Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика организации






 

Учебное пособие по дисциплине

 

 

Разработчик: Стуканова О.В.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 6

1.1. Предпринимательская деятельность: понятие, субъекты, виды предпринимательской деятельности. 6

1.2. Юридическое лицо: признаки юридического лица, виды юридических лиц; коммерческие и некоммерческие организации 7

1.3. Классификация организаций по организационно-правовой форме. 9

1.4. Виды предприятий. 12

1.5. Отрасль и отраслевая структура. 14

1.6. Классификация видов экономической деятельности по ОКВЭД. 17

1.7. Производство и производственная структура: понятие, типы производственной структуры, пути совершенствования производственной структуры. 18

1.8. Сущность и формы концентрации производства. 20

1.8.1. Сущность организации производства. Производственный и технологический процессы производства. 20

1.8.2. Характеристика специализации и концентрации производства. 21

1.8.3. Абсолютные и сравнительные преимущества специализации. 22

1.9. Планирование деятельности организации: понятие, виды и методы планирования. 22

1.9.1. Понятие плана. Основные задачи планирования. Этапы планирования деятельности организации (предприятия). Классификация планов организации (предприятия) по видам. 22

1.9.2. Бизнес-план: назначение, типы, структура. 24

РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБНОВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.. 27

2.1. Производственная программа организации (предприятия) и производственная мощность. 27

2.1.1. Производственная программа. 27

2.1.2. Производственная мощность как основа производственной программы. 29

2.3. Имущество организации (предприятия). Основные фонды и их использование. 32

2.2.1. Имущество и капитал предприятия. 32

2.2.2. Основные фонды: понятие, состав и структура. Понятие основных средств. 33

2.2.3. Виды оценки основных фондов и их расчет. 35

2.2.4. Износ основных фондов, виды износа и его характеристика. 37

2.2.5. Амортизационные отчисления, понятие амортизации, норма амортизации, срок полезного использования основных фондов, способы начисления амортизационных отчислений. 39

2.2.6. Способы начисления амортизации основных средств. 40

2.2.7. Показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов. Направления улучшения использования основных фондов. 43

2.3. Оборотные фонды. Формирование и использование оборотных средств. 45

2.3.1. Оборотные средства и фонды: понятие и особенности. 45

2.3.3. Кругооборот оборотных средств предприятия, особенность структуры оборотных средств. 49

2.3.4. Эффективность использования оборотных средств предприятия. 50

2.3.5. Ускорение оборачиваемости высвобождающихся оборотных средств. 51

2.3.6. Методы планирования потребности организации (предприятия) в оборотных средствах. 52

2.4. Инвестиции. 55

2.4.1. Понятие и формы инвестиций, инвестиционной деятельности. Виды инвестиций: финансовые, реальные, интеллектуальные. 55

2.4.2. Инвесторы. 58

2.4.3. Инвестиционная политика предприятия. 58

2.4.4. Капитальные вложения и инвестиции: понятие, состав. 59

2.4.5. Основные этапы процесса управления инвестициями. 60

2.4.6. Эффективность капитальных вложений. 61

2.4.7. Пути повышения эффективности инвестиций. 62

2.5. Нематериальные активы. 62

2.5.1. Состав и классификация нематериальных активов. 62

2.5.2. Оценка нематериальных активов. 63

2.5.3. Амортизация нематериальных активов. 64

2.5.4. Учет деловой репутации. 65

2.6. Основы логистики организации (предприятия) 66

2.6.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики. 66

2.6.2. Факторы развития логистики. 67

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 69

3.1. Кадровый персонал организации, его характеристика, классификация. 69

3.2. Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов (персонала) 70

3.3. Профессионально-квалификационная структура персонала. 71

3.4. Производительность труда: понятие, показатели производительности труда (прямые и обратные), значение для предприятия. 72

3.5. Факторы и резервы роста производительности труда. 73

3.6. Мотивация труда. 74

3.6.1. Мотивация трудовой деятельности. 74

3.6.2. Принципиальные положения оплаты труда. 74

3.7. Нормирование труда. Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности. 75

