его извлечения из-под завала.

Спасение людей из поврежденных и горящих здании с разрушенными

входами и лестницами спасательные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, проделываемые в смежные помещения с сохранившимися выходами, или по устроенным для этого трапам, а также через оконные проемы и балконы с помощью лестниц, автоподъемников и спасательных веревок.

Вывод и вынос пораженных производится расчетами спасательных звеньев в составе 3-4 человек, один из которых назначается старшим.

При спасении людей из заваленных убежищ и других защитных сооружений прежде всего устанавливается связь с укрываемыми, выявляется их состояние, степень повреждения фильтровентиляционного оборудования, после чего определяется способ вскрытия. В сооружения, если это необходимо, в первую очередь подается воздух.

При угрозе затопления или загазованности убежища немедленно отключаются поврежденные коммунально-энергетические сети.

Личный состав формирований, работающий на откапывании и вскрытии защитных сооружений, должен иметь электро- и газосварочные аппараты, керосинорезы, огнетушители, а при наличии химического заражения - СИЗ, антидоты, ИПП.

При проведении АСДНР в очаге химического заражения особое внимание уделяется обеспечению незащищенных рабочих, служащих и населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания, оказанию медицинской помощи пораженным и вывод их из зоны бедствия, а также проведению работ по локализации и устранению аварий на коммуникациях (емкостях) АХОВ.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом медицинских пунктов формирований, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения постра­давших. При этом прежде всего помощь оказывают пораженнымАХОВ (надевают противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также пораженным с асфиксией, кровотечением, проникающими ранениями живота и груди.

Вынос пораженных с участков (объектов) работ к местам погрузки на автотранспорт осуществляется носилочными звеньями. Легкопораженные следуют пешком на медицинские пункты самостоятельно или с сопровождающими.

На местах погрузки на автотранспорт проводится медицинская сортировка пораженных по срочности эвакуации, проверяется правильность наложения жгутов, повязок, шин; вводятся обезболивающие средства, проверяется приспособление транспорта к перевозке пораженных, правильное их размещение на транспорте; назначается сопровождающий персонал из числа сандружин (звеньев) или легкопораженных.

Первая врачебная помощь пораженным оказывается в отрядах первой медицинской помощи и в лечебных учреждениях.

По истечении установленного времени или при получении личным составом установленных доз облучения производится смена формирований. Порядок смены определяет старший начальник.

В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования, при необходимости, передается личному составу, прибывшему на смену.

Командир сменяемого формирования сообщает вновь прибывшему командиру обстановку и порядок поддержания связи со старшим начальником.

После передачи объектов работ сменяемое формирование собирается в установленном месте, где проверяют наличие людей и инструмента, затем следует в район сбора. Из района сбора формирование, при необходимости, направляется на специальную обработку или в район расположения.

В районе расположения восстанавливается готовность формировании к дальнейшим действиям, заменяются и ремонтируются СИЗ, приборы, проводится техническое обслуживание машин, пополняются израсходованные средства материально-техничес­кого и медицинского обеспечения.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного производственного персонала и населения. Одновременно с этими работами начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики.

 

 

Контрольные вопросы

 

1.Основные понятия и определения аварийно- спасательных и других неотложных работ проводимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.Общая характеристика аварийно- спасательных и других неотложных работ проводимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.Требования, предъявляемые к организации аварийно- спасательных и других неотложных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.Факторы, влияющие на эффективность ведения аварийно- спасательных и других неотложных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5.Исходные данные для принятия решения о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6.Особенности проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС природного и техногенного характера

7.Содержание этапов проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.

8.Последовательность проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.

9.Способы поиска, обнаружения, деблокирования пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

10.Способы эвакуации пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Заключение

Говоря о сегодняшнем состоянии подготовки населения в области защиты от ЧС можно констатировать, что система подготовки полностью сформировалась и по своему организационному, методическому и материальному уровню отвечает современным требованиям. Приоритетными направлениями ее дальнейшего развития являются совершенствование учебно-материальной, законодательной и нормативно-правовой базы.

В частности в учебнике были рассмотрены: государственное регулирование в области защиты населения; основные направления государственного регулирования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их негативных последствий; полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; основные положения по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; основы обеспечения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проанализировано состояние РСЧС, которое обеспечивает на высоком уровне безопасность жизнедеятельности населения и устойчивость функционирования потенциально опасных объектов инфраструктуры страны и организаций в ЧС.

В осуществлении мероприятий по ликвидации ЧС важную роль играет руководитель спасательных работ. Умения, навыки и личный опыт руководителя позволяет объективно и реально оценить сложившуюся обстановку, выработать ряд управленческих решений, необходимых для проведения АСНДР в кратчайшие сроки. И именно его правильные действия и решения приведут к выполнению всех поставленных перед личным составом задач.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: во-первых, планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является важнейшей частью защиты населения и территорий от ЧС, позволяет заблаговременно заботиться о безопасности людей, сохранении их жизни и здоровья, а также снижает материальный и моральный ущерб. Это весьма значимо, так как жизнь каждого человека бесценна. Во-вторых, согласно законодательным актам Российской Федерации организации обязаны разработать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Порядок разработки и утверждения соответствующего плана действий и его структура исключительно логичны и продиктованы многолетним опытом отечественных и зарубежных спасателей. В-третьих, необходимо отметить, что теоретический материал учебника, обучающиеся будут применять творчески, не допуская шаблона, учитывая конкретные условия обстановки.

