Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания. 1. Лингвистическое понятие текст.






План занятия

1. Лингвистическое понятие текст.

2. Основные лингвистические свойства текста.

3. Функционально-смысловые типы текстов.

Основные сведения по теме. Текст (лат. textum – связь, соединение). Целостное речевое произведение, имею­щее свое начало, структуру развертывания мысли и конец как ее завершение, связанное в целое темой и основной мыслью.

Текст – результат речетворческого процесса. В каж­дой национальной культуре и в человеческой культуре в целом есть система текстов:

– художественные тексты, использующие особенности образного отражения и моделирования действительности;

– разговорные тексты, основанные на ассоциативном мышлении;

– научные, или теоретические, тексты, основанные на логико-понятийном воспроизведении результатов позна­ния;

– инструктивные, или прикладные, тексты, основан­ные на изложении готового знания и рассчитанные на пря­мое исполнение предписанного;

– информативные тексты, состоящие лишь из перечня фактов (словари, справочники…);

– агитационные тексты, воздействующие на сознание адресатов;

– тексты средств массовой информации, сочетающие особенности информативных и агитационных текстов.

В тексте можно выделить разные планы его содержа­ния:

– предметный план, содержащий информацию о фак­тах, событиях и т. д.;

– концептуальный план, то есть мысль, появляющую­ся в сознании читателя в результате прочтения всего тек­ста, не выраженную непосредственно какой-либо частью (этот план обязателен в художественном тексте, но может отсутствовать в других);

– оценочный план, слабо представленный или вообще не представленный в инструктивных и информативных тек­стах.

Каждый вид текста имеет свои собственные, присущие именно ему черты. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки, правила построения текста в целом.

Основными признаками текста в самом общем виде являются его цельность (то есть связность, завершенность, исчерпанность речевого замысла) и модальность (то есть наличие в тексте оценки и самооценки, " точки зрения").

Функционально-смысловые типы текстов

Цель создания текста   Содержание и форма текста Типичные грамма­тические средства оформления
Тип текста: описание
1. Перечисление признаков, свойств, элемен­тов предмета речи. 2. Указание на его принадлеж­ность к классу предметов. 3. Указание на назначение пред­мета, способы и области его функционирова­ния.   1. Представление о предмете в целом дается в начале или в конце. 2. Детализация глав­ного проводится с учетом смысловой значимости деталей. 3. Структура отдель­ных частей текста (элементов описания) аналогична структу­ре текста в целом. 4. Используются приемы сравнения, аналогии, противо­поставления. 5. Текст легко свер­тывается. Простое и сложное предложения: а) с прямым по­рядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновре­менного действия; г) с глаголами на­стоящего времени во вневременном значении; д) с определитель­ными характеристиками.
Тип текста: повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их вза­имосвязи.   1. Соблюдается логи­ческая последователь­ность. 2. Подчеркивается ди­намизм, смена собы­тий. 3. Композиция хронологизирована.   Простое и сложное предложения: а) с глагольным сказуемым совер­шенного вида; б) с видо-временными формами, подчеркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и времен­ной обусловленно­сти.
Тип текста: рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обосно­вание их взаимо­связи. 1. Имеются тезис (по­ложе-ние, которое дока­зывается), аргументы (суждения, которые обосновывают пра­вильность тезиса) и де­монстрация (способ доказательства). 2. Используются раз­мыш-ления, умозаклю­чения, пояс-нения. 3. Смысловые части высказывания приво­дятся в логической по­следовательности. Все, не относящееся к доказательству, опускается. Простое широко распространенное и сложное предло­жения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельст­вами или обстоя­тельственными придаточными при­чины, следствия, цели; в) с глаголами раз­ных видовых форм.

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

1) с цепными связями;

2) с параллельными связями;

3) с присоединительными связями.

Цепная (последовательная, линейная) связь – самый распространенный способ соединения предложений. Он в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений. Мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее. Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены: местоименные связи (сущ., прил., числ. заменяются в последующем предложении местоименными наречиями); лексические и синтаксические повторы; синонимические замены.

