Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1. Сущность, цели, задачи и функции бизнес-плана..5

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Сущность, цели, задачи и функции бизнес-плана.......................5

Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана......................................20

Заключение..................................................................................................24

Список использованной литературы.........................................................26

 

 

Введение

Становление и развитие рыночной системы хозяйствования в России нуждается в принципиально новых подходов к организации управления предпринимательской деятельностью на всех уровнях. Практическая реализация любого коммерческого проекта значительно усложняется или даже становится невозможной без предварительно разработанного бизнес-плана. Этот письменный документ является не только действенным рычагом управления фирмой (предпринимательской деятельностью), но и средством необходимого внешнего финансирования для открытия нового или расширения действующего бизнеса.

В условиях рыночной системы хозяйствования ни одно предприятие не может работать прибыльно без тщательно подготовленного плана. Опыт организации предпринимательства свидетельствует, что планирование деятельности организации приобретает все большее значение в связи с быстрыми изменениями в среде функционирования предприятия. Что более динамичным и неопределенным становится среду деятельности, тем больше порядка должно быть на самом предприятии, тем больше внимания следует уделять разработке стратегий и оперативных действий для их реализации. Отсутствие четкого плана является неопровержимым свидетельством неудовлетворительного управления предприятием. Успех предпринимательского проекта, независимо от его масштабов, сферы деятельности, формы организации бизнеса, невозможно без четкого представления о перспективах деятельности, без проработки надежных ориентиров и реального плана хозяйствования.

Важнейшим шагом при учреждении нового предприятия или расширении действующего является построение бизнес-плана. Такой план должен отражать задачи предприятия, как кратко, так и долгосрочные, содержать описание продуктов или услуг, которые будет предлагать предприятию, описание вероятной рынка этих продуктов, и, наконец, информацию о ресурсах и средства, которые будут привлекаться для выполнения, учитывая вероятную конкуренцию [5, С. 32].

Целями данной работы являются получение практических навыков по выполнению одной из важнейших функций управления – планирования.

Согласно целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования;

- проанализировать сущность бизнес-плана;

- охарактеризовать основные цели, задачи, функции бизнес плана;

- проанализировать технику, структуру разработки бизнес-плана.

 

 

Глава 1. Сущность, цели, задачи и функции бизнес-плана

Важную роль в организации и экономике предпринимательской деятельности играет составления бизнес-плана. Учитывая соотношение понятий «предпринимательство» и «бизнес» (бизнес содержит и запрещенные виды деятельности, например, наркобизнес, торговлю оружием и т.д.), корректнее говорить о составлении плана предпринимательской деятельности.

Бизнес-план - это распространенный в рыночной экономике инструмент менеджмента, основа конкретной маркетинговой, финансовой, материально-технической, кадровой политики ведения собственного бизнеса.

Бизнес-план - визитная карточка, по которой потенциальные партнеры по бизнесу оценивают шансы на успех предпринимательского дела, это язык ведения переговоров с зарубежными партнерами и будущими инвесторами.

В экономической литературе бизнес-план рассматривается в нескольких аспектах:

- как самодостаточный инструмент внутрифирменного планирования и аналог стратегического плана;

- как инструмент делового планирования, прежде всего планирование отношений с контактными аудиториями организации, от которых зависит объем ее финансовых ресурсов (кредиторами, инвесторами);

- Как плановый документ, разрабатываемый на уровне структурного подразделения предприятия [10, С. 19].

На базе синтеза этих подходов наиболее полно освещает сущность бизнес-плана следующее определение: бизнес-план - это письменный документ, в котором изложена сущность предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им. Это документ, содержащий комплексное обоснование стратегии (программы) развития всех сфер деятельности предприятия на основе текущего и перспективного планирования такой деятельности.

В бизнес-плане формулируются перспективы и текущие цели реализации идеи, оцениваются сильные и слабые стороны бизнеса, приводятся результаты анализа рынка и его особенностей, излагаются подробности функционирования предприятия в этих условиях, определяются объемы финансовых и материальных ресурсов для реализации проекта.

Наибольшую пользу предприятию приносит такой бизнес-план, который включен в систему регулярного менеджмента. Для этого необходимо:

- определить центры финансовой ответственности в организационной структуре;

- ввести систему бюджетирования (регулирования и контроля движения денежных потоков);

- обеспечить эффективный обмен информацией между подсистемами бюджетного управления и бизнес-планирования;

- ввести механизм актуализации бизнес-плана (сравнение плановых и фактических показателей) и схему «скользящего» бизнес-планирование (постоянной корректировки плановых показателей для учета изменений во внешней среде) [2, С. 134].

