Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Типовые ошибки, допускаемые сотрудниками полиции на стадии возбуждения дела об административном правонарушении






Виды и особенности заполнения протоколов о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, заполнения протокола об административном правонарушении

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4. статьи 28.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе, с момента:

· составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

· составления протокола об административном правонарушении.

Глава 27 КоАП РФ, предусматривает возможность составления протоколов при применении следующих мер, обеспечивающих производство, которые зачастую применяются сотрудниками органов внутренних дел:

- доставление;

- административное задержание;

- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

- осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

- изъятие вещей и документов;

- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

- освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

- задержание транспортного средства.

В определенных КоАП РФ случаях некоторые протоколы (о доставлении, о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотре транспортного средства, об изъятии вещей и документов) могут составляться как в виде обособленного процессуального документа, так и в виде записи в других протоколах, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении.

Реквизитами указанных протоколов, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении и самого протокола об административном правонарушении, являются:

· регистрационные номера, присваиваемые в установленном законом порядке сотрудниками подразделений исполнения административного законодательства территориальных органов внутренних дел;

· сведения, образующие содержание производимого процессуального действия, которые установлены законом;

· наличие прилагаемых материалов, вещественных доказательств;

· подписи, печати и трампы, удостоверяющие достоверность содержащихся в протоколе сведений.

В протоколах в обязательном порядке указываются дата и место их составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

Протоколы подписываются должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под личную подпись копия протокола.

Установление личности участников по делу является юридическим действием, производство которого обязательно при составлении протокола, поскольку наличие искаженных, недостоверных и неполных сведений по делу в последующем может привести к невозможности рассмотрения дела, даже если факт правонарушения доказан.

Вместе с тем, в правоприменительной практике часто возникают проблемы при установлении личности, прежде всего, привлекаемой к ответственности, и лиц, участвующих по делу в качестве понятых, вследствие искажения ими сведений о личных данных.

Законодатель предписывает, в каких случаях уполномоченные должностные лица обязаны привлекать понятых. В качестве понятых в добровольном порядке выступают физические лица, достигшие совершеннолетнего возраста и не заинтересованные в исходе дела.

При установлении личности участников производства по делу об административном правонарушении, как правило, применяется самый распространенный способ – непосредственное изучение документа, удостоверяющего личность гражданина. Виды таких документов приведены в таблице:

 

Вид документа Основание
Удостоверение личности гражданина РФ на территории РФ
Паспорт гражданина РФ; Паспорт гражданина СССР[2]. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3]; Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»[4]; Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»[5].
Удостоверение личности несовершеннолетнего гражданина РФ на территории РФ
Свидетельство о рождении (при наличии отметки, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, заверенной подписью должностного лица и соответствующей печатью). Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»[6]; Приказ ФМС РФ от 19 марта 2008 г. № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»[7].
Удостоверение личности гражданина РФ за пределами РФ
Загранпаспорт гражданина РФ, в том числе содержащий электронные носители информации и содержащий на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца; Дипломатический паспорт, в том числе содержащий электронные носители информации; Служебный паспорт, в том числе содержащий электронные носители информации; Загранпаспорт гражданина бывшего СССР (действителен до истечения срока его действия). Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»[8]; Указ Президента РФ от 19 ноября 2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащих электронные носители информации»[9]; Указ Президента РФ от 29 декабря 2012 г. № 1709 «О паспорте гражданина РФ, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца»[10].
Удостоверение личности военнослужащего РФ
Удостоверение личности военнослужащего РФ; Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 91 «Об удостоверении личности военнослужащего РФ»[11]; Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета»[12].
Удостоверение личности гражданина РФ на срок оформления паспорта гражданина РФ
Временное удостоверение личности гражданина РФ (форма № 2П). Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828; Приказ ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ»[13].
Удостоверение личности иностранного гражданина в РФ
Паспорт иностранного гражданина; Иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[14].
Удостоверение личности лица без гражданства в РФ
Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; Разрешение на временное проживание; Вид на жительство; Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Удостоверение личности отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ, подавших заявление о признании гражданами РФ или о приеме в гражданство РФ
Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[15].
Удостоверение личности лица, признанного беженцем, лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ или получившего временное убежище на территории РФ
Удостоверение беженца; Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу; Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»[16]; Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»[17].
Удостоверение личности при производстве по делу и при исполнении наказаний
Паспорт гражданина РФ; Временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка); Удостоверение личности или военный билет военнослужащего; Паспорт моряка; Общегражданский заграничный паспорт; Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность; Разрешение на временное проживание, вид на жительство; Удостоверение беженца; Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем; Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность (для лиц без гражданства); Удостоверение адвоката; Редакционное удостоверение для журналиста; Другие документы, удостоверяющие личность. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»[18]; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов»[19]; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 октября 2014 г. № 219 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в военных судах»[20].
Удостоверение личности прибывшего на свидание, а также их родственных связей с осужденными
Паспорт; Военный билет; Удостоверение личности; Свидетельство о рождении; Свидетельство о браке; Документы органов опеки и попечительства. Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»[21].

 

Следует понимать, что сотрудник полиции вправе идентифицировать лицо и иными способами, так как российское законодательство не устанавливает для граждан обязанности ношения при себе в общественных местах удостоверяющего личность документа. На собственное усмотрение полицейский может использовать для идентификации документы, подтверждающие личность и выданные органами государственной власти: водительское удостоверение, служебное удостоверение государственного служащего и т.д. С большой осторожностью следует относиться к документам, выданным негосударственными организациями, учреждениями и предприятиями, а также общественными и религиозными объединениями, т.к. в этом случае существует вероятность недостоверности содержащихся в них сведений. Помимо того, представляется допустимой идентификация личности посредством сверки сообщены устно гражданином установочных данных с информацией, содержащейся в информационных ресурсах МВД России (базах и банках данных).

Важно! В последнем случае следует дополнительно подтверждать предоставленные сведения по дактилоскопическому учету с использованием базы данных АДИС «Папилон» или фотографии гражданина в ИБД МВД России «Регион» или форме № 1, находящейся в подразделении ФМС России, выдавшем гражданину паспорт. Эта мера необходима, так как лица, систематически совершающих правонарушения, нередко запоминают установочные данные третьих лиц с целью сообщения их сотрудникам правоохранительных органов в случае задержания. Халатное отношение сотрудников к порядку установления личности может повлечь избежание юридической ответственности виновным, что, в свою очередь, повлечет наложение дисциплинарного взыскания на самого полицейского.

Установление личности завершается тогда, когда уполномоченное должностное лицо заносит в основной протокол конкретные соответствующие действительности данные о юридическом или физическом лице на основе непосредственного изучения документов, удостоверяющих личность.

Протоколы, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, составляются в основном в целях получения дополнительных доказательств. В связи с этим следует обратить внимание на основания составления этих процессуальных документов. Кроме проверки сведений, имеющихся в них, необходимо учесть причину их составления. Необходимость проверки обоснованности составления процессуальных документов, обеспечивающих административное производство, диктуется тем, что среди случаев несоблюдения мер обеспечения производства по делу, образующих процессуальные предпосылки выбора того или иного действия, наиболее распространено игнорирование конкретных целей, что в итоге приводит к несоблюдению требований полноты и всесторонности исследования важных обстоятельств.

Рассмотрим более подробно типовые ошибки, допускаемые сотрудниками полиции при составлении протоколов, возбуждающих дело об административном правонарушении и обеспечивающих его производство.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.