Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Финансово-кредитная система Великобритании.






 

План.

 

  1. Общая характеристика финансовой системы Англии.
  2. Государственный бюджет: его расходы и доходы.
  3. Денежное обращение страны и его развитие.
  4. Кредитная система Англии и её звенья.

 

I

 

Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Отношения между государственными и местными бюджетами оставались неизменными с викторианских времён до конца 1980-х годов. Реформы, проведённые в последние десятилетия, существенно уменьшили роль местных бюджетов в экономике.

В Англии более 80 специальных фондов. Ведущее место занимает Фонд национального страхования. Он создаётся за счёт взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.

Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании также входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счёт средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.

Государственные предприятия Великобритании делятся на три вида: государственные корпорации (наиболее развиты), смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве своём функционируют в национализированных отраслях промышленности.

Степень централизации управления государственными предприятиями и их финансами различна. Так, управления финансами угольной промышленности, решения основных вопросов её развития, связи с казначейством сосредоточены в Национальном управлении угольной промышленности. Централизация управления и финансов проведена в газовой и сталелитейной промышленности. Контроль над работой всех государственных предприятий осуществляет парламент, который ежегодно обсуждает отчёты государственных предприятий.

Налоги общегосударственного значения:

- прямые - подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство, взносы на нужды социального страхования;

- косвенные - НДС, акцизы, гербовый сбор, таможенные пошлины, налог с игорного бизнеса, сборы с бегов.

Для расчёта подоходного налога доход делится на части (шедулы, графики) в зависимости от источников дохода (жалованье, дивиденды, рента и т. п.). Всего доход разделяется на шесть частей.

Долгое время подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том числе корпорации. С введением налога на прибыль корпораций сфера действий подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступают партнёром делового товарищества.

При определении облагаемой прибыли валового дохода вычитаются, помимо обычных затрат, представительские расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридические консультации по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, все затраты на научно-исследовательские работы. Некоторые расходы на основные средства могут сопровождаться налоговыми льготами, например, расходы на машины и оборудование, производственные и сельскохозяйственные сооружения.

Налог на капитал (или прирост капитала) взимается при реализации некоторых видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жильё, национальные сберегательные сертификаты, облигации и др.). доход от реализации других типов основных средств не облагается налогом (государственных ценных бумаг, ценных бумаг корпораций и др.).

Налогом на наследство облагается имущество, полученное по завещанию, а также завещанные дары, переданные в течение 7 лет после смерти. Другие перемещения имущества налогом не облагаются. Не подлежат налогу на наследство переход собственности от супруга к супругу, дары и пожертвования британским благотворительным фондам и основным политическим партиям. Ставка налога на наследство 40%. Но только 3% всех случаев наследования облагается этим налогом.

К прямым налогам можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплаты пенсий и пособий.

Косвенные налоги составляют приблизительно 30% всех налоговых поступлений.

НДС – 17% бюджета страны, введён 1 апреля 1973 г. – 17, 5%, пониженная – 5% и 0%.

Акцизы – нефтепродукты, спиртные напитки, сигареты, с игр в казино, ставок и пари, бинго и игровых автоматов, от Национальной лотереи, годовой акцизный налог на владельцев личного транспорта 150 ф. ст.

Другие акцизные налоги и сборы:

- налог на страхование всего имущества, подлежащего налогообложению (4%), налог на страхование во время путешествия, а также на страховые полисы, проданный продавцами машин и бытовых приборов (17, 5%);

- акцизный сбор за внутренние перелёты и перелёты в пределах стран ЕС – 10 ф. ст. и 200 ф. ст. за остальные перелёты;

- налог на отходы производства и жизнедеятельности – 10 ф. ст. за 1 т.

Гербовые сборы были введены в 1694 г. как налоги на документы, а не на сделки. По закону 1891 г., который действует с некоторыми изменениями и поныне, налог взимается при оформлении гражданско-правовых сделок. Коммерческие и юридические документы должны иметь специальный штамп, подтверждающий уплату этого налога.

Таможенные пошлины взимаются с товаров, прибывших в страну из государств, не входящих в ЕС.

Кроме рассматриваемых налогов, к косвенным налогам также относятся налог с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега).

Местные налоги. Налог на имущество взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. Ставки налогообложения устанавливаются муниципалитетами в зависимости от степени потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблются по графствам и городам Великобритании.

В 1989 г. в Шотландии и годом позже в Англии и Уэльсе был введён подушный налог. Его платили все взрослые граждане, включая малообеспеченные слои населения. В 1993 г. его заменили муниципальным. Он поставлен в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов семьи с предоставлением скидок для ряда категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и облагается налогом по дифференциальным ставкам.

