Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы строительного и технологического проектирования компрессорных станций






Как и любой промышленный или гражданский объект, компрессорные станции магистральных трубопроводов сооружают только в соответствии с проектами, разработанными проектными организациями.

При проектировании магистральных трубопроводов и входящих в их состав компрессорные станций проектные организации руководствуются:

- документами по основным техническим направлениям в проектировании предприятий нефтяной и газовой промышленности;

- нормами технологического проектирования, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями по проектированию и строительству.

- утвержденными каталогами индустриальных строительных изделий, перечнями (каталогами) типов проектов для применения в строительстве;

- стандартами на строительные материалы, детали, конструкции, санитарно-техническое оборудование и строительный инструмент;

- сметными нормативами для определения сметной стоимости строительства;

Проект магистрального трубопровода с компрессорные станциями состоит из проекта со сводным сметным расчетом стоимости и рабочей документации. Причем, если проектирование ведут в две стадии, то на первой стадии выполняют собственно проект со сводным сметным расчетом стоимости. После экспертизы и утверждения собственно проекта на второй стадии разрабатывают рабочую документацию. При проектировании в одну стадию сразу разрабатывают рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости. Стадийность разработки проектно-сметной документации устанавливает заказчик в задании на проектирование.

Проект на строительство магистрального трубопровода с компрессорные станциями состоит из следующих разделов ':

общая пояснительная записка, включающая ряд документов, в том числе план и продольный профиль трассы для линейной части, схему генерального плана и ситуационный план размещения компрессорные станции; технологические решения; строительные решения; организация строительства; сметная документация; паспорт проекта.

В состав рабочей документации для сооружения компрессорные станций входят следующие документы:

рабочие чертежи;

ведомости объемов строительных и монтажных работ, составленные по установленной форме;

ведомости и сводные ведомости потребности в материалах;

спецификации на оборудование;

паспорта строительных рабочих чертежей зданий и сооружений.

Рабочий проект состоит из следующих документов: общая пояснительная записка, основные чертежи, в том числе ситуационный и генеральный планы; организация строительства; сметная документация; паспорт рабочего проекта.

Параллельно с составлением указанной документации осуществляют разработку рабочей документации.

Общая пояснительная записка содержит исходные данные для проектирования, краткую характеристику объекта, оценку оптимальности выбранного варианта размещения объекта, дан­ные о проектной мощности объекта, сведения о потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, трудовых ресурсах, изложение и оценку прогрессивности и экономичности основных проектных решений; состав предприятия (компрессорной станции); сведения по объемам основных работ; сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соблюдении требований норм, правил, инструкций и государственных стандартов, в том числе норм по взрыво- и пожаробезопас- ности; краткую характеристику района и площадки строительства; мероприятия по восстановлению (рекультивации) земельного участка.

В состав общей пояснительной записки входят также решения и показатели по генеральному плану, внутриплощадочному и внешнему транспорту. Основные чертежи в составе общей пояснительной записки: ситуационный план или план и продольный профиль трассы (для линейной части магистральных трубопроводов); схема генерального плана.

Ситуационный план - план, показывающий размещение объекта строительства в увязке с производственной базой строительно-монтажной организации, ближайшими населенными пунктами, источниками и внешними сетями энерго-, тепло- и водоснабжения, сооружениями и сетями канализации, транспорта и связи, карьерами и отвалами, а также основные особенности природных условий территории в районе строительства.

Генеральный план (генплан) — часть проекта, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства объекта строительства, размещения зданий, сооружений, транс­портных коммуникаций и инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания. В графической части (схеме) генплана показывают горизонтальную планировку, т. е. размещение в плане существующих и проектируемых зданий и сооружений, очередность строительства объектов и пусковых комплексов, благоустройство территории, картограмму земляных масс, план инженерных коммуникаций и сетей. Графическую часть, (схему) генплана выполняют в масштабах 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000.

Раздел «Технологические решения» содержит производственную расчетную программу; краткую характеристику и обоснование решений по технологии производства, механизации и автоматизации технологических процессов; предложения по организации контроля за качеством продукции; состав и оценку прогрессивности выбранного оборудования, показатели его загрузки. В разделе приведены решения по принятой технологии транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, выбранным перекачивающим агрегатам, вспомогательному оборудованию и. трубопроводной обвязке перекачивающих агрегатов, обеспечению компрессорные станции электроэнергией, газом и теплом. Указываются мероприятия по охране окружающей среды. Графическая часть содержит принципиальные схемы технологических процессов и механизации производства, технологические компоновки по цехам, схемы автоматизации технологических процессов и другой графический материал.

