Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методические требования при проведении химической диагностики питания.






 

Для анализа используют целые растения или так называемые индикаторные органы, т. е. те части растения, которые наиболее сильно изменяют количество содержащихся в них питательных элементов при нарушении условий питания. Например, при недостатке легко реутилизируемых элементов - азота, фосфора, калия, магния - более старые листья обедняются сильнее, чем молодые. Поэтому химический состав старых листьев будет более показательным, индикаторным.

При недостатке плохо реутилизируемых элементов, наоборот, рекомендуют анализировать молодые части, так как молодые органы и ткани сильнее испытывают недостаток в этих элементах.

На выбор органа для анализа влияет метод химической диагностики: при определении общего содержания элементов (листовая диагностика) используют листья или всю надземную часть, если растения мелкие, или анализ проводят в ранние фазы развития. Если диагноз устанавливают по содержанию неорганических соединений элементов (тканевая диагностика) нитратов, фосфатов и др., которых больше в сосудопроводящих системах, то в пробу входят черешки, крупные главные жилки листьев и стебли.

Для систематического контроля в течение вегетации необходимо анализировать сравнимые части растения, например, одновозрастные листья, всегда расположенные на определенном ярусе и одинаково по отношению к цветку или плоду (у цветущих и плодоносящих растений).

По мере старения всего растения лист для анализа надо брать из следующего яруса, чем обеспечивается одновозрастность листьев. Каждый раз надо отмечать, с какого яруса взята проба листьев.

Правила растительной диагностики. Для правильного понимания результатов анализа их нужно сопоставить с величинами роста и массы растений, а также с фенологическими и фитопатологическими наблюдениями. Концентрация химических элементов в растениях зависит от скорости накопления элементов в растение и скорости прироста его массы. Если прирост массы опережает темп поступления питательного вещества в растение, то его концентрация будет ниже, чем когда рост растения и поступление элементов питания идут с одинаковой скоростью. И наоборот, если рост по каким –либо причинам замедлен, то возможно накопление больших количеств элементов питания в растении. Кроме того, повышение содержания минеральных форм, элементов питания может быть связано с поражением их болезнями и повреждением вредителями, а также с неблагоприятными погодными условиями низкой температурой, недостаточной освещенностью и т. д.

При химической диагностике необходимо определение не менее 3 элементов (азота, фосфора и калия). Известно взаимодействие элемента как при поступлении их в растение, так и при внутриклеточном обмене веществ и синтезе органических соединений. Это особенно важно, если при диагностике определяют содержание неорганических соединений, таких, как нитратный азот, анионы ортофосфорной кислоты. Например, недостаток фосфора в растениях может приводить к избыточному накоплению в них нитрато вследствие торможения их восстановления до аммиака и замедлению синтеза азотсодержащих органических соединений.

Для точной оценки результатов диагностики следует также учитывать всю совокупность внешних и внутренних факторов роста и развития растений, среди которых важное место занимают свойства почвы (содержание подвижных форм элементов питания, кислотность), погодные условия агротехника культур.

Отбор растительных проб для химической диагностики. При химической диагностике особое значение имеет правильный отбор растительных проб в поле.

Всю площадь исследуемого посева визуально делят на несколько участков в зависимости от ее размера и состояния растений. Если в посеве выделяются участки с явно угнетенными растениями, то на карте поля эти участки отмечают, выясняют, не является ли плохое состояние растений следствием энто- или фитозаболевания, местного ухудшения свойств почвы или изменения микро- рельефа. Если все эти факторы не объясняют причины плохого состояния растений, то можно предположить, что нарушено питание. Тогда берут пробы для растительной диагностики с участков с самыми плохими и самыми хорошими растениями.

Если по состоянию растений посев на всем поле однороден, то при отборе проб следует добиваться того, чтобы образцы соответствовали среднему состоянию растений на данном участке поля или сада. На каждом участке по двум диагоналям отбирают смешанные пробы, которые должны быть представительными и отражать типичный состав растений на обследуемом участке. Во всех случаях пробы отбирают в одни и те же часы суток, лучше утром (в 8-9 ч), чтобы избежать изменений состава растений за счет суточного ре­жима их жизнедеятельности.

Пробы нельзя отбирать во время росы или после дождя, так как дождь частично выщелачивает из листьев элементы питания (особенно калий), содержание которых затем восстанавливается в течение 20-40 ч.

Общим требованием является унификация техники отбора, обработки и хранения проб. Если берут пробу отдельных органов, то необходимо осуществлять взятие со всех растений строго одних и тех же частей по их ярусности, возрасту, расположению на растении, отсутствию заболеваний и т. д. У овощных культур в разные фазы развития в пробе должно быть не менее 100 целых растений с 1 га. Позже можно брать 20-30 растений с 1 га и отдельные (индикаторные органы) не менее 50 шт. с 1 га.