Главным налоговым органом в Великобритании является казначейство. Оно отвечает за разработку и реализацию налоговой стратегии государства. В казначейство входят первый лорд казначейства (он же премьер-министр), министр финансов и младшие лорды. Казначейству подотчётны Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов (первое собирает налоги, а второе – все косвенные налоги за исключением гербового сбора).

 

II

 

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

- консолидированного бюджета, который включает текущие поступления средств и их расходование;

- национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относятся доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Доходная часть национального фонда займов формируется за счёт процентов за кредит от корпораций и местных органов власти, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Бюджетный процесс в Великобритании начинается с составления проекта бюджета. В этом участвуют министерства и ведомства, подающие заявки в казначейство. На основании представленных заявок составляется проект бюджета, который для рассмотрения и одобрения направляется в Кабинет министров. Для дальнейшего рассмотрения проект бюджета поступает в нижнюю палату парламента (общин). Утверждается проект верхней палатой парламента (лордов), куда он поступает после рассмотрения в палате общин.

Силу закона бюджет получает после того, как его подпишет королева Англии.

Бюджетный год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Кассовое исполнение бюджет осуществляет Банк Англии. Контроль осуществляет казначейство и его структурные подразделения. Местные органы власти в Англии, Уэльсе и Шотландии имеют различную структуру. В Англии 2-х ступенчатая система местных органов власти, включающая графства и округа. В 1992 г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

После 2-й мировой войны в компетенцию местных органов самоуправления входило финансирование социальных услуг, транспорта, образования жилищно-коммунального хозяйства. Затем местные органы власти утратили право на строительство и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля были выведены некоторые типы образовательных учреждений. Сейчас из местных бюджетов финансируется 36% всех государственных расходов.

Система межбюджетного выравнивания достаточно сложная и разная во всех частях страны, но принципы – едины. Два основных вида финансовой поддержки – блок-гранты и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно. Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство, исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации, устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объём финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджет по нормативам и получаемых доходов. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т. е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели.

По закону местные органы власти не имеют права привлекать заёмные средства для финансирования расходов текущего характера, а на капитальные нужды они могут брать кредит только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган – Государственный комитет по заимствованиям.

 

III

 

Фунт Стерлингов появился на Британских островах задолго до возникновения централизованного государства. Ещё до норманнского завоевания (1066 г.) местное население использовало серебряные пенсы, или стерлинги. Из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов. Фунт делился на 20 шиллингов. В XIII веке впервые шиллинги были отчеканены в виде монет, а уже в XIV веке появились в обращении золотые фунты.

В 1717 г. И. Ньютон (управляющий Монетным двором) установил золотое содержание фунта (7, 3222382 гр.), которое оставалось неизменным до 1931 г. длительное время монетарная политика большинства государств находилась в зависимости от Британии.

Существовавшая на протяжении четырёх веков биметаллическая денежная система была прекращена законом о золотом стандарте от 1816 г. однако по причине нехватки металла размен банкнот на золото и чеканка золотых монет стали проводится только в 1821 г. С 1821 г. по 1914 г. – золотомонетный стандарт. В 1844 г. – Акт Роберта Пиля (фидуциарная эмиссия 14 млн.£, остальное – 100% покрытие золотом). Золотой соверен - 20-ти шиллинговая монета весом 7, 98805 гр. золота. В 1914 г. казначейство взамен соверена выпустило банкноты достоинством 1£. и 10 шиллингов. В 1928 г. функцию выпуска этих банкнот взял на себя Банк Англии.

В 1914 г. для покрытия военных расходов правительство стало выпускать казначейские билеты, отменив обмен банкнот на золото и изъяв золотые монеты из обращения. За годы войны государственный долг вырос в 11 раз, а денежная масса – более чем в 9 раз.

После войны из-за падения фунта по отношению к доллару заграничные капиталовложения обесценились, и Англия была вынуждена в апреле 1919 г. ввести плавающий курс своей валюты, прекратив её размен на золото. Фунт стерлингов обесценился по отношению к доллару на 10%. Содержание чистого серебра в серебряных монетах в 1920 году было снижено до 50%. С 1925 по 1931 г. просуществовал золотослитковый стандарт, который сменила существующая ныне система неразменных кредитных денег. В 1925 – 1928 годах была поведена денежная реформа, во время которой из обращения изымались казначейские билеты. Банку Англии предоставлялось право на фидуциарную эмиссию банкнот в объёме 260 млн.£, а сверх этой суммы – с согласия казначейства, подтверждённого парламентом.

В 1913 г. Великобритания возглавила стерлинговый блок, преобразованный в начале 2-й мировой войны в стерлинговую зону, на которую приходилось около 1/6 мирового товарного оборота.