В разделе «Строительные решения» дается краткое описание архитектурно-строительных решений по зданиям и сооружениям насосных и компрессорных станций и проектных решений, обеспечивающих заданную освещенность, благоприятные условия воздушной среды производственных и вспомогательных помещений, снижение производственных шумов и вибраций, электро-, взрыво- и пожаробезопасность и защиту строительных конструкций от коррозии. Приводится также краткое описание проектных решений по бытовому и санитарному обслуживанию работающих на компрессорных станции. Графическая часть содержит планы, разрезы и фасады зданий и сооружений, строящихся по индивидуальным проектам, со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций. Приводятся также эскизные ре­шения по антикоррозионной защите строительных конструкций, схемы трасс внешних инженерных и транспортных коммуникаций, планы и профили внутриплощадочных сетей и сооружений на них.

Раздел «Организация строительства» содержит проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР). Графическая часть состоит из ситуационного плана строительства и строительного генерального плана (стройгенплана).

Проект организации строительства — составная часть проекта (рабочего проекта), определяющая общую продолжительность и промежуточные сроки строительства, распределение капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ, материально-технические и трудовые ресурсы и источники их покрытия, основные методы выполнения строительно-монтажных работ и структуру управления строительством объекта. Проект организации строительства — основной документ, в соответствии с которым планируют капитальные вложения, кадры, материально-технические ресурсы, мероприятия по организации индустриальной базы строительства. Проект организации строительства разрабатывает генеральная проектная организация, которая для разработки специальных вопросов привлекает специализированные проектные организации.

В состав проекта организации строительства входят следующие материалы:

сводный календарный план или сетевой график строительства (для компрессорных

календарный план работ, выполняемых в подготовительный период;

объемы строительно-монтажных и специальных строительных работ;

строительный генеральный план компрессорной станции;

технологические карты на сложные работы, выполняемые впервые; на остальные строительно-монтажные и специальные строительные работы составляют схемы организации работ;

чертежи временных зданий и сооружений, а также различных монтажных приспособлений;

решения по охране труда, требующие проектной разработки;

пояснительная записка.

Строительный генеральный план (стройгенплан) — часть проекта организации строительства, регламентирующая организацию строительной площадки. Стройгенплан составляют на основании генплана. В отличие от генплана на стройгенплане кроме возводимых постоянных зданий и сооружений показывают также все временные сооружения, необходимые для осу­ществления процесса строительства, в нашем случае — компрессорной станции. К таким временным. сооружениям относят дороги и пути транспорта для строительства; подсобные предприятия и механизированные установки, размещаемые на строительной площадке; основные монтажные машины и механизмы; склады материалов и строительных конструкций; временные водопроводные и канализационные сети; временные сети электроснабжения; временное коммуникации пара, сжатого воздуха и т. д.

В разделе < Сметная документация» определяется сметная стоимость проектируемой компрессорной станции. Для определения сметной стоимости составляют следующие документы:

в составе проекта — сводный сметный расчет, сводку затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметы на проектные и изыскательские работы;

В разделе «Паспорт проекта», который входит во все проекты, кроме объектов жилищно-гражданского строительства указываются основные данные спроектированного объекта. Паспорт проекта составляют по установленной форме.

Площадки для сооружения насосных и компрессорных стан­ций магистральных трубопроводов выбирают исходя из следующих требований:

размеры площадки должны обеспечивать размещение всех объектов и инженерных сооружений компрессорной станции. При этом следует (при соблюдении нормативных расстояний между объектами и сооружениями) обеспечить необходимую плотность застройки площадки

желательно, чтобы рельеф площадки был спокойным, без больших неровностей;

несущая способность грунтов в пределах строительной площадки должна обеспечивать возведение основных объектов компрессорной станций;

уровень грунтовых вод на строительной площадке должен быть низким;

площадки компрессорных станций, как правило, должны располагаться по одну сторону магистрального трубопровода.

Выполнять все вышеуказанные требования к строительным площадкам в условиях их строгой привязки к местности чрезвычайно трудно, особенно в условиях северных районов Западной Сибири и Крайнего Севера.

При проектировании насосных и компрессорных станций необходимо осуществлять горизонтальную и вертикальную планировки строительной площадки.

