Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валидность псих. Иссл-ния. Виды валидности. Основные угрозы валидности эксперимента в психологии.






Вали́ дность (англ. validity, от лат. validus — «сильный, здоровый, достойный») — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Более прикладное определение понятия " валидность" - мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии, организационной психологии ипсиходиагностики

.

Понятие «валидность» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. Существуют также конструктная и операциональная валидности.

Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор. Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Кэмпбелл выделил несколько основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента.
1. Селекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах (например, исследуются группы младших школьников, но одни из обычных классов, а другие - из класса коррекции)
2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (допустим, исследовали очень глупых и очень умных детей, а считалось, что взяли «середнячков»).
3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
4. Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и т.п.). Также на нарушение внутренней валидности влияет большое количество побочных переменных.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообразом» для эксперимента.

Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и на любые другие.

Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:
1. Эффект тестирования - уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.
2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лица, не принимавшие участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.
3. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, а именно - конструктную валидность. Она характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории. Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. Таким образом, конструктная валидность определяется правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

46. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЛП КАК ОБЛ-ТИ ПСИХОТЕРАПИИ. ФИЛЬТРЫ И ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ. СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ. Нейролингвистическое программирование (также нейро-лингвистическое программирование, НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии [1][2] , не признаваемое академическим сообществом, основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Одно из самых противоречивых и окутанных легендами направлений современной психотерапии — и, шире — психотехники (технические приёмы из арсенала НЛП в настоящее время широко используются в разнообразных областях взаимодействия между людьми: педагогике, риторике, рекламе и пр.).

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться к все большему раскрытию своего потенциала. Основатели HЛП, Джон Гриндер, Ричард Бендлер и некоторые другие, изучали способ действия гениальных людей методом системного анализа.

Нейролингвистическое программирование изучает то, как устроено наше мышление, речь и поведение. Оно основывается на том, что сознание, тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, и это восприятие (а, следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта, а также его можно изменить намеренно с помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник.

Подход к «проблеме» и её «решению» в нейролингвистическом программировании отличается от используемого в классической клинической психиатрии. Модель НЛП-психотерапии основывается на помощи клиентам в преодолении скорее субъективно воспринимаемых проблем, а не объективно воспринимаемых, то есть тех проблем, которые клиент сам воспринимает или может воспринять, а не тех, которые, по мнению окружающих, у него могут быть. НЛП-психотерапии не свойственен нозологический подход, и она избегает описания определённых психических состояний в виде «заболеваний»; психотерапия НЛП обычно не строится на основе критериев заболевания, описанных в «Диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств» (DSM), скорее она строится вокруг того, что сам субъект желает исправить в своей жизни. Нозологическая точка зрения в НЛП может рассматриваться лишь в качестве одной из возможных, но сама терапия ориентирована на индивидуальный подход.

Фильтр восприятия – мыслительный механизм, исследуемый в нейролигвистическом программировании. Он отвечает за анализ полученной информации и ее фильтрацию. Почему нашей психике необходим такой механизм? Все дело в том, что ежедневно наш мозг получаем огромное количество новой информации. Все сенсорные системы, а особенно зрительная и слуховая, снабжают высшую нервную систему данными об окружающей среде. Можно выделить три группы фильтров, помогающих сознанию отфильтровывать нужную информацию от ненужной, координировать и, распределять ее: неврологические, социальные и индивидуальные. Неврологические фильтры в основном создаются благодаря ограниченности восприятия рецепторами зрения, слуха, осязания, обоняния и др. Они имеют свои зоны восприятия, и, если раздражение, приходящее из внешнего или внутреннего мира, не вписывается в этот отрезок восприятия, оно просто не будет воспринято. Например, человеческий глаз ориентирован только на «видимый» свет. Ультрафиолетовую и инфракрасную части спектра глаз не воспринимает, и для того, чтобы увидеть такие лучи, человеку потребуются специальные приборы, которые трансформируют их в видимый спектр, воспринимаемый глазом. Индивидуальные фильтры также во многом могут носить неврологический характер. Например, человек в очках, безусловно, обладает худшим зрением, чем человек, легко обходящийся без них. Кто-то лучше слышит окружающие звуки, а другой, наоборот, обладает более тонкой вкусовой чувствительностью. Каждый индивидуум является уникальной структурой, в которой особенности восприятия собрались в уникальный конгломерат, характерный только для данной личности. Они нередко зависят от личного опыта, настроения человека, его готовности в данный момент воспринять то или иное воздействие. Социальные фильтры определяются той средой, где живет человек, где он родился и воспитывался. Во многом они характеризуются средой, социальной группой и социальными условиями, в которых человек находится в данный момент. Социальные фильтры нередко формируют личностные особенности групп людей. Благодаря социальным фильтрам во многом определено поведение человека в разных жизненных ситуациях. К особенностям социальных фильтров можно отнести различные устройства управления, восприятие семьи в различных культурах, отношения старшего и младшего поколения. Обычно для человека, находящегося в своей среде, эти фильтры восприятия абсолютно не заметны, но достаточно появиться человеку из другой субкультуры, как правила поведения становятся ясными и понятными. Социальные фильтры часто формируют наши убеждения. Создавая для них основу, они определяют наши оценки разных ситуаций и поведения различных людей. Они могут помочь нам предсказать поведение другого человека (или же свое) в каждой отдельной ситуации. При этом подобные фильтры нередко даже определяют эмоции человека, его реакцию на события.