В сентябре 1939 г. золотой запас банка Англии был передан в распоряжение казначейства, откуда он был переправлен в США в счёт оплаты американских военных заказов. Во время 2-й мировой войны – инфляция, но высокая доля налогов в финансировании военных расходов (около 40%) оказывала сдерживающее влияние на рост денежной массы, который в целом был меньше, чем в годы 1-й мировой войны.

Важным направлением реформирования экономической системы Великобритании, в том числе денежной и валютной, стало дерегулирование хозяйства. В 1979 г. ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.

Дерегулирование усилило уже давно развивавшиеся тенденции к диверсификации финансовых услуг, оказываемых банками и универсализации их деятельности. В результате экономика Великобритании стала одной из самых дерегулируемых в мире. По такому показателю, как «индекс свободы» страна находится на 6 месте (из 102 государств), уступая Сингапуру, Новой Зеландии, США, Швейцарии и Малайзии.

На протяжении 1980 г. Великобритания проводила таргетирование денежной массы, однако к началу 1990-х годов правительство убедилось в том, что контроль над ростом денежной массы осуществлять чрезвычайно трудно. С 1990 – 1992 годов – таргетирование обменного курса. С 1993 г. – изменение краткосрочных процентных ставок. С 1992 г. – таргетирование инфляции.

 

IV

 

Банк Англии – старейший банк мира. Он основан актом парламента 27 июля 1694 г. первоначально в нём работало 19 сотрудников. Он функционировал как акционерная компания, включающая 1268 акционеров.

В настоящее время деятельность Банка Англии регулируется принятым в 1946 г. законом о Банке Англии. Акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в 4 раза превышали номинальную стоимость акций.

Правительство утверждает правление Банка Англии в составе управляющего и его заместителя, назначаемых на 5 лет и 16 директоров. Директора назначаются сроком на 4 года, причём ежегодно меняются четверо из 16. 4 работают на постоянной основе, а остальные 12 представляют КБ, промышленность, научные круги, профсоюзы.

В 1979 г. за Банком Англии были закреплены права и обязанности по надзору за банковской системой. В 1987 г. – дополнительные права и обязанности по надзору. В 1997 году функция банковского надзора была передана вновь созданному контролирующему органу.

Банк Англии обслуживает три крупные группы клиентов:

1. Все коммерческие банки имеют счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определённую сумму на счёте, содержать 0, 35% суммы всех своих депозитов на счёте в Банке Англии. Эта норма резервов и является главным источником дохода Банка Англии.

2. Центральные банки зарубежных стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут через него вести дела в Лондоне.

3. Правительство держит счета в Банке Англии. Таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проходят через счета в Б. А.

Наряду с Б. А., монетарную политику проводит казначейство. Принятый в 1946 г. акт даёт казначейству право давать указания Б. А., и хотя казначейство никогда это право не использовало, отношения между ними таковы, что финальное решение по поводу процентных ставок принимает министр финансов. Банк Англии публикует квартальный отчёт по инфляции, который содержит подробный анализ информации, а также протокол встречи министра финансов с управляющим Б. А. (через 6 недель) по поводу процентных ставок.

В 1997 г. управление госдолгом было передано в казначейство, чтобы избежать конфликта интересов и использования внутренней информации.

К важнейшим депозитным банкам относятся клиринговые банки. Это самые большие банки, которые связаны клиринговыми (взаимозачётными) обязательствами и входят в Лондонскую клиринговую палату. В неё также входят три банка из Шотландии и пять банков из Северной Ирландии.

Выделяют шесть английских клиринговых банков: «Барклэйз», «Нэшнл Вестминстер», «Мидлэнд», «Лойдс», «Уильямс энд Глайнс», «Каутс». Первые четыре образуют так называемую большую четвёрку, которая сформировалась в конце 1960-х годов в результате слияния крупных банков и осуществляет около 70% всех операций. На долю «большой четвёрки» приходится 92% всех вкладов в клиринговых банках Великобритании. Шесть системообразующих банков имеют в Англии и Уэльсе более чем 13 тыс. отделений. В Шотландии и Северной Ирландии большим английским банкам запрещено открывать филиалы, поэтому они имеют множество участий в местных клиринговых банках, чтобы оказывать влияние на их политику.

В последнее время активно стала проявляться тенденция к универсализации клиринговых банков, они всё чаще оказывают небанковские услуги: обслуживание финансовых операций промышленности, подготовку и финансирование экспорта и др. клиринговые банки активно участвуют как посредники в страховании жизни и организации путешествий. Всё это позволяет охарактеризовать клиринговые банки как финансовые конгломераты, банковские операции для которых являются лишь частью деятельности.