Горизонтальная планировка — рациональное размещение в плане всех - объектов и инженерных сооружений компрессорных станций. При размещении объектов и сооружений компрессорных станций необходимо учитывать

При проведении вертикальной планировки площадок насосных и компрессорных станций в северной строительно-климати­ческой зоне (например, в северных районах Тюменской области) необходимо по возможности сохранять естественный рельеф местности, не нарушать растительный и почвенный покровы, природную растительность. При возведении фундаментов под здания и сооружения на вечномерзлых грунтах по первому прин­ципу использования грунтов основания (т. е. при сохранении грунтов в мерзлом состоянии) вертикальную планировку сле­дует осуществлять не срезкой грунта, а насыпями без наруше­ния растительного покрова. Срезка грунта в этом случае допус­кается только на участках, на которых деформация оснований не будет превышать предельных величин, установленных для от­таивающих грунтов.


 

Основные особенности конструктивных и объемно-планировочных решений блочно-комплектных насосных станций

Генеральное направление развития строительства насосных станций — дальнейшее расширение блочности перекачивающих агрегатов, основного и вспомогательного технологического оборудования и технологических трубопроводов. В связи с этим существенно изменяются как конструктивные, так и объемно-планировочные решения насосных станций.

На блочно-комплектных насосных станциях отсутствуют капитальные производственные здания тяжелого типа с железобетонными каркасами и ограждающими конструкциями из железобетона. Всю или большую часть технологического оборудования насосных станций размещают в легких общих или индивидуальных зданиях, транспортабельных боксах или на открытом воздухе (открытая компановка). Большую часть основного и вспомогательного оборудования блочно-комплектных насосных станций поставляют с заводов-изготовителей в виде полностью подготовленных блоков. Подобные блоки перед монтажом не вскрывают и не подвергают ревизии, что значительно сокращает сроки монтажа оборудования. Для примера можно привести турбоблоки газоперекачивающих агрегатов ГТН-25, ГТН-16, ГПА-Ц-16, ГПА-Ц-6, 3; ГПУ-10; блоки трубопроводов; блоки энергетического оборудования и т. д.

Комплектно-блочный метод строительства— метод организации строительства объектов из изделий высокой степени заводской готовности в виде блочно-комплектных устройств (БКУ), укрупненных монтажных узлов и. заготовок инженерных коммуникаций, поставляемых на объект специализированными предприятиями, основанный на принципах агрегирования ресурсов и организационных структур. Когда говорят, что объект выполнен в комплектно-блочном исполнении, это значит, что этот объект состоит из БКУ.

Блочно-комплектное устройство — объект одноцелевого назначения, собираемый на специализированном предприятии или месте монтажа из комплекта блоков, боксов, блок-контейнеров, блок-боксов, суперблоков или их различных сочетаний и заготовок межблочных коммуникаций.

Блок, строительно-технологический блок — транспортабельное устройство, вписывающееся в габариты погрузки, в виде совокупности оборудования и строительных конструкций, смонтированных на общем основании. Для примера можно привести блок газотурбинной установки (турбоблок), блок насосного агрегата, блок трансформатора.

Бокс — транспортабельное здание из легких строительных конструкций, вписывающееся в габариты погрузки.

Блок-бокс — блок с технологическим оборудованием и инженерными системами, внутри которого создают микроклимат, необходимый для надежной работы установленного оборудования и длительной работы в нем обслуживающего персонала.

Блок-контейнер — блок с индивидуальным укрытием (контейнером), внутри которого создают микроклимат, необходимый для работы установленного оборудования и приборов. Доступ к оборудованию и приборам для обслуживания и ремонта осуществляется, как правило, извне.

Суперблок — блочно-комплектное устройство или его часть, размеры которого превышают габариты погрузки.

Сотовая компоновка — компоновка здания, предусматривающая стыковку боксов продольными или торцевыми сторонами с установкой их рядами или ярусами над коммуникационным этажом.

Транспортабельные блоки, боксы, блок-боксы и блок-контейнеры по своим поперечным размерам должны вписываться в габариты погрузки. Наиболее жесткие требования к габаритам погрузки существуют на железнодорожном транспорте. Габариты погрузки — предельные внешние (боковые и высотные) очертания груза, расположенного на платформе или в полувагоне. Согласно действующим правилам допускаются некоторые отклонения от габаритов погрузки (негабаритность), за исключением зоны высотой 1230 мм от уровня верха головки рельса, где никаких отклонений от габаритов погрузки во внешнюю сторону не допускается. В зависимости от превышения пределов габарита погрузки негабаритность подразделяют на пять (0—IV) степеней. Перевозка негабаритных грузов по железным дорогам, особенно степеней III и IV, связана с большими трудностями и дополнительными расходами. Поэтому перевозку негабаритных грузов осуществляют лишь в необходимых случаях.

Нормальный ряд унифицированных блочно- комплектных насосных станций включает четыре типа: БКНС-1, 25; БКНС-2, 5; БКНС-3, 6; БКНС-12, 5. БКНС — блочно-комплектная насосная станция; числа 1, 25; 2, 5; 3, 6; 12, 5 обозначают пропускную способность станции (в тыс. м3/ч). Кроме того, спроектированы блочно-модульные насосные станции, например БМПНС-12, 5, что означает блочно-модульная промежуточная насосная станция с пропускной способностью 12, 5 тыс. м3/ч.

Блочно-модульные устройства используют при проектировании насосных станций. На практике широко применяют блочно-модульную промежуточную насосную станцию БМПНС-12, 5, в состав которой входят два модуля. Первый модуль — здание, составленное из боксов, в котором размещено оборудование одного назначения: энергетическое, связи, КИПиА, телемеханики и системы водоснабжения. Второй модуль — такое же здание, в котором размещены объекты обслуживания насосной станции: мастерские, склад оборудования и помещение для обогрева вахтенного персонала. Применение подобных модулей позволяет уменьшить площадь насосной или компрессорной станции и протяженность обвязочных трубопроводов, снизить стоимость станции. Значительному уменьшению площади насосной или компрессорной станции способствует применение сотовой компоновки боксов с разме­щенным в них оборудованием (блок-боксов и блок-контейнеров). При сотовой компоновке блок-боксов и блок-контейнеров боксы стыкуют по длинным или коротким сторонам в один или два ряда при одно- и двухэтажном- их расположении.

Большое значение придают унифицированию генеральных планов (генпланов) насосных и компрессорных станций. Широко применяют зонирование генпланов. При этом всю площадь насосной или компрессорной станции делят на две зоны: производственную и служебно-вспомогательного комплекса, В первой зоне размещают перекачивающие агрегаты и оборудование, непосредственно связанное с транспортрм нефти или газа (например, - установки для очистки и охлаждения газа на компрессорных станциях, оборудование по непосредственному обслуживанию насосного цеха); во второй зоне — объекты, обслуживающие в целом насосную или компрессорную станцию (водопроводные сооружения, сооружения канализации, склады, стоянки автомашин, столовую, служебно-эксплуатационный и ремонтный блоки и др.). Производственную зону располагают со стороны магистрального трубопровода, а зону служебно-вспомогательного комплекса — со стороны подъездной автодороги.

Рассмотрим состав сооружений и принцип работы насосных станций. Для этого воспользуемся генпланами и технологическими схемами. Головная насосная станция магистрального нефте- или нефтепродуктопровода предназначена для приема нефти от нефтяных промыслов или нефтепродукта — от нефтеперерабатывающего завода и подачи необходимых объемов нефти или нефтепродукта в магистральный трубопровод с давлением до 6, 4 МПа. Основные объекты головной насосной станции — основной насосный цех, цех подпорных насосов, резервуарный парк для нефти или нефтепродуктов, площадки расходомеров и фильтров-грязеуловителей, установка откачки и сбора утечек нефти или нефтепродукта, предохранительные устройства, узел подключения насосной станции к магистральному трубопроводу с камерой пуска очистных устройств (скребков) и разделителей. В состав головной насосной станции входят системы водоснабжения, канализации, энергоснабжения, технологической связи и административно-хозяйственные здания. Питание электроэнергией электродвигателей насосных агрегатов осуществляется от трансформаторной подстанции.