Позиции восприятия. Позициями восприятия называются те основные точки зрения, которые могут быть приняты вами при рассмотрении взаимоотношений между вами и другим человеком. Первая позиция. Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с видением окружающего мира вашими собственными глазами. С этой позиции вы говорите о себе в первом лице: “Я вижу”, “Я чувствую” и т.д. Вторая позиция. Ассоциируется с точкой зрения, убеждениями и ценностями другого человека, с видением окружающего мира его глазами. С этой позиции вы говорите о себе самом в первой позиции во втором лице: “Вы видите”, “Вы чувствуете” и т.д. Третья позиция. Ассоциируется с точкой зрения, лежащей вне взаимоотношений между вами и другим лицом, но с убеждениями и ценностями как первой, так и второй позиции. С этой позиции вы говорите о себе самом в первой позиции и о другом человеке в третьем лице: “Он находится”, “Они чувствуют” и т.д. Метапозиция. Ассоциируется с третьей позицией, но разделяет убеждения и ценности только одной из двух других позиций восприятия. Позиция наблюдателя. Ассоциируется с третьей позицией, но с разделяет предположения, убеждения и ценности первой и второй позиций восприятия.

Способы моделирования. Моделирование - способ адаптации человека к миру. При этом оно может проявляться на разных уровнях - на уровне восприятия, на уровне мышления, речи и поведения человека. Существует три универсальных способа моделирования окружающего мира. Бэндлер и Гриндер назвали эти способы универсальными процессами человеческого моделирования. К ним относятся: обобщение, или генерализация; упущение, или исключение; искажение. Опущение - наиболее интенсивный процесс моделирования окружающего мира. Человек получает миллионы единиц информации каждую секунду, а использовать может только семь плюс-минус две единицы. Если бы он попытался использовать все, что происходит, то сознание оказалось бы блокированным, как узкая дорога, перегороженная автомобильной пробкой. Человек перестал бы реагировать, что-либо воспринимать, да и просто жить. Выше уже говорилось о фильтрах восприятия - неврологических, индивидуальных, социальных. Именно они служат основой для процесса опущения, удаления информации. В опущении можно выделить два механизма. Первый - естественный, не зависящий от человеческих усилий; второй - произвольный, когда человек обращает свое внимание на что-либо, естественно, выпуская из внимания все остальное. Генерализация, или обобщение - один из способов обучения человека: воспринимая мир в качестве конкретных ситуаций и событий, он делает из них вывод, который в последующем будет сопровождать его жизнь. Например, ребенок учится держать ложку. Вначале он удерживает ее с трудом, пальцы разгибаются, ложка падает, но затем этот процесс становится настолько привычным, что человек не задумывается о том, как держать ложку, как ее взять, как точно донести ее до рта и т. п. Примером патологической генерализации также служат фобии. Один раз, испугавшись чего-то в темноте, человек на всю жизнь сохраняет боязнь темноты. Это приводит к тому, что его жизнь подчиняется определенным правилам. Генерализация связана с процессом укрупнения, когда на основании отдельных фактов мы строим одну общую концепцию, включающую как представленные факты, так и иные события, которые могут возникнуть в будущем. Искажение - третий универсальный способ, используемый в моделировании. На нем основаны все виды творчества, новаторство, способ приспособления человека к жизни, постоянно меняющейся и разнообразной. Принцип искажения хорошо выражен в семейной психотерапии, когда психотерапевт просит супругов рассказать о своей семейной жизни. Каждый из них представит собственную версию случившегося, собственную версию их жизни, каждая из которых сильно отличается от другой, поскольку будет основана на восприятии, убеждении и ценностях разных людей. И задачей психотерапевта в подобной ситуации становится не поиск истины, а попытка свести две модели восприятия себя и собственной семьи в одну или сблизить их, привести к взаимопониманию. Все три универсальных процесса моделирования могут привести человека как к адаптации, так и к дезадаптации. Они могут быть полезными и неполезными.

Репрезентативные системы. Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. Различают визуальную (В), аудиальную (А, Д), кинестетическую (К, тактильные, мышечные ощущения, чувства), вкусовую и обонятельную модальности.
Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить, предикатов какой модальности используется больше.
Примеры зрительных (визуальных) предикатов: увидеть, смотреть, яркий, перспектива, точка зрения и т.д.
Примеры аудиальных предикатов: слушать, созвучный, громко, тихий и т.д.
Примеры кинестетических предикатов: чувствовать; ощутимый; тяжело; грустный; ухватить и т.д.
Ведущая модальность (глазные ключи доступа) — модальность, используемая человеком при извлечении информации из памяти. Определяется путем наблюдения за глазодвигательными сигналами в соответствии с указанной ниже схемой при ответах человека на различные вопросы.

Вв — визуальные вспоминаемые образы.
Вк — визуальные конструируемые образы.
Ав — аудиальные вспоминаемые образы.
Ак — аудиально конструируемые образы.
К — кинестетические образы.
Д — внутренний диалог.

Взгляд прямо с расширением зрачков указывает на визуальный доступ к информации.
Схема действительна для правши, для левши нужно использовать инвертированную схему.
Референтная модальность — модальность, используемая человеком для определения истинности чего-либо. Определяется путем выделения предикатов в речи и наблюдения за ключами доступа при ответах на соответствующие вопросы (см. далее), а также наблюдением за мимикой и реакциями тела.
Стратегия — последовательность модальных переходов при выполнении мыслительных операций.

Визуальная репрезентативная система Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир. ПРИЗНАКИ. Определить визуала можно по выпрямленной шее/спине, а также по взгляду, направленному вверх. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа визуалы могут на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Их губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью­ то речь или просто что­то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей. ВНЕШНОСТЬ. Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся.

Аудиальная репрезентативная система Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений. ПРИЗНАКИ. Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой­то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей. ВНЕШНОСТЬ. Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.

Кинестетическая репрезентативная система Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно­-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему­-то, ощутить это физически

ПРИЗНАКИ. Распознать в человеке кинестетика можно, в первую очередь, по глазам: его взгляд часто имеет направленность «вниз­вправо». Дыхание кинестетика брюшное и глубокое, но в зависимости от испытываемых им ощущений, будет меняться. Губы, в большинстве случаев, мягкие и полные, а тон голоса ­ низкий, глубокий, иногда хриплый и немного приглушённый. Во время разговора кинестетик будет говорить медленно, делая продолжительные паузы во время поиска соответствующей информации внутри себя. На кинестетиков приходится около 20% всех людей. ВНЕШНОСТЬ. Если восприятие кинестетиков направлено внутрь себя, то, скорее всего, внешне это выразится в полноте и округлости тела. Если же восприятие направлено во внешний мир, то это отразит крепкость и мускулистость. Большинство кинетстетиков передвигается довольно медленно. Чтобы побудить их к активности часто требуется проявить физический контакт – похлопать или как­ то поощрить. А при общении рекомендуется находиться поближе, т.к. кинестетики предпочитают близость.

Дигитальная репрезентативная система Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно­логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем. ПРИЗНАКИ. Понять, что человек дигитал, можно как по движению глаз, которые могут быть часто направлены вниз­влево или перемещаться из стороны в сторону, так и по тонким и сжатым губам. Его дыхание неровно и отличается короткими вздохами. Если говорить о позе, то плечи обычно расправлены, шея выпрямлена, руки скрещены на груди. Голос часто звучит монотонно, человек говорит как будто «на автомате». К категории дигиталов относится лишь небольшой процент всех людей. ВНЕШНОСТЬ. Учитывая то, что люди с дигитальной репрезентативной системой включают в себя свойства людей с визуальной, аудиальной и кинестетической системами, определить их точные внешние признаки довольно сложно. Можно только сказать, что внешне они могут выглядеть совершенно по­разному. Помимо вышеперечисленных, существуют также и две другие репрезентативные системы – это олфакторная (обонятельная) и густаторная (вкусовая). Но эти системы распространены очень слабо и люди, у которых они имеются, встречаются довольно редко. Данные системы наблюдаются преимущественно у тех людей, которые лишены слуха или зрения. По этим причинам в НЛП они практически никогда не рассматриваются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.