Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кино как средство массовой коммуникации






Массовая коммуникация представляет собой процесс распространения информации (духовных ценностей, знания, правовых и моральных норм) с помощью различных технических средств (радио, печать, кинематограф и телевидение) на большие аудитории. При всем этом массовая коммуникация выступает как некий социально-ориентированный вид общения, главной функцией которой является не только информирование, но и соединение индивидов в социальной среде. Подводя итоги сказанного можно сказать, что массовая коммуникация является средством, с помощью которого люди ощущают себя членом общности, социума и включается в его жизнь.

Всем известно, что кино имеет способность объединять людей. Оно является мощным информационным полем, через которое люди обогащаются небольшой долей знаний, узнают о событиях, которые происходят в мире, смотрят развлекательные или познавательные фильмы, а также учатся иностранным языкам и поступкам в жизненных ситуациях. Являясь определенно пассивно-привлекательной сферой развлечения для общества (так как оно доступно для всех и в любое время суток), влияние кино затронуло всевозможные уровни человеческого сознания: начиная с контакта с фильмом, его восприятия до его обдумывания и обсуждения с друзьями, родственниками и знакомыми. Проанализировав новую информацию, полученную в процессе просмотра данного фильма и, выбрав привлекательные аспекты (неосознанно): прическу, манеры, стиль одежды, стиль поведения и общения), человек, незаметно для самого себя, частично преображается под воздействием данной информации, а также начинает чувствовать, думать и вести себя так, как не свойственно ему было ранее.

Кинематограф, являющийся системой, а также обладает структурой и реализует различные функции самих средств массовой коммуникации - воспитательная, информационная, развлекательная, организация проведения. Здесь особо важным является то, что необходимо сделать вывод: существует такие виды кинодеятельности, выполняющие одну из данных функций. Например, хроника и учебное кино. Можно ограничиться рассмотрением кинематографа в двух видах:

1. Как вида искусства.

2. Как средства массовой информации.[7]

В определенной степени это значительно усложняет задачу, так как сам контакт с произведениями искусства осуществляется не по конкретным законам коммуникации, а именно по законам общения.

Кино обладает большим потенциалом в силу своего статуса как средства коммуникации и осуществляет воздействие на общество в целом. Вне зависимости от того, как зритель относится к показанному кино, в большинстве случаев у него появляется желание провести свободное время с друзьями в кинозале и получить удовольствие от просмотра какого-либо кино. Всем хорошо известна ситуация, когда газеты и журналы наполнены негативными отзывами о какой-либо картине, хотя билеты на данный фильм больше невозможно приобрести. Критики обсуждают кинозрителей за отсутствие вкуса, а зрители в свою очередь начинают относиться к такой негативной литературе критиков. Особенно часто данная картина появляется тогда, когда на киноэкраны выходит картина, которая сделана в «низком» жанре.

Психологи видят сущность общения во взаимном обмене индивидуально-личностным содержанием. В этом процессе особенно подчеркивается взаимодействие. Соответственно, контакт публики с фильмом строится непосредственно на основе приема передачи информации на основе активного включения кинозрителя в фильм. Данный тип взаимодействия не является специфическим для публики и кинокартины. Если брать любое произведение искусство, то оно всегда «общается» с обществом, воздействуя непосредственно на его сердце и разум. Но при этом не стоит забывать, что российский кинематограф принадлежит как к музам, так и к средствам массовой информации. Именно поэтому общество часто сталкивается с ситуацией, когда все вышеперечисленные функции массовой коммуникации реализуется фильмом в общем комплексе. Кроме всего прочего, они реализуются через эстетическое воздействие самого кинопроизведения и это является чрезвычайно важным.

В данной ситуации стоит обратиться к примеру из хрестоматии. Например, Кранкауэру впервые удалось показать на основе фильмов психологическую готовность прихода к власти самого Гитлера. Теоретик пишет, что постоянное появление в фильмах сюжетных мотивов и изобразительных мотивов говорит о том, что они и есть проявление внутренних и внешних побуждений человека. Данные мотивы однозначно заключают в себе социально-психологические модели поведения в том случае, если они проникают в непопулярные и популярные фильмы. С одной стороны, советский кинематограф быстро формирует публику и настраивает на определенное настроение, но с другой - сама публика создает это кино и именно состояние общественной психологии в целом. Слово «создает» в данном сообщении можно употребить в переносном или в прямом смысле. В прямом смысле - когда проблема взята из действительности, перенесена и осмыслена непосредственно на экран, а в переносном - когда фильм становится самым популярным среди фильмов в прокате, который на самом деле не заслуживает особого внимания.