Нефть с нефтепромысла или нефтепродукт с нефтеперерабатывающего завода под определенным давлением через предохранительные устройства поступает на площадку фильтров- грязеуловителейи затем в камеру расходомеров. Из расходомеров нефть или нефтепродукт поступает в камеру переключения резервуаров и затем по трубопроводной обвязке направляется в резервуары. Трубопроводная обвязка позволяет обеспечить закачку нефти или нефтепродукта в любой резервуар и откачку из него. Из резервуаров нефть или нефтепродукт откачивают подпорными насосамии через расходомеры подают на прием насосов основного насосного цеха. Подпорные насосы — центробежные насосы, предназначенные для подачи нефти или нефтепродукта к основным и создания во всасывающих трубопроводах постоянного давления всасывания (подпора), примерно равного 0, 2—1 МПа. Подпор на всасывающем трубопроводе основных насосов необходим во избежание возникновения опасного явления кавитации и для обеспечения бескавитационных режимов их работы. Всасывание нефти или нефтепродукта подпорными насосами из резервуаров и бескавитационный.режим работы горизонтальных насосов обеспечиваются расположением подпорной насосной на отметке ниже нулевой. Из основного насосного цеха нефть или нефтепродукт через камеру регулирующих клапанов, а при необходимости через камеру пуска скребков или разделителей поступает в магистральный нефтепровод или нефтепродуктопровод. Охлаждение масла системы смазки насосных агрегатов осу­ществляют в специальных установках.

Резервуарный парк на головной насосной станции играет важную роль в обеспечении ее бесперебойной работы. Он предназначен для создания определенного резерва нефти или нефте­продукта, позволяющего непрерывно подавать их в магистраль­ный трубопровод при временных перерывах в поступлении нефти с нефтяных промыслов или нефтепродукта с нефтеперерабаты­вающего завода. При проектировании головных насосных стан­ций вместимость резервуарного парка обычно принимают равной трехкратному объему суточной перекачки. Например, если пропускная способность магистрального трубопровода составляет 100 тыс. т/сут, то вместимость резервуарного парка в зависимо­сти от плотности нефти или нефтепродукта составит примерно 330—430 тыс. м3. Резервуарные парки насосных станций обычно комплектуют вертикальными стальными цилиндрическими резер­вуарами вместимостью 5, 10, 15, 20, 50 и 100 тыс. м3. На территории резервуарного парка резервуары размещают отдельными группами. Число резервуаров в каждой группе определяется как вместимостью отдельного резервуара, так и допустимой вместимостью всей группы резервуаров по действующим нормам проектирования. Каждую группу резервуаров по внешнему контуру защищают сплошным земляным валом или стенкой из железобетонных плит. При последовательной перекачке по одному магистральному нефтепро- дуктопроводу нескольких видов нефтепродуктов общая вместимость резервуарного парка головной насосной станции определяется цикличностью перекачки и графиком поступления различных нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода.

Промежуточные насосные станции имеют практически такой же состав сооружений и такую же схему работы как и головные насосные станции. Однако промежуточные насосные станции имеют две отличительные особенности. Во-первых, промежуточные насосные станции имеют резервуарный парк значительно меньшей вместимости (обычно не более 20 тыс. м3 или два- четыре резервуара вместимостью по 5—10 тыс. м3.) Однако когда промежуточная насосная станция является узловой, т. е. пунктом разветвления различных нефте- или нефтепродуктопро- водов, или вблизи станции имеется пункт налива нефти или нефтепродуктов, общий объем резервуарного парка может быть значительно больше указанного и приближаться к общему объему резервуарного парка головной насосной станции. При проектировании новых промежуточных насосных станций сооружение на них резервуарных парков вообще не предусматривают, а перекачку нефти или нефтепродуктов проводят по схеме «из насоса в насос». Во-вторых, на промежуточных насосных станциях узел подключения их к магистральному трубопроводу позволяет при необходимости отключать станцию и проводить перекачку, минуя ее. Узел подключения промежуточной насосной станции к магистральному трубопроводу имеет камеру не только пуска, но и приема скребков или разделителей.

Каждый насосный агрегат насосной станции устанавливают на собственном фундаменте. При этом расположение агрегатов должно обеспечить свободный доступ к ним для проведения обслуживания и ремонта. В связи с этим расстояние между агрегатами должно быть не менее 1, 2 м при электродвигателях высокого напряжения и не менее 1 м при электродвигателях низкого напряжения, а расстояние между выступающими ча­стями — не менее 0, 7 м.

 


 

Основные особенности конструктивных и объемно-планировочных решений блочно-комплектных компрессорных станций

Генеральное направление развития строительства насосных станций — дальнейшее расширение блочности перекачивающих агрегатов, основного и вспомогательного технологического оборудования и технологических трубопроводов. В связи с этим существенно изменяются как конструктивные, так и объемно-планировочные решения насосных станций.

На блочно-комплектных насосных станциях отсутствуют капитальные производственные здания тяжелого типа с железобетонными каркасами и ограждающими конструкциями из железобетона. Всю или большую часть технологического оборудования насосных станций размещают в легких общих или индивидуальных зданиях, транспортабельных боксах или на открытом воздухе (открытая компановка). Большую часть основного и вспомогательного оборудования блочно-комплектных насосных станций поставляют с заводов-изготовителей в виде полностью подготовленных блоков. Подобные блоки перед монтажом не вскрывают и не подвергают ревизии, что значительно сокращает сроки монтажа оборудования. Для примера можно привести турбоблоки газоперекачивающих агрегатов ГТН-25, ГТН-16, ГПА-Ц-16, ГПА-Ц-6, 3; ГПУ-10; блоки трубопроводов; блоки энергетического оборудования и т. д.

Комплектно-блочный метод строительства— метод организации строительства объектов из изделий высокой степени заводской готовности в виде блочно-комплектных устройств (БКУ), укрупненных монтажных узлов и. заготовок инженерных коммуникаций, поставляемых на объект специализированными предприятиями, основанный на принципах агрегирования ресурсов и организационных структур. Когда говорят, что объект выполнен в комплектно-блочном исполнении, это значит, что этот объект состоит из БКУ.

Блочно-комплектное устройство — объект одноцелевого назначения, собираемый на специализированном предприятии или месте монтажа из комплекта блоков, боксов, блок-контейнеров, блок-боксов, суперблоков или их различных сочетаний и заготовок межблочных коммуникаций.

Блок, строительно-технологический блок — транспортабельное устройство, вписывающееся в габариты погрузки, в виде совокупности оборудования и строительных конструкций, смонтированных на общем основании. Для примера можно привести блок газотурбинной установки (турбоблок), блок насосного агрегата, блок трансформатора.

Бокс — транспортабельное здание из легких строительных конструкций, вписывающееся в габариты погрузки.

Блок-бокс — блок с технологическим оборудованием и инженерными системами, внутри которого создают микроклимат, необходимый для надежной работы установленного оборудования и длительной работы в нем обслуживающего персонала.

Блок-контейнер — блок с индивидуальным укрытием (контейнером), внутри которого создают микроклимат, необходимый для работы установленного оборудования и приборов. Доступ к оборудованию и приборам для обслуживания и ремонта осуществляется, как правило, извне.

Суперблок — блочно-комплектное устройство или его часть, размеры которого превышают габариты погрузки.

Сотовая компоновка — компоновка здания, предусматривающая стыковку боксов продольными или торцевыми сторонами с установкой их рядами или ярусами над коммуникационным этажом.

Транспортабельные блоки, боксы, блок-боксы и блок-контейнеры по своим поперечным размерам должны вписываться в габариты погрузки. Наиболее жесткие требования к габаритам погрузки существуют на железнодорожном транспорте. Габариты погрузки — предельные внешние (боковые и высотные) очертания груза, расположенного на платформе или в полувагоне. Согласно действующим правилам допускаются некоторые отклонения от габаритов погрузки (негабаритность), за исключением зоны высотой 1230 мм от уровня верха головки рельса, где никаких отклонений от габаритов погрузки во внешнюю сторону не допускается. В зависимости от превышения пределов габарита погрузки негабаритность подразделяют на пять (0—IV) степеней. Перевозка негабаритных грузов по железным дорогам, особенно степеней III и IV, связана с большими трудностями и дополнительными расходами. Поэтому перевозку негабаритных грузов осуществляют лишь в необходимых случаях.

Из компрессорных станций наиболее перспективными являются блочно-комплектные станции, оборудованные ГПА с приводом от: стационарных газотурбинных установок ГТН-25 и ГТН-16; авиационных газовых турбин ГПА-Ц-16 и ГПА-Ц-6, 3; судовых газовых турбин ГПУ-10, а также с электроприводом СТД-12500. Требованиям индустриализации -строительства в наибольшей степени отвечают компрессорные станции, оснащенные газопе­рекачивающими агрегатами с приводом от авиационных газо­вых турбин ГПА-Ц-16.

Дальнейшее развитие блочно-комплектных насосных и компрессорных станций — применение. блочно-модульных устройств (БМУ), которые представляют собой модуль, содержащий оборудование одного назначения. Для примера БМУ компрессорной станции можно привести модуль, состоящий из газоперекачивающего агрегата, аппарата по очистке газа от пыли и обвязочных трубопроводов.