Разработка бизнес-плана в зарубежной практике является обязательным при образовании новых предприятий, реконструкции действующих, для обоснования эффективности инвестиций. Этот документ обеспечивает уверенность будущих инвесторов в том, что их инвестиции будут прибыльными.

Успех любого дела, в том числе и выхода предприятия с новым продуктом или услугой на рынок, невозможно без полного и ясного представления о перспективах предпринимательского дела, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий: как начать свое дело, как эффективно организовать производство и продвижение товара на рынок, когда же получатся первые прибыли, как уменьшить риск, выжить и победить в конкурентной борьбе.

Сейчас необходимость разработки бизнес-планов тесно связывают с эффективностью приватизации предприятий. Эффективность приватизации имущества можно сформулировать как оптимальное соотношение факторов производства (труда и капитала) и необходимого объема производства, соответствует предъявленному спросу населения. Согласно Государственной программе приватизации главной целью приватизации является изменение отношений собственности на средства производства для их качественного воспроизведения и использования.

В предпринимательстве бизнес-план заменит обычное технико-экономическое обоснование любого мероприятия, станет основным критерием и мерой его общественной полезности.

Предпринимательство - это, по сути, процесс принятия решений, их реализации и оценка результатов запланированных действий. Бизнес-план составляет основу для принятия оптимальных решений.

Учитывая то, что предприниматели несут полную ответственность за результаты бизнеса, в странах с развитой рыночной экономикой для большинства фирм вопрос мобилизации и использования финансовых средств приобретает первостепенное значение.

Предпринимательство тесно связано с конкуренцией, которая предусматривает соблюдение как минимум двух условий: снижение затрат на производство и, соответственно, цен и повышения качества продукции.

Предпринимательство и инновации между собой тесно связаны. Использование новой техники и технологии является одним из основных требований предпринимательской деятельности. Она предусматривает не только инновационную, но и эффективную организацию производства, административную и финансовую деятельность, поиск своей рыночной «ниши».

Процесс планирования позволяет представить весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предотвратить то, что может произойти. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются как предвидение на долгосрочную перспективу, так и глубокие предварительные исследования, предшествующие планированию. При выходе на рынок предприниматель должен реально представлять возможные результаты своей деятельности, критически оценивать свои возможности, правильно распределить цели по времени, научиться эффективно использовать ресурсы, овладеть современными инструментами предпринимательства. Ведь прибыль может быть полученным не сразу, а расходы будут с самого начала.

В экономической политике, многих стран постсоветского пространства, в ближайшие годы будет преобладать взвешенный курс на привлечение иностранных инвестиций.

В этих условиях бизнес-план выполнять функции не только внутреннего документа фирмы, он будет использоваться и при установлении контрактов со сторонними, в том числе и с иностранными, инвесторами, ставит соответствующие требования по его оформлению и структуры.

Бизнес-план составляется на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, как правило, один раз в год. По мере накопления информации и опыта процесс корректировки плана облегчается.

Кроме основного варианта бизнес-плана, составляются специальные сокращенные его варианты для лиц, в контактах с которыми предприниматель заинтересован [13, С. 123-124].

Итак, при рыночной системе хозяйствования бизнес-план - это активный рабочий инструмент управления, отправной пункт всей плановой и исполнительской деятельности предприятия; это документ, который определяет оптимальные по времени и наименее рискованные пути реализации предпринимательского проекта.

Специфика бизнес-плана заключается в том, что это комплексный документ, который отражает все основные аспекты предпринимательского проекта. В нем рассматривается широкий круг проблем, на которые может натолкнуться предприниматель, и определяются способы решения этих проблем. Вместе с тем следует отметить, что принципы управления с помощью бизнес-плана предусматривают необходимость учета в процессе разработки конкретного бизнес-плана многих специфических для данного предпринимательского проекта факторов.

Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в целом и бизнес-плана в частности. При этом определяются деловые общие и личные цели, является основой оценки успешного бизнеса как личного успеха предпринимателя.

Цели можно рассматривать как желаемое состояние дел. Как правило, сначала определяются общие цели, потом выделяются специфические конкретные, определяют промежуточные этапы в достижении общей цели. Последнее помогает определить приоритетность направлений, их распределение по времени. Цели субъективные и в этом смысле они не могут быть правильными или неправильными. Процедура решения этого вопроса будет отличаться при планировании нового и реконструкции действующего предприятия как по составу, так и по содержанию использования необходимой информации.