Ю. Лютман писал, что кинофильм принадлежит идеологической борьбе, искусству эпохи и культуре. Данными сторонами он связан со всевозможными сторонами жизни, а это, в свою очередь, порождает ряд значений, которые и для современника и для любого историка оказывают наиболее существенные эстетические проблемы. Взяв во внимание особенности киноповествования, он говорит, что в фильм на протяжении всего его существования втирается последовательность вне текстовых ассоциаций исторического, общественно-политического и культурного плана непосредственно в виде различных цитат.

Таким образом, произведение кинематографа, как целостность, оказывается в значительной степени связанным с социально-культурным контекстом, который в свою очередь его и порождает. Восприятие самого фильма вызывает у кинозрителя ряд ассоциаций, которые будто не возникают из визуального ряда. Такая связь действительности с текстом фильма объясняется определенной спецификой языка, который и использует кинематограф. Киноречь является слышимой и видимой в реальной жизни. Кинозритель, который охвачен экранными образами, одновременно переживает судьбу самого героя, как свою. Он входит в мир кинопроизведения и перестает быть наблюдателем тех событий, которые происходят на экране, а становится активным участником. Кроме того, сюжеты фильма вызывают у кинозрителя такие ассоциации, которые связывают художественную основу картины с окружающей действительностью. Данные черты выражают тесную связь с бытием людей и способность фильма привлечь зрителя в кинопространство - обуславливают возможность общественного воздействия кинематографа, а так возможность непосредственно осуществлять функции в общем комплексе.

И здесь возникает проблема. Она заключается в том, что для активного влияния на сознание людей и служить неким средством познания реальной действительности, каждый фильм должен стремиться быть произведением искусства. Но, с другой стороны, ему важны контакты с тысячной, даже с миллионной аудиторией. К сожалению, массовой картина становится с точки критики, не принадлежащая к каким-либо шедеврам. Обращаясь к психологическому восприятию кино, можно нарисовать следующую картину: при восприятии различных звуковых образов возникает сильнейшее эмоциональное возбуждение. На основе полученных эмоций возникают сочувствие, сопереживание и сопричастность, при которых весь процесс переходит в личностный активный процесс соучастия. Но не стоит забывать, что соучастие в свою очередь не является постоянным явлением, а чередуется с отчуждениями кинозрителя. Данная смена таких чувств от соучастия к отчуждению зависят от разных причин, в основе которых сам фильм и его содержание, а также психологические особенности самого кинозрителя.

Кино обладает большим потенциалом в силу своего статуса как средства коммуникации и осуществляет воздействие на общество в целом. Вне зависимости от того, как зритель относится к показанному кино, в большинстве случаев у него появляется желание провести свободное время с друзьями в кинозале и получить удовольствие от просмотра какого-либо кино. Всем хорошо известна ситуация, когда газеты и журналы наполнены негативными отзывами о какой-либо картине, хотя билеты на данный фильм больше невозможно приобрести. Критики обсуждают кинозрителей за отсутствие вкуса, а зрители в свою очередь начинают относиться к такой негативной литературе критиков. Особенно часто данная картина появляется тогда, когда на киноэкраны выходит картина, которая сделана в «низком» жанре.

Если обсуждать массовую культуру запада, то можно сказать, что ее произведения напрямую также связаны с существующей реальностью, но специфическим способом. Это заключается в том, что они довольно часто функциональны по отношению к целям общества. Не случайно ведь кинематография определяется как мощнейшее средство манипулирования сознанием общества. Вспомним, например, американские фильмы, которые прошли на советских киноэкранах. Их мораль проста - «будь сильным и смелым, и ты получишь в награду существенную сумму денег». При всем этом данная мораль не провозглашается в монологах героев, она является закодированной и практически не заметной, но в то же время ее все - таки подразумевают в контексте.

Основным недостатком российских кинокартин заключается в отсутствии профессионализма самих создателей. Недостаточное владение конкретным жанром проявляется в том, что рождаются не захватывающие детективы и несмешные комедии и это становятся настолько очевидным, когда кинозритель замечает, что все это является не таким подлинным сюжетом, которого он ожидал. Именно поэтому на сегодняшний день очень остро стоит вопрос о профессиональности работников в развлекательных жанров и самих режиссеров, так как развлекательность и зрелищность далеко не синонимы.