3.7.1. Понятие нормирования и основные виды норм. 75

3.7.2.Расчет численности работников на предприятии. 76

3.8. Оплата труда персонала. 78

3.8.1. Оплата труда. Номинальная и реальная заработная плата. 78

3.8.2. Повременная форма оплаты труда: условия применения, виды. 78

3.8.3. Сдельная форма оплаты труда: условия применения, виды. 79

3.8.4. Тарифная система оплаты труда: основные элементы и их характеристика. 80

3.8.5. Бестарифная система оплаты труда: понятие, виды и характеристика. 81

3.8.6. Заработная плата и производительность труда. 81

3.8.7. Надбавки и доплаты. 81

3.8.8. Планирование годового фонда заработной платы организации по категориям персонала. 82

РАЗДЕЛ 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) И ЕГО ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.. 86

4.1. Себестоимость продукции: понятие, виды себестоимости, значение для предприятия. 86

4.2. Группировка расходов по экономическим элементам. 87

4.3. Группировка расходов по статьям калькуляции: понятие, значение для предприятия, характеристика статей. 88

4.4. Резервы и факторы снижения себестоимости. 89

4.5. Смета затрат и методика ее составления. 90

4.6. Затраты на рубль товарной продукции. Сущность и методика расчета. 91

4.7. Способы отнесения прямых и косвенных расходов на себестоимость единицы продукции. 92

4.8. Цена. 94

4.8.1. Понятие и функции цены. 94

4.8.2. Классификация цен. 95

4.8.3. Ценообразующие факторы и их характеристика. 96

4.8.4. Методы установления цен на товары и услуги. 97

4.8.5. Формирование цены в процессе движения товаров (работ, услуг) 98

4.9. Прибыль и рентабельность организации (предприятия) 99

4.9.1. Доходы предприятий, их классификация. 99

4.9.2. Прибыль: понятие, виды и их характеристика. 100

4.9.3. Основные источники получения прибыли. Факторы и пути её увеличения. 102

4.9.3. Понятие рентабельности. Место показателей оценки рентабельности (доходности) организации среди показателей анализа ее финансового состояния. 102

РАЗДЕЛ 5. ФИНАНСЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 105

5.1. Финансы организации (предприятия) 105

5.1.1. Понятие, сущность и принципы финансов. 105

5.1.2. Сущность управления финансами и финансового механизма фирмы. 106

5.2. Доходы и прибыль организации. 108

5.3. Основные показатели работы организации (предприятия) и методы их расчета. 110

РАЗДЕЛ 6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 112

6.1. Понятие внешнеэкономической деятельности организации (предприятия), ее основные виды. 112

6.2. Понятие внешнеторговой операции и ее основные виды. 112

6.3. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 115

 


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)
КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Предпринимательская деятельность:
понятие, субъекты, виды предпринимательской деятельности

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Объекты предпринимательской деятельности – это виды деятельности, которыми занимается предприниматель. Согласно законодательству предприниматель может заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Субъектами предпринимательства могут быть:

· граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

· граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

· объединения граждан (партнеры).

Согласно российскому законодательству, предприниматель обладает следующими правами:

1. Создавать любые предприятия.

2. Приобретать имущество и права других субъектов.

3. Выбирать поставщиков и потребителей.

4. Выполнять заказы для государственных нужд.

5. Нанимать и увольнять работников; устанавливать цены и тарифы и др.

Обязанности предпринимателя:

1. Оплачивать труд наемных работников.

2. Не препятствовать созданию профсоюзов.

3. Вносить платежи по социальному страхованию работников.

4. Создавать для работников необходимые условия труда и обеспечивать работников средствами защиты.

5. Обеспечивать меры экологической безопасности и др.

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с конкуренцией – соперничеством предпринимателей за лучшие условия производства, сбыта товаров. Поэтому предпринимательская деятельность всегда связана с риском и материальной ответственностью как итогом неправильно принятого экономического решения.

Предпринимательский риск вероятность потери прибыли или ее недополучение. Он может быть различным, но он неизбежен из-за неопределенности и изменчивости рыночной конъюнктуры.

В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а если она ведется с привлечением наемного труда – как предприятие.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.