Для вхождения в рынок нового предприятия ему нужны исследования состояния самого рынка и конкретной рыночной ситуации, а для того, чтобы обосновать необходимость реконструкции действующего предприятия, последнем, кроме того, следует использовать объективные оценки достигнутых результатов деятельности предприятия [7, С. 82].

Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы заверить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя полей бизнес-плана - быть основой управления предпринимательской деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых мероприятий, особенности самого предприятия, специфику его деятельности.

Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач, основными из которых являются:

- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

- определение источников финансирования выбранной стратегии, т.е. способов концентрации финансовых ресурсов;

- подбор работников, способных реализовать данный план.

каждое задание плана может быть решено только во взаимосвязи с другими. Центром бизнес-плана является концентрация финансовых ресурсов. Именно бизнес-план выступает важным средством увеличения капитала компании. Процесс составления плана позволяет глубоко проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения в переговорах с будущими партнерами, он играет важную роль при комплектовании основного персонала фирмы [8, С. 42].

Таким образом, бизнес-план, во-первых, может быть использован для разработки концепции бизнеса, для детального выработки стратегии, для предупреждения ошибок еще «на бумаге», а не в реальности путем детального анализа маркетинга, финансов, производственной деятельности компании.

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности фирмы за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован как основа для составления бюджета производственной деятельности и оперативного контроля за правильным использованием фирмой средств, в этом аспекте такой план может и должен стать основой для нового плана. Время от времени компания сверять результаты своей деятельности, чтобы выявить, по каким показателям компания отклонилась от него, можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также прогнозировать дальнейшее развитие бизнеса.

В-третьих, бизнес-план является средством привлечения или «добывания», средств.

Подготовка бизнес-плана является процессом, непрерывно повторяется и возобновляется, следовательно, и выводы, вытекающие из этого, должны время от времени пересматриваться. Фактически процесс подготовки бизнес-плана является непрерывным.

Хотя фирма формально составляет новый бизнес-план ежегодно, на практике его выполнение контролируется постоянно, а уточнение следует вносить как можно чаще, возможно, ежеквартально или даже ежемесячно.

Во многом бизнес-план для любой фирмы становится первым опытом стратегического планирования. Одновременно бизнес-план является руководством к исполнению. Он может быть использован для проверки идей руководством фирмой и как инструмент прогнозирования результатов деятельности. План может уточняться по мере проведения этих идей в жизнь, когда выяснится, насколько точным оказались его расчетные показатели. Таким образом, возникает система раннего оповещения, которая дает возможность своевременно принимать меры по решению проблем, которые возникают.

Фирмы, уже сформировались, при разработке бизнес-плана имеют определенные преимущества по сравнению с компаниями-новичками. Цифры, которые вши используют для расчетов, надежно обоснованные результатами их деятельности, их замыслы на будущее вытекают из их прежней стратегии, опираясь на успехи фирмы, опыт, приобретенный на своих ошибках [15, С. 39].

На пути создания любого дела возникает ряд существенных препятствий, каждая из которых при отсутствии необходимого подхода может стать причиной возникновения проблемной ситуации. К ним относятся организация управления, накопления капитала, разработка и маркетинг продукта, поддержание на необходимом уровне валовой прибыли и защита бизнеса от нежелательного воздействия. Статистика свидетельствует, что 75% всех новых начинаний в бизнесе являются неудачными в первые годы.

В случае возникновения любых трудностей предприниматель должен исследовать состояние бизнеса и выявить возможные препятствия. Каждый раз, выяснив и решив проблему, предприниматель тем самым освобождается еще от одной переменной, которая может привести к неудаче, и, таким образом, повышает свои шансы на успех.

Многие проблемы могут быть решены путем глубокой проработки планов. Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его в соответствие, усиливает возможность его использования в качестве критерия оценки фактических результатов деятельности фирмы.

Бизнес-план прошлого года может показать, какая из стратегий компании оказалась эффективной, а какая нет, и насколько результативным был топ или иной способ его реализации

Изучение фактических результатов работы по сравнению с бизнес-планом позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, которые можно использовать, чтобы устранить отклонения от намеченного планом того, что оказалось на практике.

Финансовый раздел предварительного бизнес-плана может использоваться как средство объективного наблюдения за развитием бизнеса. Финансовые прогнозы, заложенные в плане, составляют основу бюджета, при котором фирма пыталась работать. Отклонение от расчетов выявляют участки, где или мысли о необходимых ресурсах были ложными, или контроль в период выполнения плана был недостаточным. Итак, кроме управленческой функции бизнес-плана, его можно использовать как средство мониторинга [11, С. 57].

