Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-этический кодекс психолога-консультанта. 1. Отличие ПК от психотерапии






1. Отличие ПК от психотерапии

Считается, что ПК появилось из практической психотерапии. Но это не так. На самом деле оно появилось из практики персонального руководства (альтернатива классической психотерапии). Оно было направлено на помощь клиентам в выборе жизненно-важных целей, на обучение клиентов деланию правильных выборов.

Современное ПК в отличие от персонального руководства ориентировано на личностный рост клиента, на то, чтобы клиент мог верить в себя, в свои возможности и самостоятельно бы принимал решения.

Сегодня, за рубежом считается, что психологическое консультирование своего рода психотерапия.

В Российской психологии ПК и психотерапия жестко разделены.

Психологическое консультирование Психотерапия
1. фокусируется на более глубоких поверхностных проблемах 1. фокусируется на более глубоких проблемах
2. занимает от 1 до 6(в России)-8(в Европе) встреч с клиентом 2. занимает больше времени 0, 5-2 года
3. время 2-3 часа 3. минимум – 10 сессий (встреч)
4. основная цель - научение клиента более гибкому, продуктивному поведению для достижения психол. комфорта 4. основная цель – реконструкция нарушенной психики пациента
5. активны и консультант и клиент 5. активным является психотерапевт, пациент - пассивен
6. консультант может использовать методы из различных видов психотерапии, главное, чтоб они способствовали более лучшему поведению клиента 6. психотерапевт должен использовать методы только того вида психотерапии, который он использует как вид помощи

 

2. Определение ПК, его цели и задачи, предмет работы

Психологическое консультирование - это процесс, специально организованного взаимодействия психолога и клиента как способ помочь психически здоровому человеку в прояснении и осознании своих желаний, мыслей, целей, чувств, индивидуальных особенностей, жизненных затруднений, потенциальных возможностей для того, чтобы сам клиент смог решить возникшую проблему.

Предмет работы консультанта – желание, мысли, цели, чувства, возможности, установки, взгляды, особенности.

Если дословно перевести слово «консультация», то это означает «совет специалиста, сведущего лица по какому-либо вопросу».

Поэтому ряд авторов определяет ПК - как способ оказания действенной помощи, нуждающимся в этой помощи людям советами и рекомендациями.

В Российской консультативной практике готовые советы не приветствуются, так как это считается показателем невысокой квалификации консультанта, подобны советы делают человека пассивным, невозможно дать гарантированные советы на все случаи жизни.

Если консультант выбирает стратегию выдачи готовых советов, то он и понесет ответственность за конечный результат.

Цель консультирования заключается в помощи клиенту в исследовании его проблемной ситуации для того, чтобы он понял причины ситуации, прояснил конфликтующие точки и в результате этого смог бы осознанно выбрать способы решения конкретной ситуации.

Задачи ПК в целом как способа помощи:

1. стараться как можно глубже понять клиента,

2. создать безопасное пространство, чтобы клиент мог раскрыться (позитивное отношение),

3. изучить личность клиента, увидеть проблему с разных точек зрения,

4. помочь клиенту увидеть проблему с разных точек зрения,

5. понять суть проблемы клиента и информировать его об этом,

6. научить клиента по новому мыслить, чтобы сформировать у него гибкое поведение.

Процесс консультирования – это работа не вместо клиента, а вместе с клиентом.

 

3. Функции ПК:

1. психотерапевтическая (лечим не медицинскими способами),

2. психокоррекционная (изменяем непродуктивное поведение клиента на более продуктивное),

3. психодиагностическая (помочь клиенту понять причины конфликтов)

 

4. Принципы ПК:

· Этические

- принцип персональной и профессиональной честности консультанта,

- принцип конфиденциальности,

- принцип профессиональной компетентности,

- принцип свободы волеизъявления клиента

· Организационные

- добровольности,

- принцип доверительных отношений (касается и клиента по отношению к консультанту и наоборот),

- консультант обязан разъяснить клиенту цели и задачи консультирования, если и необходимо – процедуру,

- принцип стереоскопичности (выносимая на обсуждение ситуация должна быть зафиксирована как субъективно (с позиции клиента), так и объективно (с применением консультантом специальных психологических приемов))

- нежелательны в консультации примеры из личной жизни консультанта и ссылки на личные трудности, допустимы обезличенные примеры из консультативной практики,

- возможно анонимное консультирование, когда не требуется, чтоб клиент представлялся.

5. Критерии эффективности ПК

* улучшилось ли эмоциональное состояние клиента,

* улучшилось ли у клиента понимание проблемной ситуации,

* способен ли клиент достаточно уверенно действовать на основе тех решений, которые выработали с консультантом,

Причины неудач:

- пассивность клиента, нежелание работать.

Условия для успешного консультирования:

· иметь реальную проблему и желание ее решить,

· консультация должна проходить в благоприятной обстановке,

· клиент должен осознать проблему, тогда он будет знать как ее решить,

· не следует торопиться решать проблему, если самому консультанту или клиенту что-то не ясно,

· консультант должен иметь соответствующую подготовку и опыт проведения консультирования,

· необходимо учитывать пол, возраст, национальность клиента.

 

6. Виды консультирования

Выделяют очень много видов, например,

По пространственной ориентации:

- очное,

- заочное.

По количеству клиентов:

- индивидуальное,

- групповое.

По сфере приложения консультативной помощи:

- семейное (супружеское, психолого-педагогическое)

- возрастно-психологическое,

- интимно-личностное,

- управленческое.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.