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.

4. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ.

5. О гражданской обороне: Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ // Российская газета№ 32–33, 19.02.1998.

6. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

7. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.

8. О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300.

9. О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 //Российская газета, № 184, 16.09.2003.

10. О силах и средствах единой государственной системы предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007.

11. О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров: Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 № 376 // Российская газета, № 110, 25.05.2011.

12. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 //Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, № 22, ст. 2640.

13. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 № 1113.

14. О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. № 1007.

15. О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 639 // Собрание законодательства РФ, 21.07.2014, № 29, ст. 4145.

16. О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 № 334 // Российская газета, № 69, 08.04.1997.

17. О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958.

18. О Концепции федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вывоза экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012 – 2017 годы»: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 4 мая 2012 г. № 716-р.

19. Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России: Приказ № 630 МЧС России от 31 декабря 2002 года.

20. Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России: Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

21. Положение о системах оповещения населения: Приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376.

22. Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийПриказ МЧС РФ от 04 марта 2011 г. № 94.

23. Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований: Приказ МЧС РФ от 13.11.2006 № 646 // Гражданская защита, № 2, 2007.

24. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 // Российская газета, № 114, 22.05.2012.

25. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2444.

26. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666.

27. О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций: Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522.

28. О федеральном государственном учреждении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»: Указ Президента РФ от 23.10.2008 № 1515 // Российская газета, № 224, 28.10.2008.

29. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий (принят Постановлением Госстандарта РФ от 22.12.1994 № 327).

30. ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства.

31. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения: Межгосударственный стандарт ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95 (принят постановлением Госстандарта России от 21 декабря 1995 г. № 625).

32. СНиП 2.01.57-85. Строительные нормы и правила. Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.

33. А.Р. Бухарина. Комментарий к федеральному закону от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». – Специально для системы ГАРАНТ, 2008 г..

34. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. 3-е изд. испр. – М.: Высш. шк., 2008. – 592 с.

35. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения / Под общ.ред. Г.Н. Кирилова. М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2008.

36. Выявление и оценка радиационной обстановки при авариях на атомных электростанциях. – М.: ВИА, 1989.

37. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. /под общей редакцией Ю.Л. Воробьева, М.: Флайст, 2001, 240 с.

38. Гражданская защита: понятийно-терминологический словарь. – М.: «Флайст», 2001.

39. Гражданская защита: Энциклопедический словарь (издание второе, переработанное и дополненное); под общей ред. С.К. Шойгу; МЧС России. – Воронеж: ООО «РеалСоцПроект», 2009. – 711 С.

40. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. – М.: Изд. торговый дом «Гранд», 2000.

41. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. (Основы гражданской обороны): учеб. метод. пособие для студентов химико-технологических специальностей / В. В. Перетрухин [и др.]. //Минск: БГТУ, 2012. – 118 с.

42. Защитные сооружения гражданской обороны / Ю. Ю. Каммерер и др. – М.: Энергоатомиздат, 1985.

43. Зокоев В.А., Федотов Ю.В., Шепелюк С.И. Опасные природные процессы: учебное пособие / под общей ред.В.С.Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2010. – 159 с.

44. Зокоев В.А., Федотов Ю.В., Шепелюк С.И., Кондрашин А.В. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Под общей ред. В.С.Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2012. – 210с.

45. Зорин А. М. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. – М: СГУ, 1998.

46. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие: Дашков и К; Москва; 2007.

47. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Шульгин В.Н. / изд-во Академический проспект, 2010. – С. 684

48. Концепция создания Общероссийской Комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Москва, 2005 г.

49. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных служб через единый номер 112 на базе единых дежурно – диспетчерских служб муниципальных образований: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. №35, ст. 4065.

50. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253-90). – Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

51. Методические рекомендации по организации защиты населения и территорий на объекте экономики (МЧС РФ).

52. Методические рекомендации по организации первоочередного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения, от 25.12.2013г.

53. Методические рекомендации по организации работы, проверки и оценки паспортов территорий. Москва, 2012 г.

54. Методические рекомендации по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера субъекта РФ (утв. МЧС России 28 июня 2013 г №2-4-87-9-14).

55. Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Москва, 2013 г.

56. Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны (Введены в действие директивой МЧС России от 3.04.2000 г. № 33-860-14).

57. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть 1. – М.: МЧС России, 1999.

58. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть 2. – М.: МЧС России, 2000.

59. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С.В. Петров, В.А. Макашев. – М.: ЭНАС, 2008. – 224 с.

60. Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в чрезвычайных ситуациях / под общ.ред. С. К. Шойгу. Ч. 2, книга 2. – М.: ЗАО «Фирма Папирус», 1998.

61. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: учебное пособие / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – 7-е изд., пересм. – М.: институт риска и безопасности, 2011. – 536 с.

62. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2006. – 544с.

63. Основы подготовки объектов экономики к безопасному и устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / М. П. Цивилев и др. Ч. 2. – М.: ВИУ, 2000.

64. Основы совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В.Ю. Глебов, Р.Н. Галкин, А.В. Костров и др. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 434 с.

65. С.Н. Хаустов, А.Н. Зайцев, Н.И. Попов, В.Е. Валуйский. Организация защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. учебное пособие. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010. – 159с., ил.

66. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.– 3-е изд., перераб. и доп. – М. Академический Проект, 2008..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.