К клиринговым банкам следует отнести такой банковский институт управления почтовыми переводами, как «Жиробанк», основанный почтовым ведомством в 1968 г., несмотря на долги и серьёзные протесты крупнейших банков. «Жиробанк» предоставляет почтовые и чековые услуги, что составляет клиринговым банкам серьёзную конкуренцию. Уже в 1973 г. он имел более 500 тыс. клиентов: промышленных предприятий и частных лиц. В отличие от клиринговых банков, которые берут высокие и часто непредсказуемые сборы за переводы, «Жиробанк» взимает плату на основе корректных опубликованных ставок. Вместе со специальным банком «Меркантил кредит», он предоставляет кредиты на срок до 5 лет на льготных условиях.

К депозитным банкам также относятся так называемые финансовые дома, к которым принадлежат, прежде всего, специальные банки потребительского кредита. Около 2/3их активных операций приходится на потребительские кредиты в рассрочку, из которых более 60% предоставляются на покупку автомобилей. Они также занимаются и лизинговыми операциями.

К финансовым домам следует отнести и специальные банковские точки в торговых центрах (Money Shops). Первые такие отделения появились в 1970 г. это были филиалы американского «First National City Bank of New York». Позднее и английские крупнейшие банки стали открывать отделения в торговых центрах. Они рассчитаны на людей, которые не имеют счетов в банках.

Однако все большие финансовые дома начинают осуществлять обычные банковские операции, включая инвестиционные.

Другим звеном коммерческих банков Великобритании являются торговые банки. Они возникли на торговых предприятиях, которые постепенно освоили банковские операции. Долгое время основой их деятельности являлись акцентные операции, что позволяет относить торговые банки к числу акцентных домов. Некоторые современные торговые банки наряду с банковскими операциями выполняют промышленные и торговые функции.

Банки содружества являются символом бывшего могущества Британской империи и подчёркивают историческую роль страны в мировой торговле. Они осуществляют свою деятельность преимущественно в странах бывшей колониальной империи. Всего насчитывается около 10 крупных банков Содружества, головные конторы которых находятся в Лондоне (Сити). Капитал большинства этих банков сосредоточен в руках британской финансовой олигархии. Крупнейший банк «Стандарт Гартед» имеет 1360 отделений, все остальные – 3500. банки Содружества занимаются преимущественно «розничными» депозитно-ссудными операциями. В настоящее время они трансформировались в международные банки.

Важную роль в развитии кредитной системы Великобритании играют иностранные банки, число которых стремительно увеличилось во второй половине XX века и к концу столетия составило более 500. их совокупные активы превышают 60% активов всех банков Великобритании. На долю иностранных банков приходится почти 80% всех депозитов в иностранной валюте. В Великобритании наибольшее количество банков из США, Японии, Франции и Германии. Их основными функциями являются финансирование внешней торговли кредитование инвестиций, консультации и др.

Консорциальные банки – финансово-кредитные институты с участием банков по крайней мере двух стран, из которых ни одна не имеет контрольного пакета акций. Поскольку эти банки создавались на основе долевого участия банков ведущих стран, они в состоянии мобилизовать на еврорынке огромные средства на самые продолжительные сроки, что недоступно никакому другому виду банков.

Последним звеном во втором уровне кредитной системы Великобритании являются учётные дома. Особенностью их деятельности является привилегия получения кредита в Банке Англии. Традиционно учётные дома занимались учётом векселей, отсюда их название. Наряду с векселями эти институты совершают операции купли – продажи государственных облигаций и обязательств местных органов власти.

К прочим небанковским специальным кредитно-финансовым институтам Великобритании относятся сберегательные институты, страховые компании и пенсионные фонды, инвестиционные тресты, доверительные паевые фонды, финансовые корпорации, фирмы венчурного финансирования.

К сберегательным институтам относятся Доверительно-сберегательный банк, Национальный сберегательный банк, строительные общества.

Доверительные сберегательные банки в прошлом играли роль местных сберкасс. Затем они были реорганизованы в 16 крупных региональных учреждений, а в 1986 г. объединены в единый акционерный Доверительно-сберегательный банк, который по масштабам деятельности и капиталу уступает лишь «большой четвёрке» и выполняет все основные функции коммерческого банка.

Национальный сберегательный банк (бывший почтово-сберегательный банк) аккумулирует сбережения через сеть почтовых отделений, число которых превышает 20 тыс.

Строительные общества существуют свыше 200 лет, аккумулируют большую часть сбережений населения. Основной источник ресурсов сберегательных институтов – вклады населения.

Финансовые корпорации специализируются на кредитовании частных фирм, не имеющих доступа к обычным источникам ссудного капитала – финансовая корпорация промышленности, сельскохозяйственная ипотечная корпорация и др.

Фирмы венчурного финансирования – это специализированные учреждения, возникшие преимущественно в 80-х годах XX века. Занимаются главным образом приобретением участий и кредитованием новых и расширяющихся компаний в передовых отраслях с повышенным риском.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.