У полевых культур число растений, составляющих пробу с 1 га, колеблется от 50 до 100. В ранние фазы развития отбирают 80-100 растений с 1 га, а в более поздние - меньше. При химической диагностике питания озимых зерновых в фазе кущения (3 листа) берут целые растения, в фазе выхода в трубку - 3 и 4-й лист, а при колошении-цветении берут все зеленые вегети­рующие листья - 2-3-й (считая снизу).

У кукурузы пробу отбирают в фазе 6-10 листьев и для анализа используют целые растения или листовые пластинки, а в начале цветения (появление пестичных нитей - рылец у 75 % растений) отбирают по два припочатковых листа без влагалищ.

У картофеля в молодом возрасте в фазе 4-5 листьев (до бутонизации) в пробу берут или всю надземную массу, или ее составляют из 2-3-го листа, в фазе бутонизации и цветения - из 4-5-го листа, считая сверху по главному стеблю.

Части растения, взятые для анализа, тщательно протирают влажной марлей от пыли, грязи и пестицидов.

В образцах, отобранных для валового анализа, определяют сырую и сухую массу. Растения сушат на воздухе, избе гая прямого солнечного света, или в термостате при температуре 60-80°С. Высушенные и измельченные образцы помещают в банки с притертыми пробками или полиэтиленовые пакеты, туда же помещают этикетку с номером и адресной справкой. Затем образцы передают в агрохимическую лабораторию, где их анализируют держание валового количества основных элементов питания, а при необходимости микроэлементов.

При валовых анализах (листьев или иных частей растений) используют общепринятые методы озоления органического вещества. Определение содержания каждого из элементов в озоленной тем или иным способом пробе проводят разнообразными аналитическими инструментальными метода

При тканевой диагностике анализируют свежие образцы, поскольку здесь важно сохранить неизменными неорганические формы питательных веществ, или фиксируют пробы в термостате при температуре 105° для прекращения деятельности ферментов, а затем высушивают. Анализ растительных проб можно проводить или непосредственно в поле, или с использованием экспресс-лабораторий в хозяйствах, или же в лаборатории агрохимической службы.

Выбор метода химической диагностики. Он зависит от цели исследования и особенностей растения. Если требуется быстро провести контроль питания, используют, главным образом, метод тканевой диагностики. Однако у некоторых растений в надземной части очень мало минеральных соединений азота (нитратов) или они отсутствуют, поскольку почти полностью востанавливаются в корнях, например, у семечковых (яблоня, груша и др.), косточковых (вишня, слива, персик, абрикос и др.), луковичных и некоторых других. В этом случае для диагностики азотного питания необходимо использовать валовой анализ. Валовой анализ целых растений проводят тогда, когда необходимо определить вынос питательных веществ урожаем размеры накопления их в определенные фазы развития растения для изучения динамики поступления питательных элементов.

Составление диагностического заключения. По результатам химического анализа растений составляют диагностическое заключение. Сначала проводят оценку погодных условий и агротехники культуры, прогнозируют основные закономерности действия удобрений и оценивают возможную их эффективность в сложившихся условиях. Затем проводят оценку результатов растительной диагностики, сопоставление полученных данных с показателями оптимального химического состава растений. При этом необходимо обратить внимание на соотношение питательных элементов в растении или индикаторном органе («качество питания»). Например, в фазе колошения в листьях озимой пшеницы соотношение азота к фосфору 12-13 считается oптимальным. При соотношении менее 12 или более 13 отмечается несбалансированность питания, что препятствует получению высококачественного зерна. Соотношение считается хорошим, если все элементы будут содержать в количествах, близких к оптимальным. Наконец, с учетом агрохимических свойств почвы окончательно устанавливают потребность в проведении подкормок и их дозу.

На основании сопоставления внешнего вида растения с содержанием в нем питательных веществ можно сделать вывод о необходимости подкормки для получения высокого урожая культуры в текущем году. За основу принимают дозы удобрений, которые планируют в данных условиях под эту культуру, а выводы делают по каждому определяемому элементу.

Для корректировки системы удобрений с учетом данных химической диагностики принимают дозы удобрений, рекомендованные научным учреждением для этой зоны.

Для составления рекомендаций по изменению доз, помимо сопоставления концентраций элементов с массой растения, необходимо учесть также погодные, почвенные и агротехнические условия. Если эти условия благоприятны для выращивания данного растения, а рост его задерживается, то, скорее всего, нарушено питание растения, и дозы удобрений следует изменить, руководствуясь результатами растительной диагностики. При остром голодании необходимо принятую дозу удобрения увеличить в 1, 5-2 раза, а при сильном голодании - в 1, 3 раза.

Если наблюдается избыток питания, дозу, наоборот, понижают до 2/3 или 1/2, учитывая при этом соотношение основных питательных веществ.

Методические указания: использовать раздаточный материал, рекомендуемую литературу

Литература:

1 Минеев В.Г. Экологическая агрохимия. – М., 2000

2 Церлинг В.В. Агрохимические основы диагностики минерального питания с/х культур. М, 1978.

3 Церлинг В.В. Диагностика питания с/х культур. Москва, 1990.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.