Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устное народное творчество






 

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

 

Вот проснулся петушок,

 

Встала курочка.

 

Подымайся, мой дружок,

 

Встань, мой Юрочка, или:

 

Кто у нас хороший?

 

Кто у нас пригожий?

 

Ванечка - хороший!

 

Ванечка - пригожий!

 

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

 

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

 

Киска, киска, киска, брысь!

 

На дорожку не садись.

 

На деточка пойдет,

 

Через киску упадет! или:

 

Встань, малыш, еще разок,

 

Сделай маленький шажок,

 

Топ, топ!

 

Ходит мальчик наш с трудом,

 

Первый раз обходит дом,

 

Топ, топ!

 

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

 

Травка - муравка, сосна поднялась,

 

Птица - синица за зерна взялась,

 

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

 

Детки - за молоко.

 

или:

 

Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

 

При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

 

Вот и люди спят,

 

Вот и звери спят.

 

Птицы спят на веточках,

 

Лисы спят на горочках,

 

Зайцы спят на травушке,

 

Утки на муравушке,

 

Детки все по люлечкам...

 

Спят - поспят, всему миру спят велят.

 

Во время одевания на прогулку:

 

Вот они, сапожки:

 

Этот с левой ножки,

 

Этот с правой ножки,

 

Если дождичек пойдет,

 

Наденем калошики;

 

Этот - с правой ножки,

 

Этот - с левой ножки.

 

Вот так хорошо!

 

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

 

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: " Не плачь, не плачь, куплю калач".

 

Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве " Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им " Баю-баюшки-баю", " Катя, Катя маленькая...".

 

В развлечении " Солнышко, загляни в окошечко":

 

Солнышко, солнышко,

 

Загляни в окошечко.

 

Ждут тебя детки,

 

Ждут малолетки.

 

Дождик, дождик,

 

Полно лить,

 

Малых детушек мочить.

 

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

 

Петушок, петушок,

 

Золотой гребешок,

 

Что так рано встаешь,

 

Деткам спать не даешь?

 

Наши уточки с утра:

 

Кря, кря, кря.

 

Наши гуси у пруда:

 

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

 

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

 

На дубочке,

 

Тут сидят два голубочка.

 

У них шейки голубые,

 

У них перья золотые.

 

В раннем возрасте очень важно ускорить " рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

 

Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги - картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

 

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.

 

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

 

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

 

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

 

Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - " пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:

 

Валенки - валенки,

 

Невелички маленьки.

 

Опушка бобровая,

 

Маша чернобровая.

 

Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу

 

При укладывании спать:

 

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

 

Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

 

Баю-бай, баю-бай,

 

Ты, собаченька, не лай.

 

Белолапа, не скули,

 

Нашу Таню не буди.

 

 

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть " металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.