Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные упражнения к освоенным темам






Упражнение 1. Отредактируйте текст, набрав его на компьютере и распечатав. При редактуре применяйте знаки корректорской правки. Исправленный текст наберите набело.

 

ДА, СИЛЬНЕЙШАЯ

 

Нона Гаприндашвили сохранила за собой звание чемпионки мира по шахматам.

Закончив вничью 15-ю партию матча с Аллой Кушнир, Нона Гаприндашвили набрала 8 очков и независимо от исхода последней встречи сохранила за собой звание чемпионки мира по шахматам.

Новая победа Ноны Гаприндашвили пришлась на десятилетие ее бессменного пребывания на шахматном троне. С москвичкой, международным мастером Аллой Кушнир она играла уже трижды. Однако на этот раз претендентка оказала большее сопротивление, чем в предыдущих матчах на первенство мира (в обоих был одинаковый счет – 8, 5: 4, 5).

В пятнадцатой партии Нона Гаприндашвили и Алла Кушнир уже восьмой раз в матче на первенство мира по шахматам разыграли сицилианскую защиту. Но вариант новый.

На атаку первой решилась Кушнир. Она пожертвовала ладью, но Гаприндашвили сумела отразить атаку. Тогда Кушнир пришлось форсировать вечный шах, и партия на сорок втором ходу закончилась вничью. Нона Гаприндашвили набрала 8 очков и независимо от исхода последней встречи сохранила за собой звание чемпионки мира по шахматам.

 

В виде подсказки: определим смысловую структуру заметки.

Тема: матч между Н. Гаприндашвили и А. Кушнир за звание чемпиона мира.

Идея: матч закончился вничью и такой исход позволил Гаприндашвили отстоять чемпионский титул.

Установочный тезис = вывод.

Упражнение 2. Задание такое же, что и в упражнении 1. Дополнительно обратите внимание на заголовок и на абзацное деление.

 

ЧТОБЫ ЛЁД БЫЛ ПРОЧНЫМ

 

Те, кто часто бывает на стадионе «Водник», наверное, обратили внимание на ледяное поле. Отполировано оно до блеска, так что при свете прожекторов человек видит свое отражение.

Для конькобежцев, хоккеистов такой лед – победа. Поэтому и знают ему цену. Стоит льду дать трещину, выбоину, как тут же сбавляется скорость движения спортсмена, увеличивается время пробега заданной дистанции.

Вот почему перед выходом на ледяное поле спортсмены Камчатского морского пароходства дружно приветствуют Григория Петровича Лаптия.

В чем же секрет мастерства Григория Петровича в подготовке ледяного поля?

– На до знать поле, как свой дом, – говорит он.

Петрович, как называют его спортсмены, приходит на работу вовремя.

Включает зажигание, и машина плавно трогается с места. В кабине тепло, а за стеклом крепкий февральский морозец.

Глаза Григория Петровича пристально всматриваются в снежное поле, его натруженные руки легко управляют машиной.

Постепенно усиливаются обороты двигателя, мощная струя воды выбрасывается на поле.

Машина продолжает кружить по ледяной дорожке, доносится знакомый гул мотора.

И я понял, как получается прочный лед, и как приходит победа.

 

 

Упражнение 3. Задание такое же, что и в предыдущем упражнении. Только если в первых двух достаточно провести правку-обработку, то в данном тексте-письме в редакцию скорее всего потребуется правка-переделка.

 

БЕЗОБРАЗНЫЙ СЛУЧАЙ

 

17 января в заводском клубе шла кинокартина «Василиса Прекрасная». Были устроены два сеанса. Первый сеанс прошел из показа отрывков киноленты и отсутствия звука. Возмущаться безобразной работой киномеханика было некому, ибо на первом сеансе были лишь дети.

Видя технические неполадки в киноленте, механик т. Соколов не устранил дефектов, и с таким же «успехом» начался второй сеанс.

Картина началась без начала и в течение 2-х часов перед глазами возмущенных зрителей поминутно рвалась кинолента, сопровождавшаяся без звука.

На крики публики механик спокойно продолжал работать.

Муки кончились через два часа, все вздохнули легко, когда ясно был написан «конец».

Как выяснилось позже, механик т. Соколов со спокойной совестью вальсировал под звуки радиолы в фойе, а замещал его «друг» в пьяном виде.

Заведующий клубом тов. Пресняков также безотлучно находился в фойе среди танцующих, не интересуясь демонстрированием кинофильма.