Бизнес-план может способствовать привлечению инвесторов и кредиторов. Перед тем, как рисковать своим капиталом, инвесторы убедиться в надежности разработки проекта и иметь представление о его эффективности. Они должны изучить бизнес-план перед рассмотрением возможности капиталовложений.

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяется партнер.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие товар для устойчивого рынка при росте объемов производства разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Но все эти фирмы постоянно рассматривают мероприятия по модернизации продукции или услуг, которые производятся. Фирмы, которые производят продукцию в условиях постоянного риска, прежде всего систематически работают над освоением новых видов продукции, переходом на производство товаров новых поколений и удлинением их жизненного цикла. Если фирма, планируя значительный рост производства традиционных продуктов или тех, осваиваемые, не имеет достаточных собственных мощностей для их производства, она может решить эту проблему или путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передаст изготовление определенных узлов, деталей и т.п. Второй вариант, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньше средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяются требования к будущему производству.

Кроме авторов концепции, заложенной в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, знакомые с наличием свободных капиталов, степенью риска данного вида бизнеса. Основу группы специалистов, разрабатывающих бизнес-план, составляют маркетологи, экономисты, статистики, финансисты. Целесообразными могут оказаться также советы тех, кто непосредственно в процессе составления плана не участвует [1, С. 59].

Активно бизнес-план используется при поиске инвесторов: новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и т. д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить бизнес путем покупки пакета акций существующей фирмы или путем реорганизации действующей организационно-производственной структуры

В России бизнес-план может иметь наибольшее применение в процессе постприватизационной деятельности предприятий, особенно в малом и среднем бизнесе. При этом в основу приватизации может быть заложена идея конкурса бизнес-планов покупателей предприятий как альтернативных путей их дальнейшего и успешного эффективного функционирования.

Бизнес-планом является документ, который включает в себя обязательства покупателей по дальнейшей эксплуатации объекта приватизации и обоснования возможностей их выполнения в соответствии с требованиями, устанавливаемыми органами государственной власти.

За счет четко определенных конечных целей разработанного бизнес-плана все дело бизнеса приобретает целеустремленности, что позволяет направить энергию и действия предпринимателей в оптимальное русло. Подготовив бизнес-план, предприниматель получает инструмент контроля управления, обеспечивает постепенное продвижение предприятия к установленной цели.

В процессе составления бизнес-план выступает инструментом самообучения, а после реализации предусмотренных им действий - основой для сравнения с фактическими достижениями. Таким образом, предприниматель приобретает знания, опыта и профессионализма, что невозможно без планирования.

В условиях рыночной экономики бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своей цели, прежде всего повышение прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, разрабатывать перспективные планы своего развития, формировать концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные пути их реализации.

Бизнес-план не является постоянным документом: он систематически обновляется, в него вносятся изменения, обусловленные изменениями, то происходят внутри фирмы, изменениями на рынке, в экономике в целом. Бизнес-план согласовывает внутренний анализ фирмы макроэкономическому анализу, который проводят специализированные научные организации.

Как результат исследований и организационной работы, своей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в организационно-экономических условиях, сложившихся в бизнес-плане основывается на:

- конкретном проектировании производства определенного товара (услуги), создание нового типа изделий или новых услуг;

- всестороннем анализе производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

- изучении конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач [12, С. 127].

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы, основываясь одновременно на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспекты стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, которые являются составными целой системы взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений за определенный промежуток времени. Бизнес-план охватывает один из разделов инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами.

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по определенным задачами с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Для того чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличались научно-техническим нововведениям, а и иметь достаточно полную разработку: какие затраты необходимы для их реализации и прибыль ожидается. Степень инновационности и рискованности проекта определяет средства привлечения капитала. Одновременно привлечение самого проекта в бизнес-план может быть только при условии определения источников его финансирования.

Сегодня бизнес-план обязательно разрабатывается покупателями в таких случаях:

- продажа объекта приватизации по некоммерческому конкурсу;

- продажа контрольного пакета акций на неконкурентных принципах иностранным инвесторам;

- при создании совместного (с участием государства) предприятия с иностранными инвестициями.

В бизнес-плане должна содержаться информация, которая характеризует производственно-хозяйственную деятельность предприятия за последний год в целом и по структурным подразделениям, а также стратегические направления развития предприятия на 2, 3, 5-летнюю перспективу. Мероприятия и предложения, изложенные покупателем в бизнес-плане, учитываются в случае подписания договора купли-продажи.

