Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Основы элементарной теории музыки
1. ЗВУКОВЫСОТНОСТЬ
Музыка – это искусство звуков, в которых отражается окружающая нас действительность, передаются чувства, настроения, переживания людей. Наш слух различает звуки музыкальные и шумовые (немузыкальные). Шумовыезвуки не имеют точно выраженной высоты, например, треск, стук, гром, шорох и т. п. Характер музыкального звука определяется четырьмя свойствами: 1) высота; 2) громкость; 3) длительность; 4) тембр (окраска звука). Все звуки, в зависимости от высоты, разделяются на три большие группы, называемые регистрами. Группы высоких, средних и низких звуков составляют соответственно высокий, средний и низкий регистры. Регистр имеет большое значение для характеристики различных образов. Например, всё маленькое, лёгкое, игрушечное характеризуется высоким регистром. Всё большое, грузное, тяжёлое характеризуется низким регистром. Детские, женские и высокие мужские голоса поют в среднем регистре. Диапазон – звуковой объём голоса или инструмента от нижнего до верхнего звука. Характеристика певческих голосов: - высокий женский голос – сопрано (S); - низкий женский голос – альт (А); - высокий мужской голос – тенор (Т); - низкий мужской голос – бас (B). В музыкальной грамоте используется большое количество звуков. Но названий звуков всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Каждый восьмой звук повторяет первый, как бы сливаясь с ним, отличаясь высотой. Ряд звуков, расположенных последовательно по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук – ступенью. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Звукоряд делится на октавы. Расстояние между звуками, одинаковыми по названию, но разными по высоте, называется октавой (от «до до «до», от «ре» до «ре» и т.д.) Звуки средние, наиболее удобные для детских и женских голосов, - это звуки первой октавы. Началом октавы принято считать звук «ДО». Более высокие звуки составляют вторую, третью, четвёртую и пятую (неполную) октавы, а звуки более низкие – малую, большую, контроктаву, субконтроктаву (см. таблицу №). Звуки первой – пятой октав обозначаются цифрами (до1, ре2, ми3, фа4, соль5 и т.д.), звуки большой октавы пишутся с большой буквы (ДО, РЕ МИ и т.д.), звуки малой октавы – малыми буквами (до, ре, ми и т.д.). Звуки записываются при помощи особых знаков овальной формы, называемых нотами. Ноты записываются на нотном стане (нотоносце), который состоит из пяти линеек (счёт линеек ведётся снизу вверх): _______________________________________________________________ ________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Записываются ноты на линейках, между линейками, а также ниже первой и выше пятой линеек; на добавочных линейках: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ключ – знак, показывающий расположение определённого звука на нотном стане и ставящийся в начале его. Ключ «Соль» или скрипичный ключ указывает, что на второй линейке нотного стана записывается звук «соль» первой октавы. ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ноты на линейках: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ноты между линейками, под первой и пятой линейками: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ноты на добавочных линейках: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ключ «Фа» или басовый ключ указывает, что на четвёртой линейке нотного стана записывается звук «фа» малой октавы: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ноты на линейках: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ноты между линейками: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Ноты на добавочных линейках:
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Названия звуков. 1. Какой звук называется музыкальным и какими качествами он обладает? 2. Сколько имеется основных названий звуков? Перечислить их по буквенной и слоговой системам. 3. Назвать в восходящем и нисходящем порядке основные ступени звукоряда. 4. Назвать основные ступени звукоряда вверх и вниз через ступень, например: вверх: до - ми – соль и т.д.; ре – фа – ля и т.д.; вниз: до – ля – фа и т.д.; си – соль – ми и т.д. 5. Нарисовать часть фортепианной клавиатуры в пределах одной октавы и написать на каждой клавише присвоенное ей основное название.
Октавы. 1. Что такое отава? Сколько в ней звуков? 2. На сколько октав распределены употребляемые в музыке звуки? 3. Назвать все октавы снизу вверх и сверху вниз 4. Что такое диапазон? Как он определяется? 5. Что такое регистр? Перечислить их и нарисовать «музыкальные картины», характеризующие эти регистры. 6. Показать на фортепианной клавиатуре, давая правильные названия, все октавы снизу вверх и сверху вниз. 7. Как обозначается принадлежность звука к той или иной октаве? 8. Дать характеристику певческих голосов, привести примеры. Запись нот. 1. Что обозначают скрипичный и басовый ключи? 2. Перечислить названия нот на линейках и между линейками в скрипичном и басовом ключах, используя «пальцевую систему». 3. Выучить расположение нот на нотоносце в первой и второй октавах, на добавочных линейках в скрипичном ключе в малой октаве. 4. Выучить расположение нот на нотоносце в малой и большой октавах в басовом ключе. 5. Петь и играть на фортепиано звукоряд в восходящем и нисходящем порядке. 6. Написать по одной строчке скрипичный и басовый ключи.
|