Подобные безобразия не единичный случай, а начинают процветать.

Т. Пресняков совершенно не проводит культурный досуг трудящихся завода.

В клубе постоянно бывает группа ребят, которые шумят, безобразничают. В перерывы между сеансами зрительный зал не вентилируется, душно.

Пора, наконец, обратить внимание на плохую работу клуба и превратить его в центр массово-политической работы.

 

 

Упражнение 4. Оцените логику нижеприведённых высказываний.

 

1. Новый клей обладает очень сильными антисептическими свойствами, он способствует также остановке кровотечения и моментально заживляет разрезанные ткани. Срок их сращивания увеличивается почти в три раза.

 

2. Существует расхожее мнение, что депрессия – это болезнь людей умственного труда. Ничего подобного. Последние статистические исследования говорят о том, что депрессия равномерно распределена везде: и в Америке, и в России, и в Африке.

 

3. Скоро кредит на жильё сравняется со взяткой на его получение.

 

4. Самое популярное женское имя в Москве Настя. На каждую тысячу новорождённых девочек появляется в среднем 100 Анастасий. Это имя стабильно держит первенство уже пять лет подряд. Не менее популярны Анна, Мария и Екатерина.

 

5. Ямайские рыбаки поймали огромную белую акулу, которая оказалась вегетарианкой. Когда ей вспороли брюхо, то в нём обнаружили старинную пишущую машинку, фотоаппарат, фотокамеру, очки в металлическом футляре, две пары мужских брюк.

 

6. В какой-то момент наркоман говорит врачу, что у него больше нет тяги к дозе. Это значит, что нам удалось «отшибить» ему память о наркотик

ах, а вот другие функции, за которые отвечал этот участок мозга (подвергнутый операции с целью ликвидировать зависимость от наркотиков), восстановится. Если человек был алкоголиком или заядлым курильщиком, то он им и останется. Но героиновая зависимость исчезнет, потому что это нечто чужеродное для организма.

 

7. В последней трети 19 века усадьба стала местом паломничества художников, поэтов, актёров. В начале 20 сюда приезжают и представители нового поколения.

 

8. Карандаш «Машенька» – новое высокоэффективное средство борьбы с клопами, тараканами и насекомыми.

 

9. Вот уже почти год длится эпопея с распределением жилой площади в доме-новостройке № 5, что в военном гарнизоне Павшино. Началась эта история в 1994 году. (Текст, опубликованный в 2000 году.)

 

10. Здесь ещё и сейчас можно увидеть обезьян шу, поедающих листья. Их в этих лесах осталось всего 12 особей.

 

Упражнение 5. Проанализируйте характер изложения материала (в первой части главы первой романа А. Степанова «Порт-Артур»).

Ясный морозный день клонился к вечеру. Солнце освещало косыми предвечерними лучами Порт-Артур и окружавшие его мрачные, серые скалистые горы. С моря дул слабый ветерок, сметая ещё сохранившийся кое-где снег.

В порту и в городе необычайное для будничного дня оживление.

Всё чиновное русское население Квантуна 26 января 1904 года съехалось в Порт-Артур. Сегодня моряки дают традиционный бал в честь именинницы – жены командующего Тихоокеанской эскадрой Марии Ивановны Старк. Всем хотелось хотя бы одним глазком взглянуть на празднично одетую публику, на блестящих моряков, принарядившихся штатских; сам наместник царя на Дальнем Востоке – адмирал Алексеев – должен был со своим блистательным штабом посетить бал.

Уже с десяти часов вечера к зданию морского собрания стали съезжаться и сходиться многочисленные гости. Первыми появилась молодёжь – мичманы и лейтенанты со своими дамами.

За лейтенантами прибыли капитаны всех рангов в сплошь залитых золотом мундирах, с тяжёлыми густыми эполетами на плечах. Они и их жёны составили почётную свиту около адмиральской четы, встречавшей гостей.

Зал быстро наполнялся. Оркестр заиграл полонез, и флаг-офицер адмирала Старка лейтенант Дукельский, высокий красивый шатен, предложил кавалерам приглашать дам. За полонезом последовал вальс, и бал развернулся.

Адмиральша наблюдала за танцующими, перебрасываясь замечаниями с окружающими. Но вот дежурный по собранию доложил адмиралу о прибытии самого наместника. Старк с женой поспешили в вестибюль.

Алексеев, ещё не старый человек, с открытым приветливым лицом, в придворном мундире, подошёл к ручке адмиральши и торжественно вошёл с ней в зал.