Цепные связи характерны для деловой, научной, публицистической речи.

В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчиненные предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом, параллельные связи по своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура: зачин, содержащий мысль-тезис всего текста, затем серия предложений, раскрывающих эту мысль, причем синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры; единство форм выражения сказуемых. Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.

Присоединение – такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром. (И. С. Тургенев). Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (А. П. Чехов).

Присоединительные конструкции содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью. Присоединение имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.

Текст обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. В тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение лингвистического понятия текст.

2. Перечислите основные лингвистические свойства текста. Поясните на примере.

3. Текст-описание и его виды.

4. Текст-повествование и его виды.

5. Текст-рассуждение и его виды.

6. Тексты с различными видами связи.

Тестовые задания

1. Определите вид и средства связи предложений в тексте:

По улице столицы мчится вприпрыжку молодой ещё человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо … Он весь – довольство и радость.

Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином?

1) параллельная связь, синтаксический параллелизм;

1) цепная связь, лексические повторы;

2) цепная связь, синонимические замены;

3) цепная связь, местоимения;

4) параллельная связь, союзы.

2. Определите тип речи текста:

Гоголь умер? Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё ещё не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит наконец своё долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, – пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим …

1) описание;

2) повествование с элементами описания;

3) рассуждение;

4) повествование с элементами рассуждения;
5) повествование.

Прочитайте предложения и выполните задания 3–6.

(1)...(2) В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют возмож­ность общаться, передавать из поколения в поколение накопленные ими знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. (3) Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления. (4) Следовательно, язык – необходи­мое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. (5) Русский язык – язык великого русского на­рода, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли; его счи­тают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. (6) О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели.... Н. В. Гоголь, который называл русский язык «жи­вой как жизнь», подчёркивая его способность постоянно обогащать­ся и совершенствоваться.

3. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Русский язык – один из древнейших славянских языков.

2) Язык – важнейшее средство нашего общения.

3) Русский язык – один из мировых языков.

4) «Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», – писал великий Л. Н. Толстой.

4. Какое слово должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предло­жении?

1) например; 2) видимо; 3) но; 4) и.

5. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из
предложений или одной из частей сложного предложения?

1) люди имеют (предложение 2);

2) язык связан (предложение 3);

3) он является (предложение 3);

4) его считают (предложение 5).

6. Укажите, в каком значении употреблено слово богатый в предложении 5:

1) обладающий большим имуществом;

2) дорого стоящий, роскошный;

3) содержащий в себе много чего-либо ценного;

4) содержащий в себе много ценных качеств.

Упражнение 1. Определение функционально-смыслового типа текста.

1. Прочитайте отрывки из романа М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита". Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте дан­ные таблицы, приведенной в конспекте лекции.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и черных тапочках.

б) В течение ее [ласточки] полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. В частности, не нашел ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевно больным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось.

Упражнение 2. Сравните описания растений в книге " Растения в медицине" (а) и в повести Л. Н. Толстого " Хаджи-Мурат" (б). Определите, к какому типу описа­ний (фактографических, творческих) можно их отнести. Обоснуйте ответ.

а) Репешок обыкновенный (репейничек аптечный) встречается во всех областях средней полосы России, на Кавказе. Растет по сухим склонам, лугам, кустарникам, опушкам леса, вдоль дорог, полей, заборов.

Репешок обыкновенный – многолетнее растение. Стебель прямостойкий, до 90 см высоты, шершавоволосистый. Листья очередные, прерывистоперистые, с прилистниками. Цветы мелкие, золотисто-желтые, правильные, пятичленные, чашечки с подчашеем. Соцветие длинное, верхушечное, простой колос. Плоды – мелкие цепкие семянки. Цветет в июне – июле.

Лекарственным сырьем служит трава.

б) Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошел поближе, я узнал в кустике такого же и " татарина", которого цветок я напрасно сорвал и бро­сил.

Куст " татарина" состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и пото­му стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничто­жившему всех его братии кругом его.

Упражнение 3. Прочитайте тексты и докажите, что все они могут быть определены как тексты-повествования. Определите, к какому типу (объективированных, субъективных) рассказов их можно отнести. Обоснуйте ответ.

а) В минувший вторник из Вышневолоцкого изолятора временного содержания (ИВС) Тверской области сбежали 5 заключенных. Сделать им это удалось из-за халатности милиционеров. В 4.20 двое сержантов – постовых ИВС – решили проверить камеру. Когда они открыли дверь, преступники набросились на охранников, избили их и связали.

Один из злоумышленников забрал у милиционера ключи и освободил из соседней камеры свою знакомую. А потом дерзкая пятерка беспрепятственно покинула тюрьму через внутренний двор. Кстати, все они неоднократно судимы: кто за кражи, кто за грабежи.

Через местные СМИ правоохранительные органы обратились за помощью к населению – приметы и фотогра­фии беглецов показали по телевидению. Это дало свои результаты: уже удалось задержать одного преступника. (" Комсомольская правда")

б)...Рассказ молодого чиновника сильно меня тронул. Мне было жаль бедного Кирджали. Долго не знал я ничего об его участи. Несколько лет спустя, встретился я с молодым чиновником. Мы разговорились о прошедшем.

– А что ваш приятель Кирджали? – спросил я, – знаете ли, что с ним сделалось?

– Как не знать, – отвечал он и рассказал мне следую­щее:

Кирджали, привезенный в Яссы, представлен был паше, который присудил ему быть посажену на кол. Казнь отсрочили до какого-то праздника. Покамест заключили его в тюрьму.

Невольника стерегли семеро турок (люди простые и в душе такие же разбойники, как и Кирджали): они уважа­ли его и с жадностию, общею всему Востоку, слушали его чудные рассказы.

Между стражами и невольником завязалась тесная связь. Однажды Кирджали сказал им: " Братья! час мой близок. Никто своей судьбы не избежит. Скоро я с вами расстанусь. Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на память".

Турки развесили уши.

– Братья, – продолжал Кирджали, – три года тому назад, как я разбойничал с покойным Михайлаки, мы зарыли в степи недалече от Ясс котел с гальбинами. Видно, ни мне, ни ему не владеть этим кладом. Так и быть: возьмите его себе и разделите полюбовно.

Турки чуть с ума не сошли. Пошли толки, как им будет найти заветное место? Думали, думали и положили, чтобы Кирджали сам их повел.

Настала ночь. Турки сняли оковы с ног невольника, связали ему руки веревкою и с ним отправились из города в степь.

Кирджали их повел, держась одного направления, от одного кургана к другому. Они шли долго. Наконец Кирджали остановился близ широкого камня, отмерил двена­дцать шагов на полдень, топнул и сказал: " Здесь".

Турки распорядились. Четверо вынули свои ятаганы и начали копать землю. Трое остались на страже. Кирджали сел на камень и стал смотреть на их работу.

– Ну что? скоро ли? – спрашивал он, – дорылись ли?

– Нет еще, – отвечали турки и работали так, что пот лил с них градом.

Кирджали стал оказывать нетерпение.

– Экой народ, – говорил он. – И землю-то копать по­рядочно не умеют. Да у меня дело было бы кончено в две минуты. Дети! развяжите руки, дайте ятаган.

Турки призадумались и стали советоваться.

– Что же? (решили они) развяжем ему руки, дадим ятаган. Что за беда? Он один, нас семеро. – И турки развязали ему руки и дали ему ятаган.

Наконец Кирджали был свободен и вооружен. Что-то должен он был почувствовать!.. Он стал проворно копать, сторожа ему помогали... Вдруг он в одного из них вонзил свой ятаган и, оставя булат в его груди, выхватил из-за его пояса два пистолета.

Остальные шесть, увидя Кирджали вооруженного дву­мя пистолетами, разбежались.

Кирджали нынче разбойничает около Ясс. Недавно пи­сал он господарю, требуя от него пяти тысяч левов и гро­зясь, в случае неисправности в платеже, зажечь Яссы и до­браться до самого господаря. Пять тысяч левов были ему доставлены.