Блочно-модульные устройства используют при проектировании насосных станций. На практике широко применяют блочно-модульную промежуточную насосную станцию БМПНС-12, 5, в состав которой входят два модуля. Первый модуль — здание, составленное из боксов, в котором размещено оборудование одного назначения: энергетическое, связи, КИПиА, телемеханики и системы водоснабжения. Второй модуль — такое же здание, в котором размещены объекты обслуживания насосной станции: мастерские, склад оборудования и помещение для обогрева вахтенного персонала. Применение подобных модулей позволяет уменьшить площадь насосной или компрессорной станции и протяженность обвязочных трубопроводов, снизить стоимость станции. Значительному уменьшению площади насосной или компрессорной станции способствует применение сотовой компоновки боксов с разме­щенным в них оборудованием (блок-боксов и блок-контейнеров). При сотовой компоновке блок-боксов и блок-контейнеров боксы стыкуют по длинным или коротким сторонам в один или два ряда при одно- и двухэтажном- их расположении.

Большое значение придают унифицированию генеральных планов (генпланов) насосных и компрессорных станций. Широко применяют зонирование генпланов. При этом всю площадь насосной или компрессорной станции делят на две зоны: производственную и служебно-вспомогательного комплекса, В первой зоне размещают перекачивающие агрегаты и оборудование, непосредственно связанное с транспортрм нефти или газа (например, - установки для очистки и охлаждения газа на компрессорных станциях, оборудование по непосредственному обслуживанию насосного цеха); во второй зоне — объекты, обслуживающие в целом насосную или компрессорную станцию (водопроводные сооружения, сооружения канализации, склады, стоянки автомашин, столовую, служебно-эксплуатационный и ремонтный блоки и др.). Производственную зону располагают со стороны магистрального трубопровода, а зону служебно-вспомогательного комплекса — со стороны подъездной автодороги.

При проектировании насосных и компрессорных станций широко используют принцип блокировки. Для компрессорной станции этот принцип выглядит следующим образом. Производ­ственные службы, обеспечивающие управление и энергоснабжение (операторная, аппаратная, комплектная трансформаторная подстанция — КТП с щитовой, закрытое распределительное устройство— ЗРУ, аккумуляторная и др.), сблокированы в одном здании, которое называют производственно-энергетическим блоком (ПЭБ). В другом здании — служебно-эксплуатационном и ремонтном блоке (СЭРБ) — размещают такие вспомогательные службы, как ремонтно-механические мастерские, гараж, узел связи, лаборатории химическую и КИП и А, административно-бытовые помещения. Применяют также блокировку технологического оборудования. Например, на компрессорной станции монтируют одну групповую (централизованную) установку по очистке газа и одну установку по охлаждению газа.

Головную компрессорную станцию, находящуюся в начале магистрального газопровода, обычно сооружают в непосредственной близости от установок по комплексной подготовке газа газовых месторождений. Поэтому на головную компрессорную станцию газ поступает практически полностью подготовленным к дальнему трубопроводному транспорту. В связи с этим на самой компрессорной станции подготовка газа перед подачей в магистральный трубопровод значительно упрощается. Поступающий на головную компрессорную станцию газ очи­щают от пыли и механических примесей. В результате компримирования в компрессорном цехе температура газа повышается до 50—80 °С. При удалении газа по магистральному трубопроводу от компрессорной станции температура его снижается. При этом в металле трубопровода возникают достаточно большие температурные напряжения, нарушающие нормальную работу трубопровода и приводящие в ряде случаев к выпучиванию его отдельных участков, вблизи компрессорной станции. Кроме того, при повышении температуры газа снижается пропускная способность газопровода. В связи с этим после компримирования газ охлаждают в специальных аппаратах до температуры примерно 5—15 °С (особенно в летнее время). Таким образом, задачи головной компрессорной станции сводятся к приему газа от установок комплексной подготовки, очистке его от механических примесей, компримированию до необходимого давления, охлаждению газа и подаче его в магистральный газопровод.

Промежуточные компрессорные станции предназначены для поддержания режимов транспортировки газа по всему магистральному газопроводу. Состав сооружений на них аналогичен составу сооружений на головных компрессорных станциях. На промежуточных компрессорных станциях может быть несколько меньший объем установок по подготовке газа. Кроме того, предусмотрены отключение промежуточных компрессорных станций и транспортировка газа по газопроводу, минуя эти станции.

Основа головной компрессорной станции — компрессорный цех с газоперекачивающими агрегатами, которые состоят из центробежного нагнетателя (одно- или двухступенчатого) и привода (газотурбинной установки или электродвигателя). Газоперекачивающие агрегаты размещают в индивидуальных зданиях, общих зданиях для всех агрегатов и в блок-контейнерах (для. агрегатов с приводом от авиационных газовых турбин). Поступающий газ очищают в аппаратах по очистке от пыли и механических примесей, в качестве которых применяют вертикальные масляные и циклонные сепараторы- пылеуловители. Используют также установки с двухступенчатой очисткой газа, состоящие из вертикальных пылеуловителей и горизонтальных фильтров тонкой очистки^ Компримированный газ охлаждают в аппаратах воздушного охлаждения газа (АВО газа).

На головных компрессорных станциях, оснащенных ГПА с приводом от газовых турбин, в качестве топлива последних применяют природный (топливный) газ из магистрального газопровода. Перед подачей в газовые турбины его очищают от пыли, механических примесей и влаги в специальной установке подготовки топливного, пускового и импульсного газа. Пусковой газ —газ, используемый для запуска газовой турбины, импульсный газ — газ, применяемый в системе КИП и А и системах управления компрессорной станцией. Нормальную работу газоперекачивающих установок обеспечивают системы смазки, уплотнения нагнетателей и управления. Во всех этих системах используют турбинное масло. Системы смазки, уплотнения и управления обслуживают с помощью оборудования, сосредото­ченного в блоке маслохозяйства. Производственные службы, обеспечивающие управление и энергоснабжение головной компрессорной станции с газотурбинным приводом (операторная, КТП, ЗРУ, аккумуляторная и др.), размещают в производствен­но-энергетическом блоке. На компрессорной станции с электро­приводом ЗРУ и КТП располагают в отдельных блоках. Рассмотренные объекты головной компрессорной станции входят в производственную зону. В состав компрессорной станции также входит служебно-производственная зона, важным объектом ко­торой являются служебно-эксплуатационный и ремонтный блок. В этом блоке размещают различные вспомогательные службы, обеспечивающие нормальную работу компрессорной станции: ремонтно-механические мастерские, гараж, узел связи, лабора­тории, административно-бытовые помещения. В служебно-про- изводственной зоне расположены также водопроводные соору­жения, резервуары противопожарного запаса воды, подстанция, различные склады и стеллажи, очистные сооружения хозяйст­венно-бытовой канализации и др.

Отличительная особенность компрессорной станции с электроприводом — наличие в ее составе мощных энергетических подстанций, предназначенных для питания электродвигателей газоперекачивающих агрегатов.

Компрессорная станция работает следующим образом. Газ от установок комплексной подготовки газа на головных станциях или магистрального газопровода на промежуточных станциях через узел подключения поступает в установку очистки его от пыли и механических примесей. В состав этой установки обычно входит шесть вертикальных аппаратов-пыле­уловителей. Исключение составляет установка компрессорной станции, оборудованной газоперекачивающими агрегатами с приводом от авиационных газовых турбин ГПА-6, 3, в состав которой входят пять аппаратов. Из установки очистки газ по всасывающему коллектору поступает в нагнетатели газоперекачивающих агрегатов, а после компримирования — на установку охлаждения газа. Эта установка состоит из 14 АВО газа 2АВГ-75. Исключение составляют установки компрессорных станций с агрегатами ГПА-Ц-6, 3 и ГТН-6, в состав которых входят соответственно десять и семь АВО газа. После установки охлаждения газ под давлением до 7, 5 МПа через узел подключения поступает в магистральный газопровод. Часть газа поступающего на компрессорную станцию, используют для собственных нужд (топливный, пусковой, импульсный газ), его отбирают от всасывающего коллектора и направляют на установку подготовки топливного, пускового и импульсного газа. Перед установкойгаз предварительно редуцируется для снижения давления. На этой, установке топливный, пусковой и импульсный газ очищают от пыли и капельной влаги. Подготовленный топливный газ под давлением от 0, 9 до 2, 5 МПа поступает в камеры сгорания газовых турбин. Подготовленный пусковой газ под давлением от 0, 3 до 2, 5 МПа (в зависимости от типа агрегата) направляют в пусковые турбины, а подготовленный импульсный газ — в системы контроля и управления. В состав компрессорной станции входит также вспомогательная система сбора жидкостей (конденсата) и механических примесей, предназначенная для удаления конденсата и механических примесей из аппаратов очистки газа и установки подготовки топливного, пускового и импульсного газа. Эта система состоит из дренажных коллекторов, емкости для сбора конденсата и системы автоматического и ручного сброса конденсата из аппаратов очистки газа и подготовки топливного, пускового и импульсного газа.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.