Музыка смолкла, и все замерли в поклоне перед его высокопревосходительством. Алексеев громко поздоровался с музыкантами, сделал общий поклон собравшимся и попросил продолжать танцы. Пары вновь завертелись.

Наместник был озабочен. Ему назойливо вспоминались полученные ещё два дня назад и скрытые им от всех телеграммы о разрыве дипломатических отношений с Японией и сегодняшнее донесение гражданского губернатора Квантунской области о поспешном выезде японцев из Квантуна. Но особенно неотвязно вертелся в голове Алексеева его собственный вчерашний приказ о «несвоевременности постановки противоминных сетей ограждения на судах стоящей на внешнем рейде эскадры».

Несмотря на успокоительную телеграмму министра иностранных дел Ламсдорфа, категорически отрицавшего возможность начала войны, смутное опасение всё же портило настроение Алексеева. Наместник ежеминутно ожидал распоряжения из Петербурга или известий с отправленных на разведку к берегам Кореи крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец». Но время шло, а известий не было, и даже состоящий при Алексееве представитель министерства иностранных дел Плансон был, против обыкновения, спокоен и мирно беседовал с командиром броненосцев.

 

 

Упражнение 6. Укажите вид теста. Определите способ изложения

материала.

 

РЕКА ПОТУДАНЬ

Трава опять отросла по набитым грунтовым дорогам гражданской войны, потому что война прекратилась. В мире, по губерниям снова стало тихо и малолюдно: некоторые люди умерли в боях, многие лечились от ран и отдыхали у родных, забывая в тяжёлых снах тяжёлую работу войны, а кое-кто из демобилизованных ещё не успел вернуться домой и шёл теперь в старой шинели, с походной сумкой, в мягком шлеме или овечьей шапке, шёл по густой, незнакомой траве, которую раньше не было времени видеть, а может быть, она просто была затоптана походами и не росла тогда. Они шли с обмершим, удивлённым сердцем, снова узнавая поля и деревни, расположенные в окрестности по их дороге; душа их уже переменилась в мучении войны, в болезнях и счастье победы, – они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились в других людей – они выросли от возраста и поумнели, они стали терпеливей и почувствовали внутри себя великую всемирную надежду, которая сейчас стала идеей их пока ещё небольшой жизни, не имевшей ясной цели и назначения до гражданской войны.

Поздним летом возвращались домой последние демобилизованные красноармейцы. Они задержались по трудовым армиям, где занимались разным незнакомым ремеслом и тосковали, и лишь теперь им велели идти домой к своей и общей жизни.

 

Упражнение 7. Проведите композиционную и стилистическую правку текста. В своих рассуждениях обопритесь на нижеприведенную редакторскую правку плана рукописи.

 

До пещеры Ботовской можно доехать так: поймать в Иркутске вахтовку, которая идёт на Лену. Там, в устье Бот, недалеко от села Коношалово, и находится один из любимейших нами подземных переходов.

Нас, членов иркутского клуба спелеологов «Арабика», все спрашивают: что вам далась эта Ботовская? Отвечаю: хотя бы потому, что разведанная на сегодняшний день длина её составляет 32 км. Но там есть и 33-й км, и 34-й. Насколько она вытянулась, неизвестно. Но уже сейчас можно сказать, что это одна из самых длинных пещер в России. А может быть, и в мире. Самой длинной в России сейчас считается пещера – Большая Орешная в Красноярском крае. Её длина составляет 48 км.

По крепкому ещё насту при свете звёзд мы добрались к зимовью на берегу речки. Здесь мы жили и работали десять дней, отсюда уходили к пещере, поднимаясь на вершину горы. Вход в пещеру покрыт хрусталиками льда. Дальше нужно преодолеть путь до подземного базового лагеря. Почти постоянно приходится ползти или в крайнем случае передвигаться на коленях по жидкой глине, волоча за собой транспортник – мешок с личными вещами, батарейками, продуктами, запасами воды на два дня.

О существовании Ботовской местным жителям известно давно: охотники в тайге всё знают. Хотя официально её открыли в 1947 г. Геологи, которые и отсняли первые 300 м её ходов. А в 1992 г. Команда нашего клуба приехала в Ботовскую и начала делать её карту с самого входа.

Наш базовый лагерь находится на гроте Шут. Если чуть отойти, то он напоминает голову шута с руками, причём одна рука показывает на выход из пещеры. Сам лагерь – это палатка с натянутым поверх тентом и надувными матрасами. Внутри каменный стол, две газовые горелки, свечи, глиняные полочки для вещей и шихельда – проще говоря, туалет. Здесь остановка, отдых, перекус.