Каков Кирджали? (А. С. Пушкин).

Упражнение 4. Прочитайте отрывки из произведений различных функциональных стилей. Докажите, что все они относятся к текстам-рассуждениям. Обоснуйте ответ. Назовите признаки, по которым можно опреде­лить стилевую принадлежность каждого текста.

а) " Слово о полку Игореве" было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впе­чатлением от этих событий. Это не историческое повество­вание о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. Автор " Сло­ва" обращается в своем произведении к современникам со­бытий, которым эти события были хорошо известны. Поэто­му " Слово" соткано из намеков, из напоминаний, из глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого чита­теля-современника.

Есть и более точные указания в " Слове о полку Игоре­ве" на то, что оно написано вскоре после описываемых со­бытий. В 1196 году умер буй тур Всеволод, в 1198 году Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове, не раз ходил перед тем вновь на половцев, но все это осталось без упоминаний в " Слове о полку Игореве". Не упомянуты и другие события русской истории, случившиеся после 1187 года. В частности, автор " Слова" в числе живых кня­зей называет умершего в 1187 году Ярослава Осмомысла Галицкого: к нему автор " Слова" обращается с призывом " стрелять" в Кончака " за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславича". Отсюда ясно, что " Слово" напи­сано не позднее 1187 года; но оно не могло быть написано и ранее 1187 года, так как оно заключается " славой" моло­дым князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, только в том же, 1187 году вернувшемуся из плена. Поэтому можно думать, что " Слово о полку Игореве" написано в 1187 году. (Д. С. Лихачев).

б) Значение Пушкина огромно не только в истории рус­ской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действи­тельный русский мир. Все были очарованы, все увлечены мощными звуками этой неслыханной до тех пор поэзии. Прежде того поэты русские в наемном восторге воспевали по заказу иллюминации, праздники и другие события, о ко­торых сами не имели никакого понятия и до которых цело­му народу не было никакого дела. Потом, освободившись от этого шутовского занятия, эти почтенные люди обрати­лись к гуманным идеям, но, по обыкновению, поняли их со­вершенно отвлеченно от жизни и начали строить здание зо­лотого века на грубой почве. Таким образом, литература ударилась в сентиментальность: оставляя в стороне сущест­венные бедствия, плакали над вымышленным горем, пре­клоняясь пред господствующим пороком, казнили порок небывалый и венчали идеальную добродетель. Убедившись наконец в бесплодности этого слезного направления, с на­чала нынешнего столетия поэзия наша решается сознаться, что действительный мир не так хорош, как она его изображала. Но зато она нашла утешение нам в каком-то другом, эфирном, туманном мире, среди теней, привидений и прочих призраков. Она грустила о чем-то, темно и вяло воспе­вала и нечто, и туманну даль, стремилась к чему-то неведомому. Из земных предметов она удостоивала воспевать только возвышенные чувства да эротический разгул. Пушкин в первые свои годы заплатил дань каждому из этих на­правлений, но скоро он умел освободиться от них и создать на Руси свою самобытную поэзию. Воспитанный в семействе и в жизни, учившийся в то время, когда после событий Отечественной войны русские стали приходить к самосо­знанию, имевший случай войти в соприкосновение со всеми классами русского общества, – Пушкин умел постигнуть истинные потребности и истинный характер народного быта. Он присмотрелся к русской природе и жизни и на­шел, что в них есть много истинно хорошего и поэтического. Очарованный сам этим открытием, он принялся за изобра­жение действительности, и толпа с восторгом приняла эти дивные создания, в которых ей слышалось так много своего, знакомого, что давно она видела, но в чем никогда не подозревала столько поэтической прелести. И Пушкин откликнулся на все, в чем проявлялась русская жизнь; он обозрел все ее стороны, проследил ее во всех степенях, во всех частях, ничему не отдаваясь исключительно. Мы не считаем этой разнохарактерности, этого отсутствия рез­ко обозначенного направления особенным достоинством поэта, как хотели некоторые; но мы убеждены, что это было необходимым явлением, принадлежащим самому времени. Так было у нас с наукой, когда первый русский ученый, открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и добавок еще – пиитом. Так было в начале нашей поэзии, когда в одном лице мог совмещаться одописец, баснописец, сатирик, элегист, трагик, комик и пр. Так было и теперь при открытии действительности: это был еще новый, неизведанный мир; трудно было решиться избрать в нем что-нибудь одно. Нужно было попробовать много разных дорог, прежде чем остановиться на какой-нибудь из них. Все привлекало к себе, все казалось столь прекрас­ным, что невольно вырывало сладкие звуки восторга и оча­рования из молодой груди поэта. И толпа внимала ему с благоговейной любовью: для нее этот стих, эти образы были светлым воспоминанием того, о чем до сих пор она не смела и думать иначе, как о пошлой прозе, как о житей­ских дрязгах, от которых надобно стараться держать себя подальше. И в этом заключается великое значение поэзии Пушкина: она обратила мысль народа на те предметы, которые именно должны занимать его, и отвлекла от всего туманного, призрачного, болезненно-мечтательного, в чем прежде поэты находили идеал красоты и всякого совершенства. (Н. А. Добролюбов).

