Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальный акт






Счет и счетные операции являются одним из видов ин­теллектуальной деятельности и, в частности, мышления. «Если изучение проблемы мозговой организации речи имеет столетнюю историю, то можно с полным основани­ем сказать, что изучение проблемы мозговой организации мышления не имеет истории вообще»1.

В России разработка вопроса о структуре ИД и мышле­ния проводилась и проводится на основе общей концеп­ции строения активной психической деятельности, сфор­мулированной в работах выдающихся психологов — Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и др. В этих исследованиях мышление рассматривалось как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свои структуру и функции, которые проявляют­ся в равной мере как в наглядно-действенном, так и в вер-бально-логическом видах мыслительного акта.

В настоящее время в отечественной психологии иссле­дование ИД, мышления и их патологии, возникающей при поражениях мозга, осуществляется в русле концепции де­ятельности, разработанной Л.С. Выготским и А.Н. Ле­онтьевым, внутри которой мышление стало рассматрива­ться как особый вид познавательной деятельности. А.Н. Леонтьев определяет деятельность как совокупность про­цессов, объединенных их общей направленностью на до­стижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта. Мотив — это одна из важнейших структурных единиц деятельности. В реальной жизни мы всегда имеем дело с конкретной деятельностью человека, которая ха­рактеризуется предметом деятельности, мотивом и струк­турой, состоящей из действий и операций. Действие имеет интенциональный характер (т.е. что нужно делать), а опе­рации отвечают на вопрос — как делать. Интеллектуаль­ную деятельность мы рассматриваем прежде всего как дея­тельность.

Наши собственные исследования дали основание по-новому определить ИД, которая является, по нашему мнению, не суммой отдельных психических процессов, реализующих ИД, а их сложной совокупностью, т.е. пред-

1 Лурия АР. Основы нейропсихологии.М.: Изд-во МГУ, 1973.С. 307.

 

ставляет собой иное, качественно новое образование, фор­мирующееся на основе ВПФ. Так же как слово, состоящее из отдельных морфем, — это не просто их сумма, а качественно иное, новое явление более высокого порядка, так и ИДэто совокупность ВПФ качественно иного порядка, протекаю­щих на высшем уровне, осуществляя высшие синтезы.

Именно в русле этой концепции деятельности мы и изучали нарушение психических процессов — письма, чтения и счета — и их восстановление. ИД имеет не только сложное психологическое содержание, но и не менее сложную структуру и как процесс состоит из цепи взаимо­связанных действий.

Психологическая структура и процесс реализации ин­теллектуального акта включают прежде всего мотив, дела­ющий задачу актуальной, а ее решение необходимым, и понимание проблемы (задачи). После этапа формулирова­ния задачи и ее понимания следует ориентировочно-ис­следовательская деятельность. Это важный этап любого интеллектуального акта, так как субъект, решающий ин­теллектуальную задачу, прежде чем приступить к выпол­нению задания, должен сначала активно проанализиро­вать условия задачи, сопоставить данные условия с иско­мым и снова сформулировать задачу на основе получен­ных данных, что в свою очередь приводит к более глубоко­му пониманию решаемой проблемы. Следующим этапом является выбор пути (стратегии) решения задачи (этап стратегии), после чего выбираются соответствующие сред­ства и операции, адекватные решаемой задаче (этап такти­ки). Этот этап, в отличие or первого, является уже не сто­лько творческим, сколько исполнительским. Следующий этап посвящен собственно решению задачи или нахожде­нию отпета. Слой целью на основе полученной информа­ции субъект составляет план, который реализует с помо­щью операций, соответствующих найденному решающе­му алгоритму задачи. В течение всего процесса решения любой психологической задачи субъект контролирует свои действия путем сличения результатов с исходными данными.

Таким образом, ИД человека — это активный процесс, направленный на определенную цель; она учитывает усло­вия, в которых дана цель, протекает по типу выбора адек­ватных избирательных связей и опирается на систему опе­раций, без которых достижение поставленной цели невоз­можно. Являясь саморегулирующейся формой психиче-

 

 

ской деятельности, ИД предполагает и наличие процесса самоконтроля, благодаря чему осуществляется коррекция неправильных ходов, которые могут возникнуть в процес­се решения той или иной интеллектуальной задачи. Стро­гая согласованность в работе всех этих компонентов ИД и обеспечивает направленное поведение человека в ситуа­ции решения любых задач и их правильное решение.

Известно, что ИД складывается из единой системы от­дельных действий и операций или цепи действий (по А.Н. Леонтьеву), находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом; эти операции предполагают выделение адекватных связей и отбрасывание неадекватных, побоч­ных связей. Решающий интеллектуальную задачу должен постоянно оценивать каждую операцию не отдельно, а в системе заданных логических отношений, контролиро­вать каждый шаг решения и коррегировать ошибки. В этом и состоит процесс постоянного регулирования ИД при ре­шении любой задачи, в нашем случае — и при выполнении письменных заданий, и при чтении текстов, и при реше­нии счислительных задач, и при понимании числа и его состава.