Новый свет – так мы называем северо-восточную часть пещеры – в отличие от старого – юго-запада позволяет свободно ходить в полный рост по галереям. Здесь совсем всё по-другому, сухо, тепло, уютно. Много красивейших (настенных образований) – сталактитов, сталагмитов, белоснежных геликтитовых зарослей, чудных собраний полупрозрачных горошин пещерного жемчуга. Это – как награда за наш труд.

От одной экспедиции к другой мы делаем карту пещеры, продвигаемся в глубь этого бескрайнего лабиринта. По всему видно: никто до нас здесь не был. При мысли об этом возникает горделивое чувство, сравнимое, наверно, с тем, что испытывают первооткрыватели новых материков и планет. Именно это чувство заставляет нас из года в год возвращаться к пещере и продвигаться дальше её нехожеными тропами. Вот и теперь, покидая пещеру, мы знаем, что вернёмся…

 

План рукописи План редакторской правки

 

1. Дорога к пещере 1. Дорога к пещере

2. Общие сведения: разведанная 3. Описание входа в пещеру и

длина подземного пути к базовому

3. Описание входа в пещеру и лагерю

подземного пути к базовому 5. Описание базового лагеря

лагерю 6. Описание северо-восточной

4. Общие сведения: кто и когда части пещеры (сократить

изучал пещеру; в частности, герои упоминание о юго-западной

материала составляют карту части)

пещеры 2. Общие сведения: разведанная

5. Описание базового подземного разведанная длина

лагеря 4. Общие сведения: когда и кто

6. Описание северо-восточной изучал пещеру (сократить

части, упомянута, но не раскрыта упоминание о составлении карты)

тема юго-западной части пещеры 7. Создание карты пещеры,

7. Создание карты пещеры, впечатление от экспедиций туда

впечатление от её посещения

 

 

Упражнение 8. Сопоставьте приведённые в текстах цифры и выявите фактические ошибки или несоответствия.

 

1. Инкрустированный столик «Флора Лотарингии» (в миллион долларов) вернулся из Франции со вздутиями – не выдержал климата. Ущерб – 12, 5 тыс. долл. В Риме какой-то маньяк что-то нацарапал на картине Матисса. Ущерб – 125 тыс. руб.

 

2. Ещё в 1996 году был отмечен рост самоубийств среди офицеров. На одном из последних совещаний в Министерстве обороны говорили, что этот показатель достиг 20%.

 

3. На совещании в Академгородке вице-премьер… на доске мелом нарисовал схему, из которой следовало, что в стране примерно 40% научного потенциала находится на мировом уровне, около 30% работает на четыре с плюсом – четыре с минусом, а 10% – из рук вон плохо.

 

 

Используемая литература

 

1. Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. Издательство Московского университета. 1982.

2. Сбитнева А.А. Литературное редактирование. Учебное пособие. М., изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2009.

3. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.,: Высш. шк., 1971. С. 86–145.

4. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. Издательство Московского университета. 1974.

5. Стилистика и литературное редактирование. Под общей редакцией профессора В.И. Максимова. Третье издание, переработанное и дополненное. М., 2007.

6. Лащук О.Р. Редактирование информационных материалов. Учебное пособие. АСПЕНТ ПРЕСС. М., 2004.

7. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. Учебное пособие. М., Изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2007.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Цели и задачи дисциплины «Литературное редактирование» ………………. 2

Вводная часть …………………………………………………………………… 4

1.1. Задачи современного редактирования ……………………………………. 6

2.1. Правка текста ……………………………………………………………….. 8

2.2. Практическое задание к теме …………………………………………….. 12

3.1. Основные законы логического мышления и смысловой

анализ текста ……………………………………………………………… 15

3.2. Практические задания по теме …………………………………………... 19

4.1. Редактирование текстов, различных по способу изложения ………….. 22

4.2. Практические задания по изученной теме ……………………………… 32

5.1. Работа редактора над композицией рукописи ………………………….. 36

5.2. Практические задания по пройденной теме ……………………………. 42

6.1. Работа редактора над фактическим материалом ……………………….. 44

6.2. Практические задания по представленной теме ………………………... 48

7.1. Работа редактора над аппаратом книги …………………………………. 49

8.1. Дополнительные упражнения к освоенным темам ………………………53

Используемая литература ………………………………………………………61

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.