в) О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится к следующему: " Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре! "

Только такая молитва и есть настоящая молитва от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему сущест­ву, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безобразному Богу – невозможно и немыслимо.

Но может ли даже личный, живой, образный Бог сде­лать, чтобы дважды два – не было четыре?

Всякий верующий обязан ответить: может – и обязан убедить самого себя в этом.

Но если разум его восстает против такой бессмыслицы?

Тут Шекспир придет ему на помощь: " Есть многое на свете, друг Горацио..." и т. д.

А если ему станут возражать во имя истины, – ему стоит повторить знаменитый вопрос: " Что есть истина? "

И потому: станем пить и веселиться – и молиться. (И. С. Тургенев)

Упражнение 5. Определите в представленных ниже отрывках из различных произведений виды связи (цепная, параллельная, присоединение). Обоснуйте ответ. К какому функционально-смысловому типу текстов (повествование, описание, рассуждение) относится каждый из них?

а) Однажды, скитаясь с Ермолаем по полям за куропатками, завидел я в стороне заброшенный сад и отправился туда. Только что я вошел в опушку, вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, и в то же мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик: испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев и тотчас же скрылось. Ермолай подбежал ко мне: " Что вы здесь стреляете: здесь живет помещик".

Не успел я ответить, не успела собака моя с благодар­ною важностью донести до меня убитую птицу, как послы­шались проворные шаги, и человек высокого росту, с уса­ми, вышел из чащи и с недовольным видом остановился пе­редо мной. Я извинился, как мог, назвал себя и предложил ему птицу, застреленную в его владениях. (И. С. Тургенев).

б) Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очеред­ной книжки журнала большую антирелигиозную, поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовле­творил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. (М. А. Булгаков).

в) Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок зали­ваются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пе­ленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами козак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кит, затягивая песню. У нас ли не из чего составить своей оперы? (Н. В. Гоголь).

г) Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист... (А. А. Фет).

д) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ни­ми не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жа­лобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не по­читал их извергами человеческого рода, равными покой­ным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойни­кам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Су­щий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как на­зывает его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли ка­торга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смот­рителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упря­мый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?., боже! Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голо­ву! В дождь и слякоть принужден он бегать по дорогам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему последние тройки, в том числе курьерскую. Ге­нерал едет, не сказав ему спасибо. Через пять минут – ко­локольчик!., и фельдъегерь бросает ему на стол свою подо­рожную! Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодо­вания сердце наше исполнится искренним состраданием.

Упражнение 6. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева " Нищий". Дайте полный анализ текста.

Я проходил поулице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шер­шавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обгло­дала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыха­лась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... " Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат".

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

– Что же, брат, прошамкал он, – и на том спасибо. – Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.