Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема анализа учебного занятия №2






ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Схема анализа учебного занятия №1

Тема проведенного урока, его место в общей системе данной учебной дисциплины. Связь с другими темами и учебными курсами. Общее впечатление об уроке.

Организационно-дидактические аспекты урока.

2.1. Достигнута ли поставленная цель, задачи?

Какие методы использовались, соответствовало ли это задачам урока?

Какие формы организации обучения учащихся имели место?

Насколько логична и целесообразна структура занятия?

Каков объем предложенной новой информации на занятии? Сложность, доступность материала?

Имело ли место закрепление знаний?

Осуществлялся ли контроль знаний, каким образом?

Использовались ли наглядные средства?

Как было распределено время на различные виды работы?

Особенности дисциплины на уроке.

Психологические аспекты.

3.1. Управление познавательной активностью учащихся на занятии.

3.1.1. Приемы мотивации познавательной деятельности учащихся.

3.1.2. Активизация мышления. Соотношение приемов активизации продуктивного и репродуктивного мышления.

3.1.3. Управление вниманием учащихся на протяжении занятия.

3.1.4. Приемы закрепления учебного материала.

Стиль педагогического общения и психологический климат урока

Формы обращения к ученикам.

Побуждение к активности на уроке.

Поддержание диалога с учащимися, ведение дискуссии.

Замечание дисциплинирующего характера.

Влияние урока на личность учащихся, их самосознание.

Значимость урока для учащихся в контексте возрастных особенностей (потребности в самопознании, саморазвитии).

Воспитательное значение проведенного занятия для личности учащихся.

Личность преподавателя-практиканта в педагогическом процессе.

Сила личности и ее влияние на учащихся.

Самочувствие учителя, эмоционально-психическое состояние на уроке.

Владение учебным материалом.

Речевая культура учителя, выразительность.

Психологическая культура практиканта.

Выводы по уроку.

4.1. Что удалось в полной мере.

Что не получилось, почему?

Пожелания практиканту на будущее. (Что необходимо учесть при проведении следующего урока).

 

Схема анализа учебного занятия №2

1. Соответствие темы, цели и содержания урока; место данного урока в системе уроков по теме.

2. Структура урока: целесообразность структуры; этапы урока и их последовательность, взаимосвязь; соотношение этапов урока по времени; возможность более рациональной структуры урока.

3. Начало урока:

- готовность помещения и рабочих мест учащихся к уроку;

- готовность учащихся к уроку;

- связь с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся:

- вид проверки (индивидуальный, фронтальный или уплотненный опрос);

- цель, место и методика подачи знаний, умений и навыков;

- содержание и методика вопросов; их характер (воспроизводящие, проблемные);

- качество ответов учащихся, методика уяснения глубины понимания материала;

- активность группы: насколько и каким образом привлекались во время опроса учащиеся к дополнению и исправлению ответов, к по­становке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов;

- как сочетались фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы учащихся;

- взаимодействие преподавателя с учащимися, учащихся друг с другом; использование наглядных материалов;

- как подводился итог проверки знаний;

- оценка знаний;

- возможность проверки знаний другими, более рациональны­ ми методами.

5. Содержание и методы изучения нового материала:

- тема урока, ее связь с предыдущей, значение для изучения последующего материала;

- соответствие содержания урока программе;

- объем и система знаний, сообщаемых преподавателем;

- научность изложения нового материала;

- использование примеров; связь содержания урока с жизнью и педагогической практикой;

- употребление крылатых фраз, пословиц, поговорок;

- воспитывающий характер изложения нового материала;

- последовательность, ясность и доступность изложения;

- активизация познавательной деятельности: способы поддержа­ния интереса и внимания учащихся на отдельных этапах изложения; постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;

- роль и место эксперимента, таблиц, кинофильмов, видео и других средств наглядности;

- роль и место самостоятельной работы учащихся в изучении нового материала;

- использование доски, учебника, справочников, дополнитель­ной литературы;

- методика контроля и учета знаний учащихся в процессе из­ложения материала;

- соответствие применяемых методов содержанию урока, целе­сообразность их выбора, возможность проведения урока более рациональными методами.

6. Закрепление нового материала:

- какой материал отобран преподавателем для закрепления, мотивы отбора;

- методика закрепления, ее способы;

- оценка осознанности усвоения учащимися нового материала.

7. Задание учащимся:

- место объяснения домашнего задания в системе урока, время, на него затраченное;

- задание на дом или на практику;

- репродуктивный или творческий характер задания;

- понятность и доступность его;

- предпосылки интереса к следующему уроку.

8. Заключение, общая оценка урока:

- что дал урок учащимся в образовательно-воспитательном от­ношении, в плане практических навыков, умений, самостоятель­ной работы с книгой и др.;

- отношение учащихся к уроку: их увлеченность, активность, любознательность;

- дисциплина учащихся на отдельных этапах урока, ее зависи­мость от содержания урока и методики ведения; реакция препода­вателя на нарушения дисциплины, приемы их устранения;

- общая организация урока и дозировка времени на отдельных этапах урока;

- какие корректировки можно было бы внести при проведении повторных уроков на эту тему.

9. Преподаватель как творческая личность на уроке.

Знание материала урока, технология его проведения:

- глубина знания предмета и способов его изучения;

- содержательность и эффективность;

- настойчивость в достижении цели;

- управление познавательной деятельностью учащихся;

- психолого-педагогическая наблюдательность;

- умение работать и общаться с коллективом и отдельными учащимися;

- коммуникативные умения преподавателя;

- педагогическая компетентность;

- педагогический такт.

Речь преподавателя:

- логика;

- лексическая культура и грамматическая правильность речи;

- простота и лаконичность, преодоление штампов и канцеляризмов;

- правильное произношение звуков, ударения в словах;

- средства выразительности и стиль речи.

Педагогическая техника:

- техника речи: дыхание, голос, дикция;

- быстрота речи, паузы, интонации.

Внешний вид педагога (осанка, мимика, одежда):

- роль мимики в установлении контакта;

- непринужденность, сдержанность, эмоциональность, естественность жеста и др.

Влияние педагога на формирование личности учащихся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.