Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения и восстановления счета




Вэтом разделе кратко описаны две другие формы не­специфической акалькулии — сенсорная и акустико-мне­стическая. Если оптическая акалькулия идет в синдроме нарушения процесса оптического восприятия, то эти две формы нарушения счета идут в синдроме нарушения акус­тического восприятия и речи. Поэтому одну из них условно можно назвать «слуховой акалькулией», при которой нару­шаются только устная форма счета и счета на слух, а другая — «амнестическая акалькулия» — связана с нарушением слухо-речевой памяти и объема слухового восприятия.

Поражение (или недоразвитие у детей) верхней височ­ной извилины (22-е поле Wernicke), как известно, ведет к сенсорной афазии, в основе которой лежит нарушение фо­нематического слуха. Казалось бы, речь и фонематиче­ский слух не имеют прямого отношения к счету. И тем не менее поражение этого участка мозга также ведет к своеоб­разной акалькулии. Нарушения счета в этом случае идут в синдроме акустической агнозии вместе и на фоне наруше­ния фонематического слуха. Узнавание и называние циф­ры и числа становится затруднительным для больных с сенсорной акалькулией, а нередко и невозможным.

Нарушения фонематического слуха, устной экспрес­сивной и импрессивной речи у больных с сенсорной афа­зией ведут и к нарушению понимания слов, обозначающих цифры и числа, и их узнавания. Вместо звучащего числа «шесть» больные могут услышать слово «семь», вместо «шестнадцать» — «семнадцать», вместо «девять» — «де­сять» и т.д. Те же и другие трудности возникают и при на­зывании, и все это ведет к большим сложностям в счетных операциях, в их понимании и реализации. Эти дефекты не являются нарушением счета, они лишь затрудняют его, и преодолеть их можно, если перевести счет и счетные опе­рации во внутренние операции — без участия речи, а еще

 

лучше, если исключить и внутреннюю речь. Что касается детей, то у них эти дефекты височной области и несформированность речи ведут к грубым первичным нарушениям счета, счетных операций и формирования понятия числа. В этом случае необходимы другие методы обследования и восстановления счета.

Таким образом, сенсорная акалькулия имеет следую­щие характеристики:

клиническая картина — больные не понимают на слух значения цифры и числа, делают много попыток при вы­полнении устных арифметических операций, но все они безуспешны;

нейропсихологическая картина — сенсорная акалькулия идет в синдроме сенсорной афазии, аграфии, алексии {симптомы — нарушение понимания чисел на слух, назы­вания чисел - из-за дефектов речи; фактор — нарушение акустического восприятия и прежде всего — фонематиче­ского слуха);

психологическая картина — к нарушению счета в этом случае ведет нарушение речи, первично же счет, понятие числа и счетные операции не нарушены.



Эта форма нарушения счета также неспецифическая, вторичная и дефекты счета связаны с нарушениями речи и акустического восприятия и идут в синдроме акустико-мнестической афазии, главными механизмами (факто­рами) которой являются дефекты объема акустического восприятия и нарушение предметных образов-представле­ний. Эта форма акалькулии малоизучена и нуждается в да­льнейшем осмыслении. Дело в том, что при этой форме акалькулии нередко имели место симптомы неузнавания чисел, предъявленных при повышенном шуме или в боль­шом количестве одновременно для последовательного их узнавания и называния, т.е. возникали симптомы вторич­ной агнозии и как бы амнезии на наименование цифры или числа. При этих сенсибилизированных условиях воз­никали перцепторные трудности, дефекты восприятия, узнавания и называния чисел, из-за дефектов обра­зов-представлений и объема восприятия. При задании бы­стро написать ряд цифр или чисел больные также делали много ошибок, выполняли задание медленно и в высшей степени произвольно и осознанно, делали попытки назы­вать то, что они написали, как бы помогая себе речью.

Если при обучении этих больных создать комфортные для них условия — уменьшить объем задания, снизить

 

темп подачи материала и ответа, то большинство ошибок исчезало. Однако оставались ошибки в написании цифр, в которых иногда отсутствовали существенные признаки, отличающие их от других, похожих на них цифр (3 — 5,7 — 1, 4 — 1 и т.д.). Последующее опознание и называние этих цифр было затруднено. Особые трудности возникали, ког­да нужно было писать много и быстро, т.е. в более автома­тизированном и менее произвольном режиме. Эти дефек­ты укладываются в синдром нарушения перцепторных об­разов и образов-представлений предметов и символиче­ских фигур — букв и цифр. В патологии более затронут низший, непроизвольный уровень восприятия и опозна­ния числа. Структура счета, понятие числа, разрядное его строение в этом случае первично не нарушаются, но все процессы, связанные со счетом, затруднены.



Клиническая картина. Больные при задании назвать число или произвести арифметическую операцию все вы­полняют в высшей степени осознанно и замедленно, по­стоянно просят повторить числа или само задание, часто отказываются от выполнения задания, огорчаются.

Нейропсихологическая картина. Эта акалькулия вто­ричного происхождения и идет в синдроме весьма специ­фической акустико-мнестической афазии, для которой характерны — нарушение объема акустического восприя­тия, замещение симультанного восприятия сукцессивным, нарушение образов-представлений, что приводит к дефектам называния. Все эти симптомы проявляются и в акалькулии: уменьшен объем восприятия названного чис­ла, больные требуют повторения числа по частям, образы (восприятие и представление) чисел также дефектны — больные не могут вычленить существенные признаки по­хожих чисел и цифр.

Факторы снижение объема акустического восприя­тия, нарушение зрительного образа цифры из-за дефектов речевой организации восприятия.

Как видно из описания, эти нарушения счета не явля­ются сложными и они не нуждаются в специальных методах восстановительного обучения. Восстановление счета идет параллельно с восстановлением речи. Поэтому рекоменду­ется использовать методы восстановления речи при сенсор­ной афазии, особенно те из них, которые направлены на преодоление дефектов фонематического слуха, в одном случае, а в другом — методы, восстанавливающие объем

 

акустического восприятия и слухо-речевую память. Мы ре­комендуем методы, которые разработаны и описаны нами1.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал