Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая система Франции






Франция – одна из наиболее промышленно развитых стран Европейского союза. По ряду направлений научно-технического развития и промышленного производства занимает передовые позиции в мире. По размеру ВВП Франция (1520 млрд евро) занимает 6-е место в мире после США, Китая, Японии, Германии и Великобритании.

На долю промышленности приходилось 25% ВВП, сельского хозяйства - 3%. Наиболее крупные отрасли страны относятся к сфере услуг: некоммерческие услуги (административное управление) и торговля.

Финансовая система Франции включает в себя три звена:

- бюджетную систему;

- специальные фонды;

- финансы государственного сектора.

Поскольку Франция является унитарным государством, то ее бюджетная система состоит из двух уровней: бюджета центрального правительства и бюджетов коммун, которые являются низовым звеном местного самоуправления. Административно-территориальное деление Франции представлено 26 регионами, 100 департаментами, около 36 тыс.ком.

Финансовая система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции. Уровень самостоятельности местных бюджетов невысок, что в целом характерно для унитарных государств. Местные бюджеты получают 40% своих доходов из бюджета централизованного правительства Франции.

Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и кредитов, а также надбавок к центральным налогам (например, надбавка к подоходному налогу). Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства.

Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Доходы и расходы бюджета центрального правительства делятся на две части:

- операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы и составляют 90%;

- операции временного характера (кредитные операции) – 10%.

Вторым звеном финансовой системы Франции являются специальные фонды, представляющие собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся:

- специальные счета казначейства;

- присоединенные бюджеты;

- фонды финансово-кредитных учреждений;

- социальные фонды.

Специальные счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. Около 80% приходится на кредитные операции. Например, фонд экономического и социального развития представлял кредиты национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. Специальный фонд промышленной адаптации предоставляет субсидии частным предприятиям в районах, переживающих экономические трудности. Значительная часть средств специальных счетов используется на военные цели.

Присоединенные бюджеты имеют организации, пользующиеся финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет, но проходят лишь по разделу операций окончательного характера. Расходы каждого присоединенного бюджета имеют закрепленные за ним доходы. Наиболее крупными из присоединенных бюджетов являются бюджеты почты, телеграфа, телефона и службы сельскохозяйственных социальных пособий.

Фонды финансово-кредитных учреждений обладают правами юридических лиц. К ним относятся фонды банка Франции, государственных страховых обществ, коммерческих банков, депозитно-сохранной кассы. Особое место занимает конъюнктурный фонд, созданный для регулирования экономики. Он используется в зависимости от экономического положения страны.

Социальные фонды охватывают фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству, пенсионный фонд, фонд помощи безработным и некоторые другие. Эти фонды автономны и не включаются в государственный бюджет. Источником их средств являются взносы предпринимателей (около 60%), застрахованных (около 18%), поступления государства (20%), а также прочие доходы. Центральное место в социальных фондах занимает пенсионный фонд, предназначенный для выплаты пенсий по старости. На его долю приходится около 40% всех расходов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.