Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США.






Дополнительная тема

ЧЕРНОБЫЛЬ 30 ЛЕТ СПУСТЯ.

ОТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ

ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ

Материалы представлены Информационно-аналитическим центром
при Администрации Президента Республики Беларусь
с использованием информации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Чернобыльская трагедия, произошедшая 26 апреля 1986 г., является крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в результате которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Россия и Украина.

Территория Республики Беларусь площадью 46, 5 тыс. км2 подверглась радиоактивному загрязнению цезием-137свыше 37 кБк (килобеккерелей) на 1 м2, что составляло 23% от общей площади.

Справочно.

Загрязнение территории Украины составило 7% ее площади, европейской части России – 1, 5%.

На загрязненной территории Беларуси в 1986 году проживало
2, 2 млн. человек, находилось около 3700 населенных пунктов. Жители 479 населенных пунктов были отселены.

Сегодня 57 районов нашей страны в различной степени загрязнены радионуклидами. Из них 21 район относится к наиболее пострадавшим. Территория лесного фонда, отнесенная к зонам радиоактивного загрязнения, составляет 17 тыс. км2 или 18% от общей площади лесного фонда.

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США.

Справочно.

Сюда включены потери, связанные с: ухудшением здоровья населения; ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству; загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов; дополнительными затратами, обусловленными осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения.

После распада Советского Союза Республика Беларусь осталась «один на один» с масштабными чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей.

В 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время его функции выполняет Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (с 2006 года).

В стране сформирована нормативная правовая база, охватывающая все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

В 1991 году были приняты два основополагающих закона:
«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

6 января 2009 г. в развитие Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» был принят новый Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

26 мая 2012 г. был принят Закон Республики Беларусь
«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»
.

Два последних акта на сегодняшний день составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.

С 1993 года действует система учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде Государственного регистра. В регистр внесены данные о более чем 826 тыс. граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий.

Основным инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. За 1990–2015годы выполнено 5 государственных чернобыльских программ. На их реализацию выделены из республиканского бюджета средства, эквивалентные
22 млрд. долл. США.

Справочно.

Каждая из госпрограмм содержит набор дополняющих друг друга мероприятий (от социальной защиты пострадавших граждан, контрмер в сельском хозяйстве, радиационного контроля до научного и информационного обеспечения) в целях комплексного решения постчернобыльских проблем.

Успешно выполнена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы с общим бюджетом 15, 4 трлн. рублей.

Мероприятия программы включали четыре основных направления:

социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения (51% общего финансирования);

радиационная защита и адресное применение защитных мер
(16, 2% финансирования);

социально-экономическое развитие пострадавших регионов
(32, 4% финансирования);

научное обеспечение и совершенствование информационной работы (0, 4% финансирования).

Около 90% средств, выделенных на выполнение Госпрограммы, в виде субвенций переданы в бюджеты всех шести областей республики (субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки).

В стадии завершения находится четвертая Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года с бюджетом для Республики Беларусь 521 066 тыс. российских рублей.

Основные задачи названной союзной программы:

обеспечение развития и эффективного применения передовых технологий медицинской помощи и реабилитации граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы;

совершенствование единой системы радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения;

выработка и реализация стратегии управления территориями с высокими уровнями загрязнения и выведенными из хозяйственного оборота по радиационному фактору;

реализация общей информационной, просветительской и социально-реабилитационной политики по проблемам радиационной безопасности, реабилитации и устойчивого развития территорий.

Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся более 1, 5 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе 262 тыс. детей и подростков. Все эти граждане ежегодно проходят медицинский осмотр. Расходы на проведение диспансеризации населения составили 5 млрд. рублей.

Организациями Министерства здравоохранения выполняются работы по оценке отдаленных медицинских последствий в группах лиц повышенного радиационного риска, проводятся радиационно-эпидемиологические исследования по уточнению причинной связи заболеваний с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

За период с 2011 по 2015 год за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение 495 тыс. человек, в т.ч. 452тыс.детей (в 2015году оздоровлено более 90 тыс. человек, в т.ч. 82 тыс. детей, а объем направленных средств составил 637, 5 млрд. рублей).

Более 1, 4 трлн. рублей ежегодно выделяются на бесплатное питание 119 тыс. учащихся, получающих общее базовое и среднее образование в учреждениях образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

За счет средств местных бюджетов обеспечены выплаты работникам согласно контрактной форме найма, приобретены медицинское оборудование, лекарственные средства и материалы для зубопротезирования. Расходы на это направление составили 458, 4 млрд. рублей.

В 1990–2015 годах проложено 3, 3 тыс. км газопроводов, введено в эксплуатацию 2, 7 тыс. км сетей водопровода и канализации, газифицировано 22 тыс. жилых домов, построено 157 общеобразо-вательных школ, 116 детских садов, 43 больницы, 148 амбулаторно-поликлинических учреждений, 68 тыс. квартир.

За период последней пятилетки сданы в эксплуатацию 517 квартир общей площадью 28 тыс. м2, газифицировано 9, 5 тыс. жилых домов (квартир), проложено 0, 8 тыс. км газопроводных сетей, обеспечено водоснабжение и проведена реконструкция водопроводных сетей протяженностью 149 км, проложен 101 км дорожного полотна.

Справочно.

Из введенных объектов наиболее значимыми являются: хирургический корпус областного онкологического диспансера в г.Бресте, сад-школа в д.Ольшаны Столинского района, поликлинические корпуса Гомельского областного онкологического диспансера, Гомельского областного кардиологического диспансера, палатный корпус Могилевского областного онкологического диспансера, котельная больницы в н.п.Светиловичи Ветковского района, первая очередь спортивного комплекса в г.Быхове, районный дом культуры в г.Черикове Могилевской области.

В 2009 году во время посещения «чернобыльских» территорий Президент А.Г.Лукашенко указал на необходимость перехода к возрождению и динамичному развитию районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Это положение не относится к тем территориям, где радиационные риски для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещено постоянное проживание (т.н. зоны отчуждения).

С точки зрения специализации производства, уровня развития экономического потенциала пострадавшие районы условно можно разделить на три группы.

I группа – районы, в которых доминирует развитая промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и др.). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.

II группа – районы, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве, и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год.

III группа – районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производства (Быховский, Добрушский, Столинский, Хойникский и др.).

На реализацию специальных инновационных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших регионов, в 2011–2015 годах израсходовано 931, 4 млрд. рублей. Всего реализовано 25 проектов.

В результате естественного распада радионуклидов постепенно снижается плотность загрязнения пострадавших территорий. За период с 1986 по 2015 годы в связи с естественным распадом цезия-137 площадь загрязненной этим радионуклидом территории уменьшилась в 1, 7 раза и по состоянию на 1 января 2016 г. составила 13, 6%. С 1992 по 2016 год (включительно) количество загрязненных радионуклидами населенных пунктов уменьшилось на 1058
(с 3251 до 2193)
.

В нашей стране было выведено из сельскохозяйственного оборота 247, 3 тыс. га радиационно опасных земель. В настоящее время вследствие снижения плотности радиоактивного загрязнения возвращено в пользование 17, 5 тыс. га или 11% земель, которые могут быть использованы в сельскохозяйственном производстве.

Сегодня сельское хозяйство ведется на площади 937 тыс. га земель, загрязненных цезием-137 с плотностью более 1 Ки/км2
(1 Кюри на 1 км2), из которых 308 тыс. га одновременно загрязнены стронцием-90.

За истекшее пятилетие на проведение защитных мероприятий
в сельскохозяйственном производстве направлено 2 253 млрд. рублей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.