Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Основы элементарной теории музыки






 

1. ЗВУКОВЫСОТНОСТЬ

 

Музыка – это искусство звуков, в которых отражается окружающая нас действительность, передаются чувства, настроения, переживания людей.

Наш слух различает звуки музыкальные и шумовые (немузыкальные). Шумовыезвуки не имеют точно выраженной высоты, например, треск, стук, гром, шорох и т. п.

Характер музыкального звука определяется четырьмя свойствами:

1) высота;

2) громкость;

3) длительность;

4) тембр (окраска звука).

Все звуки, в зависимости от высоты, разделяются на три большие группы, называемые регистрами. Группы высоких, средних и низких звуков составляют соответственно высокий, средний и низкий регистры. Регистр имеет большое значение для характеристики различных образов. Например, всё маленькое, лёгкое, игрушечное характеризуется высоким регистром. Всё большое, грузное, тяжёлое характеризуется низким регистром. Детские, женские и высокие мужские голоса поют в среднем регистре.

Диапазон – звуковой объём голоса или инструмента от нижнего до верхнего звука.

Характеристика певческих голосов:

- высокий женский голос – сопрано (S);

- низкий женский голос – альт (А);

- высокий мужской голос – тенор (Т);

- низкий мужской голос – бас (B).

В музыкальной грамоте используется большое количество звуков. Но названий звуков всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Каждый восьмой звук повторяет первый, как бы сливаясь с ним, отличаясь высотой. Ряд звуков, расположенных последовательно по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук – ступенью. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Звукоряд делится на октавы.

Расстояние между звуками, одинаковыми по названию, но разными по высоте, называется октавой (от «до до «до», от «ре» до «ре» и т.д.) Звуки средние, наиболее удобные для детских и женских голосов, - это звуки первой октавы. Началом октавы принято считать звук «ДО».

Более высокие звуки составляют вторую, третью, четвёртую и пятую (неполную) октавы, а звуки более низкие – малую, большую, контроктаву, субконтроктаву (см. таблицу №). Звуки первой – пятой октав обозначаются цифрами (до1, ре2, ми3, фа4, соль5 и т.д.), звуки большой октавы пишутся с большой буквы (ДО, РЕ МИ и т.д.), звуки малой октавы – малыми буквами (до, ре, ми и т.д.).

Звуки записываются при помощи особых знаков овальной формы, называемых нотами. Ноты записываются на нотном стане (нотоносце), который состоит из пяти линеек (счёт линеек ведётся снизу вверх):

_______________________________________________________________ ________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Записываются ноты на линейках, между линейками, а также ниже первой и выше пятой линеек; на добавочных линейках:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Ключ – знак, показывающий расположение определённого звука на нотном стане и ставящийся в начале его.

Ключ «Соль» или скрипичный ключ указывает, что на второй линейке нотного стана записывается звук «соль» первой октавы.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Ноты на линейках:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Ноты между линейками, под первой и пятой линейками:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Ноты на добавочных линейках:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Ключ «Фа» или басовый ключ указывает, что на четвёртой линейке нотного стана записывается звук «фа» малой октавы:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Ноты на линейках:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Ноты между линейками:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Ноты на добавочных линейках:

 

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

Названия звуков.

1. Какой звук называется музыкальным и какими качествами он обладает?

2. Сколько имеется основных названий звуков? Перечислить их по буквенной и слоговой системам.

3. Назвать в восходящем и нисходящем порядке основные ступени звукоряда.

4. Назвать основные ступени звукоряда вверх и вниз через ступень, например:

вверх: до - ми – соль и т.д.; ре – фа – ля и т.д.;

вниз: до – ля – фа и т.д.; си – соль – ми и т.д.

5. Нарисовать часть фортепианной клавиатуры в пределах одной октавы и написать на каждой клавише присвоенное ей основное название.

 

Октавы.

1. Что такое отава? Сколько в ней звуков?

2. На сколько октав распределены употребляемые в музыке звуки?

3. Назвать все октавы снизу вверх и сверху вниз

4. Что такое диапазон? Как он определяется?

5. Что такое регистр? Перечислить их и нарисовать «музыкальные картины», характеризующие эти регистры.

6. Показать на фортепианной клавиатуре, давая правильные названия, все октавы снизу вверх и сверху вниз.

7. Как обозначается принадлежность звука к той или иной октаве?

8. Дать характеристику певческих голосов, привести примеры.

Запись нот.

1. Что обозначают скрипичный и басовый ключи?

2. Перечислить названия нот на линейках и между линейками в скрипичном и басовом ключах, используя «пальцевую систему».

3. Выучить расположение нот на нотоносце в первой и второй октавах, на добавочных линейках в скрипичном ключе в малой октаве.

4. Выучить расположение нот на нотоносце в малой и большой октавах в басовом ключе.

5. Петь и играть на фортепиано звукоряд в восходящем и нисходящем порядке.

6. Написать по одной строчке скрипичный и басовый ключи.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.