Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология адаптивности к новым условиям






Подростки и молодёжь, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются специфическими социально-психологическими качествами. Они имеют общее отставание в развитии, коммуникативные трудности, эмоциональные проблемы. По данным научных исследований разработана структура личности подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, которая обобщает качества в следующие основные компоненты: дезадаптивность, приспособленчество, просоциальное поведение, адаптивность, самоутверждение, рационализация, мобилизация сил, честность. Адаптивность имеет положительную связь с такими качествами, как принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование, самоотношение, беспечность.

Адаптивность личности – способность к адаптации, принятию существующих в обществе требований и критериев за счёт присвоения норм и ценностей данного общества (Психологический словарь). Адаптивность выражается не только в способности адаптироваться, но ив желании приспособиться к ним.

Благодаря применению технологий, составляющих в программе смены Технологию Успеха, ребята пройдут не одну серию тренингов. Доказано научными исследованиями, что после проведения тренинга степень структурной организации качеств личности подростков становится выше, повышается общая скоординированность качеств в структуре.

Положительные изменения в коррекции структуры личности произойдут не только с помощью тренингов. В этих целях планируется проведение групповых и индивидуальных арт-терапевтических занятий, использование игры, организация индивидуальных и групповых бесед, просмотр фильмов психодраматического содержания, встречи со специалистами.

При наличии проблемы (напряжения) у ребёнка необходимо провести беседу, организовать выслушивание, попросить спроецировать своё состояние на внешние предметы (животное, растение) и рассказать от его лица.Есть смысл «возвращения в детство», к более ранним этапам развития, когда ребёнок получал удовольствие от социального взаимодействия и готов пережить положительные эмоции вновь. Следует вернуть пропущенные игры и сказки, непросмотренные фильмы и непрочитанные книги, вернуть право на шалость и смех, любовь и заботу.

В качестве вспомогательного средства используются возможности песочной терапии – «техники построения мира», которая создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, существенно повышает личностную ценность.

Следует учитывать существующие в лагере барьеры на пути развития позитивных отношений. Если представлять обобщенно, можно выделить следующие: эмоциональные, информационные, поведенческие, социальной ленности, деятельностные, ценностные. Преодоление большинства обозначенных барьеров в жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря поможет установить в коллективе устойчивый эмоционально положительный настрой, способствующий формированию позитивных взаимоотношений.

Незаменимую роль в содержательном наполнении реабилитационного общения, особенно когда речь идет о подростках, склонных к употреблению алкоголя или табакокурению, играют волонтерские группы и обучающие программы, интенсивность деятельности и отношений. Это поистине многочасовой тренинг, калейдоскоп социальных ролей и широкий диапазон социальных инициатив. Социальная адаптация возможна благодаря компенсаторным механизмам, посредством которых нарушенное проявление может быть заменено другим. К этому средству в педагогике приходится прибегать довольно часто: спорт вместо наркотиков, туристический поход вместо страха одиночества, государственное учреждение вместо беспризорной улицы. В процессе реабилитации и адаптации замещение может дать быстрый и эффектный результат. Социально-педагогическая поддержка и помощь детям, находящихся в трудной жизненной ситуации содействует успешной социальной адаптации детей в случае реализации предложенных направлений действий. Участники смены получают практический опыт позитивного и конструктивного общения, который позволяет восполнить дефицит эмоционального общения и реализовать жизненные цели.

Механизм адаптации определяется деятельностной природой самой личности и социальной средой. Оздоровительно-образовательная среда в лагере обеспечивает эффективную реализацию внутренних потенциалов ребенка при условии, что она по своим целевым, содержательным, организационным и технологическим компонентам будет адаптивной.

 

Вот почему разработаны технологии командообразования, патриотизма,

здоровьесбережения, проектной деятельности, профориентации и адаптивности.

С описанными выше технологиями участники смены соприкоснутся, будучи в роли стажёров, проходящих подготовку в Молодёжном центре по нескольким направлениям. Этот центр – некая модель учебного заведения, где приветствуются люди с навыками работы в команде, сторонники здорового образа и спортивного стиля жизни, обладающие способностями создавать и защищать проекты, патриоты своей Родины, будущие профессионалы, признающие и соблюдающие этикет.

Пройдя обучающие курсы и усвоив программу развития, успешные стажёры получают сертификат, подтверждающий личные достижения. По итогам смены у каждого на руках Портфолио с полученными наградами, а в душе ощущение успеха. В Технологии Успеха проводятся акции: «Дерево героев» и «Великолепная десятка». Самые достойные получают право повязать именную ленту героя на Дерево Героев, которое находится на Территории Развития в лагере. В «Великолепную десятку» по результатам какого-либо мероприятия попадают самые лучшие ребята. Сформируются «Десятка чемпионов», «Десятка эрудитов», «Десятка талантов», «Десятка сторонников ЗОЖ» и т. д.

Силами участников смены реализуются два грандиозных коллективных проекта. Один из них – это постановка спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» по произведению А. П. Гайдара. После сдачи театрального проекта спектакль увидят участники программ «Вместе весело шагать» и «Я познаю мир». Другой творческий проект – «Биеннале молодого искусства». Результатом этого проекта станет арт-объект на территории лагеря.

Все дела смены способствуют укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, удовлетворяя потребность подростков и молодёжи в полноценном отдыхе, социализируя и реабилитируя детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Разнообразие видов отдыха, оздоровления и занятости позволяет подросткам и молодёжи чувствовать себя успешными, обогащать свой внутренний мир, получать новые впечатления, укреплять здоровье, расширять круг социальных контактов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.