Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Новая тема

Так же, как и в других ранних земледельческих цивилизациях, в Древнем Китае с переходом к земледелию стали возникать города и госу­дарства. Около 1700 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ (учитель показы­вает на карте) появилось государство Шан, где правила династия Инь. В обязанности верховного правителя (вана) входило руководство военными походами, строительство каналов и дамб, принесение жертв Небу от имени всего народа. В начале полевых работ ван выходил в поле с золотой моты­гой и пропахивал первую борозду. Этот труд считался священным, необ­ходимым для обеспечения урожая и милости богов.

* История Китая в эпоху Шан изучена мало, потому что от этих времен не осталось ни каменных построек, ин статуй, ни надписей (кроме гадальных костей, найденных археологами). Известно, что в конце II тыс. до н.э. государство Шан пришло в упадок, и около 1000 г. до н.э. его завое­вали западные кочевники - чжоу. Традиция передает, что вождь этого племени У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя, и тот покончил жизнь самоубийством.

Чжоу были скотоводами и земледельцами вроде древних ариев. Они ездили на колесницах, запряженных лошадьми, и использовали их на войне; умели обрабатывать не только бронзу, но и железо. Захватив земли Шан, пришельцы основали свое государство Чжоу, просуществовавшее до III в. до н.э.

К этому периоду относится становление рабовладельческого об­щества в Древнем Китае. В надписях на бронзовых сосудах говорится о дарении тем ли иным сановникам значительных участков земли, отнятых у сельских общин, и огромного количества рабов. Масштабы рабовладения увеличиваются за счет порабощения населения завоеванного царства Шан, войн с соседними кочевыми племенами. Контингент рабов пополняется и за счет осужденных преступников. Рабы стели цениться больше, прекра­щаются массовые жертвоприношения военнопленных.

Рабы-чужеземцы не считались полноценными людьми. К ним употреблялось выражение «злые рабы». Владение долговыми рабами осу­ждалось.

III. Групповая работа. Познакомьтесь с источниками, от­ветьте на вопросы к ним.

I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном за­гоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»

О чем говорит этот документ?

II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство
фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными про­мыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для
работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей.

Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей».

Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех вы­водов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древ­нем Китае?

III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не полу-
чают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и
детьми»

О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете?

IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «По­стройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают вс ю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...»

Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предполо­жите, представителем какой категории населения является автор?

V группа. Из сочинений древних китайских писателей:
Зачем на свете люди не равны?

Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?

Учитель: в IX в. до н.э. Ли-ван из династии Чжоу был свергнут народным восстанием. В VIII в. царство Чжоу ослабело и не могло сопротивляться набегам западных кочевников. Столицу пришлось перенести на восток, и вскоре государство распалось на несколько княжеств, которые воевали между собой и с соседними племенами. Новое объединение стра­ны произошло в III в. до н.э.

Задание: Прочитайте п. 1 §23. Как звали правителя единого го­сударства? В каком году произошло объединение страны?

Запись в тетради:

221 г до н.э. - объединение Китая под властью Цинь Ши-хуанди.

Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью; множество чиновников полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копей­щиков и конницы. Он был жесток и безжалостен ко всем, кто имел собст­венное мнение и не боялся высказывать мысли, не угодные царю. По пре­данию, Цинь Ши-хуанди приказал казнить 460 ученых, недовольных его правлением, и сжечь их книги.

Царя не любили ни знатные люди, ни простонародье. Боясь по­кушений на свою жизнь, он повелел выстроить 37 дворцов, стоящих рядом и соединенных внутренними переходами. Это было сделано для того, что­бы никто не знал, где именно проводит владыка Китая данную ночь.

Однако не только жестокими мерами этому правителю удалось сохранять государство единым. Давайте оценим его политику.

Задание: Первый ряд читает п. 2 §23. Второй ряд - п. 3 §24, а третий ряд - п. 4 §23. (После прочтения учащиеся поочередно делают выводы, учитель - краткие записи на доске.)

На доске:

1.Вел завоевательные войны. Присоединил южные земли, бога­тые рисом, слоновой костью, жемчугом и т.д.

2.Опорой царской власти на завоеванных территориях были во­енные поседения.

3.Одержал победу над гуннами на севере.

4.Строительство Великой Китайской стены. (Через каждые 100-120 м расположены сторожевые башни. Всего их 60 тыс.)

5.Построена роскошная столица Санъян.

6.Проведена перепись населения в стране, так что император зная, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников.

Вопрос к третьему ряду:

В китайском документе рассказывается о народном восстании в I в. н.э. Одна женщина, мать чиновника Люя, подняла восстание, чтобы отомстить за своего, по ее мнению, невинно казненного сына. Она при­влекла на свою сторону более сотни молодых бедняков и напала на бли­жайший город. По пути к ним присоединилось более 10 тыс. бедняков из деревни и города.

Какова, по-вашему, была главная причина восстания? Предполо­жите, чего добивались восставшие?

Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуанди (постройки и войны) требовали больших средств, и налоги росли. Крестьян и ремеслен­ников часто отрывали от родного дома" и посылали на строительство стены или каналов в дальних краях, где многие из них умирали, вскоре простые люди Китая поняли, что жить под властью Цинь еще тяжелее, чем раньше - в эпоху войн между княжествами. Как только умер Цинь Ши-хуанди, вспыхнуло восстание крестьян. (Цинь Ши-хуанди умер в 210 г до н.э. от нервного потрясения в возрасте 48 лет. В склепе, открытом китайскими археологами в 1974 г., были обнаружены многочисленные фигуры воору­женных воинов (см. стр.109 учебника), которые должны были охранять мертвого императора, как это они делали при его жизни) К восставшим присоединились все недовольные: солдаты, горожане, князья. Империя Цинь развалилась, ее столица была разграблена и сожжена.

Никто из вождей повстанцев не хотел былой раздробленности и усобиц. Но можно ли восстановить единство страны, избежав таких жестокостей, какие творили правители Цинь? Это удалось крестьянскому воево­де Лю Вану. Победив князя Сян Юя, он основал новую династию Хань.

Домашнее задание:

1)Прочитайте §23, ответьте на вопросы к параграфу.

2)Подготовьтесь к повторительно-обобщающему уроку по во­просам и заданиям на стр. 110 учебника.

Приложение.

I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном за­гоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»

О чем говорит этот документ?

II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными про­мыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей.

Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей».

Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех вы­водов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древ­нем Китае?

III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не получают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и детьми»

О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете?

IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «По­стройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают вс ю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...»

Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предполо­жите, представителем какой категории населения является автор?

V группа. Из сочинений древних китайских писателей:
Зачем на свете люди не равны?

Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?

I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном за­гоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»

О чем говорит этот документ?

II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными про­мыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей.

Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей».

Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех вы­водов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древ­нем Китае?

III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не получают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и детьми»

О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете?

IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «По­стройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают вс ю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...»

Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предполо­жите, представителем какой категории населения является автор?

V группа. Из сочинений древних китайских писателей:
Зачем на свете люди не равны?

Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Минимальный уровень усвоения. Памятники истории и культуры – итоговый вариант | Урок 1. Бог - Автор Библии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.