Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С детьми-подростками




Известно, что подростковый возраст является критическим в развитии

детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии эти отноше-

ния перестраиваются на основе признания родителями самостоятельности

и взрослости подростка, причем значительно возрастает здесь активная

роль самого подростка [Фрейд, 1993; Havighurst, 1967; Maccoby, 1980;

Damon, 1983; Moore, 1987; Steinberg, Silverberg, 1986; Эльконин, 1989; Ma-

кушина, 2001]. Знание особенностей восприятия подростками детско-ро-

дительских отношений позволит выявить закономерности их развития и

осуществить необходимую интервенцию с целью профилактики их кон-

фликтности, коррекции и оптимизации.

Автономизация и достижение эмоциональной дифференциации лично-

сти в семье, процесс перестройки детско-родитбльских отношений на каче-

ственно иной основе взаимного уважения и равноправия составляет важ-

§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 215

ную задачу на стадии подросткового и юношеского возраста [Havighurst,

1967]. В первом случае достигается психологическая сепарация подрост-

ков от родителей в четырех важных областях: в поведении — функциональ-

ная независимость как способность подростка самостоятельно решать свои

личные и практические дела с минимальной помощью родителей; в уста-

новках и ценностях; в эмоциональной сфере — независимость как свобода

от чрезмерной зависимости от родительского одобрения, интимности и

эмоциональной поддержки; в конфликтах — как свобода от чрезмерной за-

хваченности эмоциями (гневом, тревогой, чувством вины и ответственнос-

ти) в отношениях с родителями [Moore, 1987; Sullivan & Sullivan, 1980].

Эмоциональная автономия в этом ряду рассматривается как истинная и в

то же время наиболее трудно достигаемая в подростковом возрасте. Лишь

20% подростков решают задачу достижения эмоциональной автономии

[Franc et al., 1990], причем успешность ее решения, уровень достигаемой

подростком независимости и установление новых границ внутри семейной

системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к

началу подросткового возраста детско-родительских отношений [Эйде-

миллер, Юстицкис, 1999; Черников, 1998].

В работе О.П. Макушиной [2001] была поставлена цель исследования

форм и причин психологической зависимости подростков от родителей. По-

лученные результаты позволили выделить содержание феномена психоло-

гической зависимости подростков от родителей как особого личностного об-

разования, проявляющегося в амбивалентности отношения подростков к

родителям и высокой эмоциональной его напряженности. Суть амбивалент-



ности в сочетании стремления подростка к близким, доверительным, эмоци-

ональным отношениям с родителями, желания получить советы и поддерж-

ку, с одной стороны, и переживания помощи и поддержки от родителей как

тягостных и обременительных — с другой. Причиной психологической зави-

симости подростков является фрустрация их потребности в самоактуализа-

ции. В зависимости от выраженности психологической зависимости были

выделены четыре группы подростков: ≪зависимые≫, ≪негативисты≫, ≪незави-

симые≫ и ≪неопределенные≫. Для группы подростков с высокой психологи-

ческой зависимостью характерно слепое подчинение взрослому, послушание

и ориентация на подчинение вне зависимости от конкретной ситуации. ≪Не-

гативисты≫ проявляют протест, негативизм, упрямство. Противодействие

родителям становится для них самоцелью и средством личностного утверж-

дения и осуществляется вне учета конкретной ситуации взаимодействия.

Для ≪независимых≫ подростков характерна ориентация на проблемную си-

туацию и желание разрешить ее самостоятельно с опорой на собственное

мнение. Поведение подростков ≪неопределенной≫ группы не позволяет вы-

явить отчетливые тенденции в пользу или против независимого поведения в

отношениях с родителями. Полученные результаты позволили автору сде-

лать вывод о том, что психологическая зависимость проявляется в двух ос-

216 Плава 3. Детско-родительские отношения

новных формах —форме собственно зависимости и форме негативизма, раз-



личающихся по характеру компенсации неудовлетворенной потребности в

самоактуализации. В случае собственно зависимости компенсация осуще-

ствляется по типу смирения и ухода, а в случае негативизма —по типу бун-

та и протеста. Психологическая зависимость оказывает негативное влияние

на личностное развитие подростков, в частности определяет дисгармонич-

ность развития их Я-концепции. Неразрешенность важнейшей задачи разви-

тия этого возраста —достижения психологической независимости, а именно

автономии, способности к самоуправлению, самостоятельности позиции и

оценок, эмоциональной дифференцированности и установления границ лич-

ностного пространства подростка в детско-родительских отношениях, — приводит к искажению развития личности на последующих стадиях возраст-

ного развития.

Стремление подростков к автономии и установлению новой, равно-

правной системы отношений с родителями уравновешивается тенденцией

к сохранению и укреплению отношений близости с родителями. Показано,

что, хотя в обычных условиях подростки предпочитают компанию сверст-

ников, в более напряженных ситуациях они склонны ориентироваться на

помощь и участие взрослых [см.: Jonniss, Smollar, 1985]. Именно родители

как значимые взрослые превосходят по степени значимости сверстников и

оказывают подростку максимальную помощь в ситуациях поиска близос-

ти. С другой стороны, родители уступают сверстникам в ситуациях поиска

поддержки. Таким образом, отношения с родителями и в подростковом

возрасте по-прежнему остаются для ребенка исключительными и крайне

значимыми. Исключительность и целостность этих отношений определя-

ют особый эмоциональный фон —альтруизм, солидарность, чувство значи-

мости отношений, открытость и соучастие [Там же]. Интересно, что значи-

мость отношений подростка с родителями вовсе не связана с его

зависимостью и возможностью получить необходимую помощь и поддерж-

ку от родителей. Напротив, устойчивые позитивные чувства по отношению

к родителям испытывают именно те подростки, которые наиболее успешно

сами решают задачу своей автономизации.

Далеким от истины следует признать расхожий миф о том, что родитель

является единственным ≪архитектором и строителем≫ этих отношений, а

ребенок, как пассивный объект воздействия родительской воли и испове-

дуемых родителем воспитательных принципов, принимает их как данность

и лишь в большей или меньшей степени эффективно к ним адаптируется.

Детско-родительские отношения —это отношения двухполюсные, где на

каждом из полюсов, полюсе родителя и полюсе ребенка, оба участника ак-

тивно влияют на их генезис и развитие, хотя, безусловно, роли обоих пре-

терпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней

развития [Grusec, Goodnow, Kuczynski, 2000]. Подчеркнем, что активность

самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений,

§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 217

детерминации их особенностей достаточно велика уже на ранних возраст-

ных стадиях и резко увеличивается в подростковом возрасте. Образ детско-

родительских отношений на полюсе подростка и ≪глазами подростка≫ ста-

новится важнейшим условием их трансформации и развития [Goodnow,

1992; Miller, 1995]. Знание особенностей восприятия подростками этих от-

ношений, определяющих характер их общения и взаимодействия с родите-

лями, позволит определить закономерности их развития, осуществить не-

обходимую интервенцию с целью коррекции, оптимизации и перестройки

этих отношений на качественно ином уровне.

Цель проведенного нами исследования состояла в изучении психологи-

ческих особенностей восприятия подростками детско-родительских отно-

шений в современной российской семье. Оно проводилось в рамках широ-

комасштабного проекта изучения социоморального развития подростков

под руководством А.И. Подольского и П. Хейманса и носило лонгитюди-

нальный характер.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал