Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метроритм






 

Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности: мы слышим то долгие, то короткие звуки. Длительность звуков обозначается при помощи заполнения пустого овала, а также добавления к нему вертикальной палочки (штиля) и хвостиков (флажков).

Пустой овал обозначает целую ноту:

Пустой овал со штилем обозначает половинную ноту:

Черный заполненный овал со штилем – четвертную ноту:

Для обозначения более коротких длительностей (восьмых т шестнадцатых) к черному овалу с палочкой прибавляется соответственно один или два флажка:

Группы восьмых и более мелких длительностей обычно объединяются общими прямыми линиями (ребрами): одной – восьмые и двумя – шестнадцатые

Целая нота равна по длительности двум половинным, половинная – двум четвертным, четверть – двум восьмым, восьмая – двум шестнадцатым (см. схему длительностей в приложении).

Чередование различных длительностей называется ритмом.

Правописание штилей (вверх и вниз) зависит от положения ноты на нотном стане. Если нота располагается ниже 3-ей линейки нотного стана, то штиль пишется справа вверх:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Если нота расположена выше 3-ей линейки, то штиль пишется слева вниз:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Метр, такт, размер.

Слушая любое музыкальное произведение, мы ясно ощущаем равномерную пульсацию определённых длительностей – метрических долей.

Метрическая доля – это музыкальный пульс, ровное движение в музыке. Равномерная пульсация этих долей представляет собой временную основу музыки, как бы канву, на которую накладывается ритмический рисунок мелодии.

Как и в стихах, метрические доли разделяются на ударные и неударные (сильные и слабые). Чередование сильных и слабых долей называется метром. Последовательность чередования сильных и слабых долей в различных произведениях является неодинаковой.

Для выделения сильной доли ставится тактовая черта (вертикальная черта на нотном стане). Часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой) называется тактом:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Метры и такты различают двухдольные (одна доля сильная и одна слабая), трёхдольные (одна сильная и две слабые доли) и др. Метрические доли всегда выражаются определённой длительностью (и т.д.) Выражение долей определённой длительностью называется размером.

Размер – это счёт, обозначается в начале нотной записи двумя цифрами, расположенными одна над другой. Верхняя цифра означает количество долей в такте, нижняя – длительность каждой доли. Например: размер означает, что в каждом такте две доли, каждая равна четверти.

Двухдольные размеры:

Трёхдольные размеры:

Это простые размеры (имеют одну ударную долю, один акцент).

Существуют и более сложные размеры: и др.

Паузы.

Перерыв в звучании называется паузой.

Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и звуки:

целая пауза
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

половинная пауза
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

четвертная пауза
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

восьмая пауза
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

шестнадцатая пауза
________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

Способы увеличения длительностей звуков и пауз.

1. Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину:

 

2. Лига – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков. Звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

3. Фермата – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения.

 

Знаки сокращения нотного письма.

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:

а) знак переноса на октаву выше или ниже; обозначается

Например:

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

 

б) реприза – знак повторения.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

в) da capo al fine – с начала до слова «конец». Используется в трёхчастной музыкальной форме.

г) Знак используется при повторении какого-либо такта один или несколько раз.

Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера. В простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга. Например. Надо группировать так:

а не так:

а не так:

Допускаются исключения:

а) объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковы. Например:

б) когда у ноты, начинающей метрическую долю. Стоит точка:

В вокальных произведениях группировка чаще всего зависит от словесного текста:

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую. Например:

Затакт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его. Последний такт музыкального произведения или его части и дополняет недостающие доли затакта. Например:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Тактирование.

Тактирование представляет собой дирижёрские взмахи, каждый из которых точно совпадает с началом основных метрических долей такта.

Схема тактирования в двухдольном размере:

два

 

раз

 

Движение руки вниз соответствует сильной доле такта (счёт «раз»), движение руки вверх – слабой доле (счёт «два»).

Схема тактирования в трёхдольном размере:

Схема тактирования в четырёхдольном размере:

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

Запись длительности звуков.

1. Что такое нота?

2. Из чего состоит нотный знак?

3. Перечислить и записать основные нотные знаки, изображающие длительность звуков, нарисовать схему.

4. Что такое штили нот и какое существует общее правило для их написания?

5. Сколько заключается в целой ноте: половинных? четвертей? восьмых? шестнадцатых?

6. Сколько заключается половинных в целой ноте? четвертей в половинной ноте? восьмых в четверти? шестнадцатых в восьмой?

7. Какой одной длительности равны: 2 половинные? 4 восьмых? 4 четверти? 8 шестнадцатых?

8. Какая длительность содержит: 2 четверти? 8 шестнадцатых?

9. Назвать количество:

Какой одной длительности равны суммы следующих длительностей:

10. Написать нотами на всех линиях нотоносца и в промежутках между ними в восходящем и нисходящем порядке следующие длительности: 1/4; 1/8; 1/2; 1/16.

11. Общую сумму длительностей каждой из нижеследующих нотных групп обозначить одной нотой.

12. Что такое ритм?

13. Петь звукоряд различными длительностями.

 

Метр, такт, размер.

1. Перечислить и объяснить основные понятия метроритма: музыкальная доля, метр, такт, тактовая черта, размер, двух-, трёх-, четырёхдольные метры и размеры, паузы, способы увеличения звуков и пауз, знаки сокращённого нотного письма, группировка длительностей, синкопа, затакт.

2. Играть и петь звукоряд различными длительностями с тактированием, используя двух-, трёх-, четырёхдольные дирижёрские схемы.

3. Русские народные песни «Сорока-сорока», «Уж как шла лиса», «У кота-воркота», «Василёк»; Г. Эрнксанс «Едет, едет паровоз», Д. Какбалевский «Первый класс», М. Красев «Топ-топ», А. Филиппенко «Весёлый музыкант» сольмизировать, сольфеджировать с тактированием; играть на фортепиано с пением текста и показом вступления головой.

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Расставить тактовые чёрточки в размерах:

5. Сочинить ритм в размерах, используя все длительности звуков и пауз, на протяжении четырёх тактов.

 

 


ЛАД

 

Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. В музыкальных произведениях звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются по-разному. Одни являются устойчивыми, другие – неустойчивыми. Неустойчивые звуки обычно тяготеют к устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Наиболее устойчивый звук, которому тяготеют все остальные, называется тоникой(Т).

Лад – организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники.

Устойчивые звуки лада: I, III, V ступени.

Неустойчивые звуки лада: II, IV, VI, VII ступени.

В современной музыке наибольшее распространение получили два лада: мажорный и минорный.

Для каждого музыкального произведения композитор выбирает свой лад. Если мы слышим музыку жизнерадостную, светлую, яркую, это значит, что произведение звучит в мажорном ладу.

Музыка мягкая, «затемнённая», с оттенком печали, грусти – обычно минорного лада.

 

Альтерация.

Мы знаем, что в октаве семь основных звуков, имеющих определённую высоту. Высоту каждого из них можно изменить с помощью знаков альтерации.

Альтерация – изменение высоты (понижение или повышение) основных звуков. Каждая октава делится на 12 равных полутонов.

Полутон – наименьшее, самое узкое расстояние по высоте между соседними звуками (ми – фа; си – до; между белыми и соседними чёрными клавишами). Два полутона составляют целый тон (до – ре, ре – ми, фа – соль, соль – ля, ля – си). Повышение основных ступеней на 1/2 тона обозначается знаком диез

Порядок расположения диезов на нотном стане: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Понижение основных ступеней на 1/2 тона обозначается знаком бемоль

 

Порядок расположения бемолей на нотном стане: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Знак отмены диеза или бемоля – бекар.

Знаки, выставляемые при ключе, называются ключевыми, а при нотах – случайными. Ключевые знаки действительны на протяжении всего музыкального произведения для всех октав; случайные действительны только на один такт и лишь для данной ноты в данной октаве.

 

Строение мажорной гаммы.

Гамма – звукоряд в пределах октавы. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами; название гаммы происходит от названия тоники и лада.

Гамма До-мажор.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Формула мажорной гаммы: тон, тон, полутон, три тона, полутон. По данной формуле можно построить мажорную гамму от любого звука.

 

Трезвучие.

Трезвучие – последовательное или одновременное сочетание трёх звуков, расположенных через ступень.

Трезвучие, построенное на I ступени лада, называется тоническим.

Обозначается Т53.

До-мажор:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Тональность.

Одно и то же музыкальное произведение может быть исполнено на разной высоте. При этом ритмический рисунок и лад произведения остаются те же, а высота изменяется.

Тональность – высота лада. Название тональности происходит от названия тоники и лада данного произведения. В музыкальном произведении тональность определяется по ключевым знакам и тонике.

В музыкальной практике семь диезных и семь бемольных тональностей. Разные тональности имеют разные знаки альтерации. Они всегда выставляются после ключа и следуют в определённом порядке:

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Порядок расположения мажорных тональностей - диезных вверх по чистым квинтам, а бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом.

Для того, чтобы лучше запомнить ключевые знаки в мажорных тональностях, необходимо знать порядок появления этих знаков. В мажорных бемольных тональностях, в названии которых присутствует слово «бемоль», знаки пишутся по принципу: все бемоли с самого начала «бемольного стихотворения», включая знак, который есть в названии тональности плюс ещё один следующий знак (например, в тональности Ми мажор ключевыми знаками будут: си, ми + Ля.)

Исключение: в тональности Фа мажор один бемоль – си.

В мажорных диезных тональностях, в названии которых либо нет никакаих знаков, либо есть слово «диез», ключевые знаки пишутся в изученном порядке до тех пор, пока не будет назван знак, находящийся на VII ступени тональности (т. е. Перед тоникой). Например, в тональности Ля-мажор ключевыми знаками будут фа, до, соль – диезы; в тональности Ми-мажор – фа, до, соль, ре –диезы.

 

Буквенное обозначение тональностей.

Каждый звук может обозначаться буквами латинского алфавита:

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ СИ
C D E F G A H B

 

Мажор – dur

Минор – moll

Приставка –is означает

Приставка –es означает

Например: C-dur – До-мажор; Des-dur – Ре -мажор; Fis-dur – Фа -мажор.

g-moll – соль-минор; Es-dur – Ми -мажор;

B-moll - Си -мажор; As-dur – Ля -мажор; исключение

gis-moll – соль -минор; B-dur – Си -мажор.

 

Минор. 3 вида минора. Параллельные тональности.

Минорный лад – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.

Окраска звучания минорного лада: тёмная, сумрачная, печальная, грустная и т.п., часто – мягкая, нежная, лиричная. В быстром темпе создаётся образ настороженный, тревожный, в медленном темпе – задумчивый, безрадостный, траурный.

Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд. Минор бывает 3-х видов: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный минор – ля-минор.

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью.

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенной VI и VII ступенями. В нисходящем движении гаммы повышенные ступени не сохраняются. Движение вниз следует по ступеням натурального минора.

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Тональности мажора и минора, которые имеют одинаковые ключевые знаки, и тоники которых находятся на расстоянии м.3, называются параллельными тональностями.

Чтобы определить ключевые знаки в минорных тональностях, необходимо найти тонику параллельного мажора и назвать знаки этого параллельного мажора. Параллельный мажор находится на малую терцию выше тоники минора. (Например, знаки в тональностях:

соль минор такие же, как и в Си мажоре, т.е. си и ми

ре минор имеет, как и Фа мажор, си

ля минор, как и До мажор – ключевых знаков нет

ми минор имеет такие же знаки, как и Соль мажор -

си минор имеет такие же знаки, как и Ре мажор -

соль минор имеет такие же знаки, как и Си мажор -

 

Переменные лады.

Существуют лады, объединяющие в себе 2 лада. Тоники их проявляются в музыке чередуясь, поэтому они называются переменными ладами.

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковые ключевые знаки, называются параллельными. Если в произведении чувствуется смена лада (звучит то мажор. То минор), но не появляются новые ключевые знаки альтерации, такой лад называется параллельно-переменным. (Например: До мажор – ля минор, Соль мажор – ми минор и т.д.)

Одноимённые тональности – мажорные и минорные тональности, имеющие одинаковые тоники. Другим видом переменности является лад, в котором сопоставляются одноимённые мажор и минор. (Например: До мажор – до минор, Ре мажор – ре минор и т.д.)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Лад.

1. Что такое лад?

2. Выразительное значение мажорного и минорного ладов. Нарисовать мажорное и минорное «настроение» различными красками.

3. Объяснить основные понятия лада: тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, мажор и минор, альтерация, тон и полутон, диез, бемоль, бекар, тональность, трезвучие, гамма.

4. Как определяется тональность в музыкальном произведении?

5. По формуле мажорной гаммы от звуков соль, фа, ре, си построить гаммы с соответствующими названиями; в них обозначить устойчивые и неустойчивые ступени, вводные ступени; построить тоническое трезвучие.

6. Определить тональность в песнях:

1) З. Левина «Белочки»;

2) А. Филиппенко «Урожайная»;

3) М. Красев «Ёлочка»;

4) Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»;

5) Русской народной песни «Во поле берёза стояла»;

6) Г. Фрид «Песенка о весне»

7) Л. Книппер «Почему медведь зимой спит».

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие знаки альтерации называются «ключевыми», а какие – «случайными»?

8. Выучить последовательность диезов и бемолей в тональностях.

9. Какой лад называется мажорным? минорным?

10. Какие тональности называются одноимёнными? параллельными?

11. Какой минорный лад называется натуральным? гармоническим? мелодическим?

12. Найти и построить параллельные минорные тональности от мажорных тональностей: Соль-, Ре-, Фа-, Си -мажор, в них – минорное трезвучие.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.