Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические условия развития






игры детей»

воспитатель: Родионова Т.Н.

 

Известно, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для свободной игровой деятельности.

 

Предметом особого внимания педагогов стал анализ психолого-педагогических условий развития игры детей. Они предусматривают следующее.

 

· Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные, игры-экспериментирования, игры-фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные); установление баланса между разными видами игр.

 

· Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре, через разные источники информации: экскурсии, посещения музеев и театров, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы, обсуждения событий и др.

 

Особое значение мы придаем построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Неприменными компонентами этого пространства, с нашей точки зрения, являются следующие.

 

· Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: творческие, сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

 

· Создание условий для индивидуальных подгрупповых и коллективных игр, с тем чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.

 

· Обеспечение условий изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.

 

· Своевременное изменение предметно-игровой среды: внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.

 

· Оптимальный отбор игр, игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество и не соответствующее уровню развития детской игры качество ограничивают развитие ребенка и тормозят его игровую инициативу.

 

· Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду – в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами – посредством многофункциональных легко трансформируемых элементов (поролоновые модули, пространственные конструкторы, ширмы, низкие устойчивые плоскости и др.)

 

· Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды: ее содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.

 

Однако роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности: побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений путем реализации приемов активизирующего общения: игровых проблемных ситуаций, подсказывающих ситуаций, проблемных вопросов, участия в игре с принятием главной или второстипенной роли, разрешения конфликтной ситуации и др.

 

Условия эти могут остаться нереализованными, если в воспитательно-образовательном процессе ДОУ не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности, являющихся одним из основных компонентов развития игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Педагогов, изучающих проблемы игровой деятельности, интересует и то, как игра используется не только на занятии, но и на прогулке, в повседневной жизни, особенно в вечерний отрезок времени.

 

Игры развиваются в следующей последовательности:

 

· Младший дошкольный возраст – режиссерская игра

(игра-манипуляция предметами);

 

· Средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра-диалог);

 

· Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссерская игра (игра-фантазия, сюжетосложение).

 

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы-заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.

 

В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать, помимо игрушек, предметы-заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словестно, без опоры на реальный предмет (или предметы).

 

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет).

 

Ребенок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. На шестом году жизни у детей развивается интерес к режиссерским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куклдки и пр.), но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок, шарик …), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия).

 

Мы рекомендуем педагогам особое внимание уделить двум основным аспектам, таким как

 

1) формирование оснований для развития детской игры: беседы, диалоги с детьми, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии, использование технических средств (слайды, аудио- и видеофильмы, грамзаписи), наблюдение за играми других детей, использование музыкального репертуара, составление альбомов, книг по теме игры и т.д.;

 

2) содействие становлению игрового опыта ребенка: знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования, организация игрового пространства, отражение типичных черт роли, игры-имитации, режиссерские, конструктивные и подвижные игры, ручной труд, изодеятельность (самостоятельное изготовление атрибутов).

 

Немаловажным составляющим компонентом развития игровой деятельности является также развитие коммуникативных умений, чему могут способствовать: эстетические беседы, театрализованные игры, игры-инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи» и др.

 

Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем – как партнер в игре двух-трех детей. Далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

 

Можно сделать вывод: процесс самораскрытия ребенка в игре, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.