Основными функциями бизнес-плана, в которых комплексно раскрывается его сущность, является [13, С. 125]:

- предоставление всесторонней информации кредиторам и инвесторам о предприятии, прежде всего о его стабильность и эффективность;

- обоснование основной цели предпринимательской деятельности;

- краткое описание предпринимательской деятельности, в частности процесса производства;

- характеристика товара или услуги, их качества;

- обоснование прогноза развития производства;

- комплексное исследование рынка;

- определение жизнеспособности предприятия в условиях внутренней и внешней конкуренции;

- обоснование эффективности предприятия на основе оценки затрат, цен и ожидаемой прибыли, что является прерогативой финансового плана;

- оценка профессионального уровня управленческого персонала (предпринимателя, менеджеров и др.), Эффективности их работы.

Кроме того, бизнес-план в рыночной системе хозяйствования выполняет две важнейшие функции:

- внешняя - ознакомить разных представителей делового мира с сущностью и основными аспектами реализации конкретной предпринимательской идеи;

- внутренняя (жизненно важную для деятельности самого предприятия) - проработать механизм самоорганизации, то есть целостную, комплексную систему управления реализацией предпринимательского проекта.

Традиционно бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов. Внешние инвесторы и кредиторы никогда не будут вкладывать деньги в бизнес, если не ознакомятся с тщательно подготовленным бизнес-планом. Такой план должен убедить потенциальных инвесторов в том, что предпринимательский проект имеет четко определенную стратегию успеха и заслуживает финансовую поддержку.

Не менее важна внутренняя функция бизнес-плана, в рамках которой можно выделить два направления его применения:

- как инструмента стратегического планирования и оперативного управления деятельностью предприятия. Разработка бизнес-плана требует определения не только стратегических направлений и целей деятельности, но и оперативных действий для достижения таких. Можно сказать, что бизнес-план является основой текущего планирования всех аспектов деятельности предприятия, он способствует более глубокому осознанию работниками личных задач, связанных с общим для них бизнесом;

- как механизма анализа, контроля и оценки деятельности предприятия. Бизнес-план позволяет анализировать, контролировать и оценивать успешность деятельности в процессе реализации предпринимательского проекта, выявлять отклонения от плана и своевременно корректировать направления развития бизнеса [14, С. 92].

Итак, бизнес-план выполняет как внешние, так и внутренние, жизненно важные для деятельности каждого предприятия, функции. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов хорошо выполнен и оформлен бизнес-план является лучшей визитной карточкой предпринимателя: становится возможной стандартизация процесса ознакомления с предприятием, что позволяет сэкономить время и упорядочить контакты.

Основательно составленный бизнес-план может быть быстро преобразован в заявку на финансирование, поскольку он содержит всю необходимую информацию о привлечении средств для развития бизнеса (партнерства, инвестирования, кредитования).

Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает чувство обоснованности и солидности предпринимательского начинания его владельца.

Кроме этих внешних функций, реализуемых документом как таковым, процесс планирования заставляет предпринимателей адекватно оценить предполагаемую ими хозяйственную деятельность во всех аспектах (сбыт, персонал, организация, финансирование и т.п.). Многие из сильных и слабых сторон предпринимательства, возможно, не могли бы быть обнаружены без детальной оценки их в ходе планирования. Могут быть обнаружены в первоначальном состоянии проблемы развития предприятия, которые в будущем способны перерасти в значительные преграды и существенно усложнить работу.

Принципами составления бизнес-плана является:

- качественное и содержательное оформление (внешний вид, качественная обложка, четкие рисунки, фотографии, расчеты и др.);

- четкое ориентирование на адресата (кредитора или инвестора);

- тщательная характеристика определенного сегмента (ниши) рынка, потребностей потребителей и их предпочтений при покупке товаров и услуг данного предприятия;

- убедительность в реализации основной идеи, в частности в эффективности работы предприятия (получении прибыли) и своевременном погашении кредитов и др. Так, кредитора следует убеждать, прежде всего, в выполнении условий кредитного договора, а инвестора - в получении высокой нормы прибыли [6, С. 126].

 

Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана

Основными структурными элементами бизнес-плана являются:

1. Вводная часть (объем - примерно 2-2, 5 страницы). Содержит краткую характеристику предлагаемого проекта, товаров и услуг, которые планируется выпускать, поставщиков материалов, сырья и комплектующих изделий, рынки сбыта, тщательную оценку затрат, убытков и прибылей, использование последних т.п.

2. Общая характеристика предприятия. