Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бухучет на предприятии. Ведение и формы бухучета и отчетности.






 

Согласно Федеральному закону " О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г.? 129-ФЗ все предприятия, независимо от организационно-правового статуса и формы собственности, обязаны осуществлять бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в установленном объеме учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также соответствующим государственным органам. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны предъявлять налоговым службам декларации о доходах и расходах, которые невозможно правильно составить без ведения бухгалтерского учета по установленным формам.

Все хозяйствующие субъекты (в том числе и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица) ведут учет имущества и хозяйственных операций. Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику происходящих экономических процессов в целях эффективного управления предприятием.

В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет принято подразделять на оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет предназначен для быстрого и оперативного отражения совершаемых хозяйственных процессов непосредственно в ходе их осуществления; прерывен во времени; характеризуется краткостью и быстротой получения учетных данных. Учет ведется без применения какой-либо системы, данные сообщаются устно и (как правило, не документируются) служат для повседневного текущего руководства и управления предприятием.

Статистический учет связан с отражением массовых социально-экономических явлений в производственной и непроизводственной сфере, отраслях, экономике в целом.

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Под хозяйственной операцией понимается любое движение денег в организации в связи с осуществлением какого-либо действия, т.е. факта финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оформленного соответствующим документом, имеющим необходимые реквизиты учета (наименование товара, работ, услуг; дата операции; наименование сторон, совершивших данную хозяйственную операцию; учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные).

Учет хозяйственных операций ведется путем:

 

● сбора и регистрации всей первичной информации на основе первичных учетных документов;

● систематизации информации, содержащейся в первичных учетных документах;

● обобщения информации на основе первичных документов.

Учет необходим для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и проведения анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Данные бухгалтерского учета содержат большую часть информации, необходимой для реализации основных функций управления строительным предприятием: планирования (прогнозирования), контроля и анализа (оценки). Таким образом, бухгалтерский учет — это часть управленческого комплекса организации.

Обязательный учет всего имущества, производственных запасов, затрат, объемов выполненных работ, оказанных услуг, задолженностей и обязательств, имеющихся фондов, денежных средств (рублевых и валютных) означает полное отражение финансово-хозяйственной деятельности (всех хозяйственных операций), а также активов и пассивов предприятия.

Важное значение при организации бухгалтерского учета имеет использование учетных измерителей деятельности предприятия. Существует три вида учетных измерителей: денежные (стоимостные), натуральные, трудовые.

В бухгалтерском учете используются следующие основные понятия:

первичный учет — заполнение первичных документов при совершении хозяйственных операций. Он является основой для синтетического и аналитического учетов;

аналитический учет — учет детальной информации об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

синтетический учет — систематизация первичных учетных данных бухгалтерского учета по видам имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень всех балансовых счетов, используемых в системе бухгалтерского учета;

бухгалтерская отчетность — единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия и финансовые результаты его хозяйственной деятельности за отчетный период, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения имущества по составу и размещению и источников его формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

активы — хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию;

обязательства — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательства могут возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательств может происходить также в форме замены обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны кредитора;

капитал — это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами;

доход — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников. К доходам относят выручку от реализации строительных работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы;

расход — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками. К расходам относят затраты на выполнение реализованных строительных работ, услуг, оплату труда работников, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

Основные задачи бухгалтерского учета заключаются в:

● формировании полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении для внутренних и внешних пользователей: собственников, кредиторов, инвесторов, руководителей и т.п.;

● обеспечении необходимой информации для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

● предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия.

Содержание основных задач бухгалтерского учета указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. В первую очередь бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность призваны удовлетворять потребности собственников и управляющих, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.

Составление налоговой отчетности с целью контроля за соблюдением налогового законодательства является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетности, существенно различаются, а значит, различаются и показатели отчетности. Бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщающей информации бухгалтерского учета. Налоговая отчетность компонуется из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета, путем специальных расчетов и корректировки показателей бухгалтерской отчетности.

Основная цель законодательства о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.