Основная проблема большинства советских мелодрам, комедий и детективов заключается в том, что режиссеры даны жанров фильмом пытаются усложнить сам фильм так, что его создатели не могут соединить драматическую и развлекательную линии воедино. Они губят друг друга в следствии того, что являются изолированными.[8]

 

Рис. 1.4 Кино как средство массовой коммуникации

 

Созданная мелодрама зачастую вызывает у кинозрителя серьезные размышления о жизни, но они не разрушают ее как произведение искусства, если данные проблемы являются закодированными авторами. Сущность самого кинематографа проявляется лучше всего в случае массового фильма. Все дело в том, что качественно созданный развлекательный фильм доступен каждому и является надежным коммуникатором. При всем этом самой главной функцией произведения киноискусства является эстетическое восприятие, но оно совсем не доминирует. Вместо этого на передний план выдвигается так называемая рекреативная функция фильма. В то же время такая кинокартина не сможет существовать без связей с социально-культурным контекстом. Набор ассоциаций, ее восприятие изменяются в зависимости от конкретного времени. И, не смотря на то, что фильм подразумевает самостоятельную целостность, он также включает некий поток массовой коммуникации. Именно поэтому кинокартина становится кассовой потому, что ее содержательные и образные структуры совпадают с нравственными ожиданиями аудитории актуальными на сегодняшний день. Разумеется, связи кино с бытием людей носят опосредованный и очень сложный характер. Однако не стоит о них забывать и отключать поля внимания.

Когда люди встречаются с уже общепризнанными произведениями киноискусства, например, такими, как: В. Шукшина «Калина красная» или Р. Быкова «Чучело», в основе которых заложены непреходящие и вечные ценности, то в такой ситуации на первый план становится эстетическое воздействие данных фильмов на человека. Можно сказать, что они информируют кинозрителей и воспитывают их определенным образом, а также организуют их поведение в целом. Однако этого недостаточно для того, чтобы охарактеризовать влияние данных кинокартин на общество. Все - таки лучше всего оно определяется через потрясения, которое очищает воздействие на конкретного человека. Данные фильмы так же включены в основной поток массовой коммуникации, которая, в свою очередь, формирует тип отношения к миру в целом. Многим известно, что западные критики в «Красной калине» увидели исключительно мелодраму с фрагментами уголовной жизни, однако их жизнь на ее фоне кардинально отличается от функционирования самих лидеров проката. В последнем случае присутствует «размывание» специфики фильма как истинного произведения искусства и приоритет в данном случае получают его коммуникативные средства и свойства.

Именно по этой причине киноведение зачастую не может справиться с «лидерами проката», так как оценивают их со стороны эстетических достоинств.

 

Психологи видят сущность общения во взаимном обмене индивидуально-личностным содержанием. В этом процессе особенно подчеркивается взаимодействие. Соответственно, контакт публики с фильмом строится непосредственно на основе приема передачи информации на основе активного включения кинозрителя в фильм. Данный тип взаимодействия не является специфическим для публики и кинокартины. Если брать любое произведение искусство, то оно всегда «общается» с обществом, воздействуя непосредственно на его сердце и разум. Но при этом не стоит забывать, что российский кинематограф принадлежит как к музам, так и к средствам массовой информации. Именно поэтому общество часто сталкивается с ситуацией, когда все вышеперечисленные функции массовой коммуникации реализуется фильмом в общем комплексе. Кроме всего прочего, они реализуются через эстетическое воздействие самого кинопроизведения и это является чрезвычайно важным.

У массы существуют как жестокие, так и благородные намерения. Она легко возбуждается, она импульсивна и изменчива в своих взглядах и решениях. В ней любое предположение доходит до крайности: недоверие до ненависти, а симпатия до обоготворения. Человека, находящегося в массе можно сравнивать с машиной. У него не существует собственной воли, но присутствует индивидуально, есть коллективная душа, но при этом нет личных качеств. Такой человек не действует самостоятельно, а всегда направляется за лидером массы или массой в целом.

Кино является наиболее развитым средством контроля за массами. Посредством кино и определенные информационные институты производится перенаправление человека в направление, которое удобно самой власти. Кинематограф, как выяснилось, приводит к дестабилизации социального равновесия в обществе, оказывает разрушающее воздействие на культуру общества, а также оказывает негативное влияние на молодежь современного общества.

 

 

1.6 Причины «массовости» кино с точки зрения психологии

Проблему массового сознания исследовал З. Фрейд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В данном произведении Зигмунд противопоставляется единичному и индивидуальному. Масса является количеством людей. Например, самая маленькая масса, которая состоит из двух человек, возникает непосредственно с помощью гипноза. В массовости личные характеристики каждого индивида теряют свое истинное значение в пользу большинства.[9]

Чем же можно объяснить существование входящих в общую для всех массу людей души? Фрейд говорил о том, что обессиливается и сносится психическая надстройка, которая различно развита у определенных людей, и обнаруживается у всех одинаковый бессознательный фундамент. Человек в общей массовости не осознает себя и полностью доверяется большинству. В такой ситуации и слишком легко управлять, он легко поддается внушению со стороны большинства и лидера массы. Данное заражение является определенным следствием внушаемости, которая присуща всем людям. Это активно используют на современном этапе жизни. В настоящее время выпуску качественного фильма предшествует рекламная компания телевидения. Стоит только вспомнить о рекламе, которая сопровождала прокат какого-либо нового фильма, как она создает огромный спрос и ярко показывает насколько легко можно воздействовать на сознание человека.

У массы существуют как жестокие, так и благородные намерения. Она легко возбуждается, она импульсивна и изменчива в своих взглядах и решениях. В ней любое предположение доходит до крайности: недоверие до ненависти, а симпатия до обоготворения. Человека, находящегося в массе можно сравнивать с машиной. У него не существует собственной воли, но присутствует индивидуально, есть коллективная душа, но при этом нет личных качеств. Такой человек не действует самостоятельно, а всегда направляется за лидером массы или массой в целом.

Чтобы объяснить, почему кино является массовым видом искусства, нужно знать историю возникновения и непосредственно формирования основных его направлений. Наиболее влиятельными и известными в истории кинематографа был русский кинематограф двадцатых годов, который развивал теорию монтажа, а также немецкий экспрессионизм и итальянский неореализм. Если же европейская традиция воспринимает кино как искусство, создавая шедевры кино, то Голливуд, который принял установку конкретно на развлечение, легкость и эффективность восприятия кино, тиражировал фильмы с однотипными и похожими по своему содержанию образами.[10]

Поскольку такой продукции, которая ориентирована на массовость, гарантирован успех, в настоящее время заполняет большинство телеэкранов. Кино впервые предоставило возможность увидеть большую массу людей так, как нельзя увидеть просто толпу, находясь в ней, а смотреть со стороны. Еще первые фильмы не являлись жанровыми картинами, а были съемки реальных, действительных фактов. Это объясняет то, что в центре кинематографического интереса находится явление, зачастую являющееся самой массой.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод о том, что кинофильм охватывает практически все эмоции человека, но данное явление не осознанное и человеку навязывают представления, которые по своей глубине переживания можно присвоить к собственному опыту кинозрителя.

Монтаж позволяет испытать шокирующее ощущение от откровенных сцен или жестокости, цель которых заключается в пробуждении чувств человека. Жестокость широко распространилась в искусстве ХХ века, и сегодня она обретает собственное обоснование. Если на начальных этапах создания она вызывала мощный эмоциональный отзыв, то сегодня это является массовым явлением телевидения, кино и газет. Существуют определенные представления жестокости и это служит высвобождением агрессии, присутствующей в жизни каждого человека.

С помощью искусства постигается самосовершенствование. В этом и состоит цель искусства - открыть не раскрытую способность человека в эстетике и помочь ему познать самого себя. Кино, бесспорно, является искусством и оно обогащает духовное состояние всего общества. Кино, отражающее мировоззрение режиссера создаваемого фильма, называется авторским. Только многообразие различных точек зрения и мнений может возвысить кино на уровень истинного и искусства.

Не смотря на то, что фильм подразумевает самостоятельную целостность, он также включает некий поток массовой коммуникации. Именно поэтому кинокартина становится кассовой потому, что ее содержательные и образные структуры совпадают с нравственными ожиданиями аудитории актуальными на сегодняшний день. Разумеется, связи кино с бытием людей носят опосредованный и очень сложный характер. Однако не стоит о них забывать и отключать поля внимания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.