Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О необходимости законодательного закрепления понятия вещного права (постановка проблемы).






 

Определение вещного права не было закреплено в законодательстве ни на одном этапе развития отечественного правопорядка (а именно дореволюционном, советском, современном) в силу различных исторических обстоятельств.

Подобно вещи, категория вещного права оказалась не определенной в действующем гражданском законодательстве.

Причем если разработке понятия права собственности российский законодатель еще уделил внимание и действующим ГК оно было дополнено и уточнено, то понятие вещного права как субъективного гражданского законодателем России не определено.

Может возникнуть вопрос: а есть ли надобность в таком определении?

Есть ли научная необходимость, теоретическая и практическая важность выделения отличительных черт вещного права, создания особой конструкции вещного права?

Ответ на этот вопрос мы находим в трудах русских дореволюционных цивилистов, которые со всей серьезностью подходили к выработке данной категории, объясняя ее важность как с теоретических позиций, так и с позиций практики.

Так, К. Победоносцев в своем «Курсе гражданского права» с сожалением писал об отсутствии в русском дореволюционном гражданском праве особой категории – вещного права: «Свод наш страдает еще и неопределенностью терминов.., чему нельзя и удивляться по относительной юности нашего законодательства и языка, не успевшего еще выработать свою терминологию для науки права».

Необходимый язык четких категорий в области вещного права мы до сих пор не обрели.

В связи с чем и сегодня, как и в конце XIX века, «испытываем значительные затруднения для систематического изложения наших гражданских законов».

Таким образом, в первую очередь, теоретические начала вещного права важны для законодателя. Именно законодатель должен исходить, держать, как говорится, в уме теоретическую конструкцию, определяясь с системой изложения гражданских прав.

К. Победоносцев совершенно справедливо отмечал, что хотя система юридических отношений не может иметь математической точности, но она (система) необходима. Гражданские законы должны иметь систематическое изложение, чтобы не приходилось «приискивать для отдельных предметов», например залога, удержания, владения, проживания, аренды и других субъективных гражданских прав, «наиболее удобное помещение».

Теоретические начала вещных прав должны быть выработаны наукой и сформулированы в законодательстве для того, чтобы быть заложенными в основание системы гражданских прав.

Во-вторых, теоретическая конструкция вещного права не менее важна и для правоприменения.

Не секрет, что защита любого гражданского права определяется его существом.

Следовательно, для того чтобы эффективно построить защиту, необходимо исходить из правильно определенной природы права.

Бывают случаи, и далеко не редко, когда то или иное возникшее право трудно однозначно отнести к обязательственному или вещному. Более того, возможны некоторые «переходные» формы, о которых говорил Ю. С. Гамбаров в своих лекциях по вещному праву.

Тем не менее нельзя не согласиться с общим выводом К. Победоносцева, что в конечном счете «всякое право по имуществу принадлежит непременно к той или другой категории – есть или право вотчинное, право на вещь, или личное, право на действие другого лица.., и даже если они соединяются, праву придается или вещный, или обязательственный характер».

Следовательно, теоретические начала вещного права объективно необходимы.

Определение понятия и признаков вещного права для современной отечественной цивилистики остается весьма актуальным. Существующая на страницах юридической литературы дискуссия свидетельствует об отсутствии единства в кругах российских правоведов по этому вопросу.

Между тем эта проблема давно решена в гражданском праве развитых правопорядков, основанных на классическом пандектном учении.

Важность определения понятия и признаков вещного права при создании механизма правового регулирования вещных правоотношений подчеркнута и в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденной 7 октября 2009 г. Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.