Описанное строение ИД проявляется во всех ее видах — как при решении наглядно-действенных задач (напри­мер, конструкторских), так и в теоретических действиях, протекающих в речевом плане, в счете и счетных операци­ях. Такую чрезвычайно сокращенную форму уже сформи­ровавшейся и автоматизированной ИД, которая присуща здоровому человеку, трудно подвергнуть анализу с точки зрения изучения строения интеллектуального процесса. Объективное изучение строения интеллектуальных про­цессов и выделение факторов, которые позволяют осуще­ствить сложную мыслительную деятельность, представля­ет собой задачу, в которой существенную роль играет гене­тический метод. Теперь известно, что все виды ИД на ран­них стадиях своего развития в генезисе проходят ряд эта­пов, постепенно совершенствующих умственное дейст­вие. Умственная деятельности формируется от разверну­той материализованной (или материальной) формы дейст­вия к сокращенному действию, выполняемому сначала с помощью внешней речи, а затем «в уме». На уровне разви­того интеллектуального действия у взрослого субъекта та­кие «свернутые», быстро протекающие операции состав­ляют основу мыслительных процессов {Гальперин, 1959).

 

 

Существенную роль в изучении структуры ВПФ и ин­теллектуальной деятельности, их психологического содер­жания, взаимодействия играет относительно новый метод исследования — нейропсихологический (см. введение). Основной предмет изучения этого метода — локальные поражения мозга. Используя его, можно исследовать раз­ные нарушения мыслительных процессов, обусловленные выпадением разных компонентов психической деятельно­сти, непосредственно вызванным локальным поражением мозга. Именно поэтому при изучении строения высших психических процессов, в частности, ИД, а также при изу­чении путей, возможностей и методов восстановления по­страдавших ВПФ нейропсихология весьма эффективна.

Как показывает клиника мозговых поражений, норма­льный интеллектуальный процесс может нарушаться при различных очаговых поражениях мозга, причем вид нару­шения зависит от топики поражения мозга. С помощью нейропсихологического метода удалось выделить факто­ры, которые лежат в основе нарушения ИД, и установить, что 'различные локальные поражения мозга приводят к различным по механизмам и структуре нарушениям ИД.

Счет и счетные операции, представляя собой одну из наибольших трудностей при обучении детей в школе, от­вечают всем характеристикам ИД, являясь одним из ее ви­дов, весьма сложным и по генезу, и по структуре, и по про­теканию. При поражениях мозга у взрослых и детей, при симптомах его недоразвития или задержках созревания этот вид ИД нарушается (или не сформировывается) наи­более часто и грубо.

Рассматривая историю развития числа и счета, а также и данные его формирования в онтогенезе, нетрудно по­нять, что такой сложный психический процесс имеет не менее сложную психофизиологическую структуру и моз­говые механизмы, обеспечивающие его реализацию. Ис­следования показали, что совместная деятельность этих анализаторных систем представляет собой функциональ­ную систему, являющуюся основой формирования и реа­лизации функции счета. При формировании понятия чис­ла афферентации идут с разных анализаторных систем — оптического анализатора, пространственного, сомато-пространственного, речедвигательного и др. Мозговы­ми основами счета, соответственно, является совместная работа затылочных, теменных и лобных систем мозга. От­носительно психологического содержания счета можно

 

сказать, что число, понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов, их взаимодействия и взаимовлияния: зрительно-пространственного и сома-то-пространственного восприятия, на основе которых формируются представление и ощущения схемы тела; ощущение и понимание «левого» и «правого»; речи, орга­низующей, регулирующей и номинативной ее функции; мышления — наглядно-образной и вербально-логической его форм. Каждый психический процесс вносит свое спе­цифическое в этот вид ИД.

Счет как психический процесс состоит из ряда взаимо­связанных звеньев, образующих иерархизированную сис­тему. Психологическая сложность этого вида деятельно­сти обусловлена в первую очередь тем, что в процессе счета человек оперирует отвлеченными понятиями, отражающи­ми взаимоотношения вещей реальной действительности.

Таким образом, наш краткий анализ истории развития числа показал, что современное представление и понятие числа и счетных операций прошло длительный путь разви­тия и основой его формирования являлись предметная де­ятельность человека, развитие общественных и социаль­ных взаимоотношений, развитие от конкретного предмет­ного содержания к абстрактной модели числа. При этом, несмотря на различие взглядов разных исследователей на понятие числа и счета, большинство из них выделяет пози­ционный и кардиционный принципы взаимодействия числа, а также его пространственное восприятие.

Сложность понятия числа непосредственно отражает­ся и на его формировании у детей в процессе обучения арифметике и в какой-то мере обусловила дискуссию от­носительно методов обучения. Поиски оптимальных ме­тодов, адекватности их психологической сути числа и счетных операций привели многих исследователей к выво­ду, что обучать арифметике необходимо методом действий с числами.

Далее мы будем рассматривать нейропсихологический метод анализа счета и его нарушения. Нейропсихология позволяет изучить внутреннюю структуру любого психи­ческого процесса и разные виды ИД, в том числе счета, счетных операций, психологического содержания поня­тия числа и др., благодаря чему можно найти механизмы нарушения или трудностей формирования счета, а следо­вательно, и разработать наиболее оптимальные методы восстановления счета или его формирования у детей.

 

 

Здесь важно понять, что психофизиологической осно­вой любой ВПФ, в том числе и счета, является функциона­льная система, которая локализуется в коре головного мозга по динамическому и системному принципу, так что мозговая основа любой ВПФэто не отдельный участок мозга, как думали раньше (школа психоморфологизма, или узкого локализационизма), а взаимодействие ряда моз­говых зон, в которых та или иная ВПФ локализуется как сис­тема. Эти представления и ряд других составляют основу научного подхода к восстановлению, к его восстановите­льному и формирующему видам обучения счету. Они по­зволяют найти механизм, природу и структуру дефекта счета у взрослых и его несформированности у детей и по­ставить дифференцированный диагноз.

Глава 2. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

АКАЛЬКУЛИИ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.