Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности музыкального развития и творчества на уроках музыки






В процессе общения ребенка с музыкой мы можем выделить самые разнообразные пути и педагогические приемы развития креативности.

В первую очередь, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать младшим школьникам образное содержание музыкального искусства. Эта система должна быть по сути диалогическим общением и порождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных произведений. Необходимо не только задать ребенку вопрос, но и услышать ответ, зачастую оригинальный, нестереотипный. И пусть в нем будет некоторая противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет и индивидуальность, личностная окрашенность.

Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности младших школьников как полифонического процесса. Сущность, которого заключается в создании условий для прочтения каждым ребенком, основываясь на своем индивидуальном видении, слышании, прочувствовании звучащей музыки. Итогом должно стать не то, чтобы все ученики одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ученик имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее что-то свое уникальное, оригинальное.

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких областях: музыка, звучащая в записи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами; с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.

Овладение навыком музыкального восприятия происходит в ходе различных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно со временем начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинают различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, становятся для ребенка те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых задействованы сами дети. Формирование музыкального опыта основывается на активных, деятельных видах восприятия, сопровождаемых собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет существенное значение. У детей появляются значимые для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки какого-либо жанра и коммуникативной ситуацией. Все это дает возможность формировать у младших школьников творческое (креативное) начало.

Нельзя забывать, что ребенок – это не пустой сосуд, который педагог должен заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи учителя.

В системе эстетического воспитания существенную роль играет обучение творчеству. Ценность творчества, его функции состоят не только в результативной стороне, но и в самом процессе. На уроках музыки в начальной школе, когда дети только начинают приобщаться к искусству, с самого начала необходимо говорить о творчестве и его развитии.

Американский психолог П. Эдвардс дает следующее определение творчество– это способность находить новые решения проблемы или новые способы выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для человека. Это есть сила, способствующая позитивной самооценке и обеспечивающая самопродвижение личности в своем развитии[13].

Дети непосредственно любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым различным материалом: разбирают игрушки, строят из песка, мастерят из конструктора, бумаги и пр. Для них нет правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и получают удовольствие от того, что делают. Ребенок учится в этом процессе и чувствует внутреннюю свободу в самовыражении.

Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта: стихотворения, рисунка, музыкального произведения или танца.

Когда ребенок соприкасается со своей творческой сутью, он в то же время соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, К. Роджерс писал: «Основной источник творческости проявляет себя также, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии – тенденцию человека стать тем, что заложено в его потенциальности».

Креативность – это научно установившееся категория в современной психологической науке. Главная задача психологии творчества заключается в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. (Н.В. Кипиани, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов и др.), а его изучение связывается с закономерностями мышления (Н.Г. Алексеев, С.М. Бернштейн, В.С. Библер, О.К. Тихомиров, Э.Г. Юдин).

Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

Внутренним содержанием в творчестве младшего школьника может быть простая эмоциональная оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И в случае, если это несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно замыслу автора, то здесь речь идет уже о творческом процессе, который превращает эстетическое переживание в сотворчество[14].

Так как под понятием творчества в начальной школе мы имеем ввиду не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, вся деятельность школьника на уроке музыки практически полностью должна быть творчеством.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Творчество ребенка неразрывно связано с игрой, и грань между ними прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового, как правило, осмысленны как цель, игра же изначально таковой не подразумевает. В личностном плане творчество детей не столько базируется на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, содействуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Синкретизм сближает творчество с игрой, о чем говорит то, что в ходе творчества дети хотят опробовать различные роли[15].

Музыкальные способности – часть общих способностей. И, следова-тельно, если мы хотим эффективно развивать, например, музыкальный слух, мы должны, в первую очередь, развивать общие способности. А для этого нужно заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой.

Сегодня разработано множество новых программ, ориентированных на технологии развития творческого начала у детей. Их авторы: Д. Кабалевский, Ю. Алиев, Л. Школяр, И. Кадобнова, Л. Виноградова, Н. Терентьева и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.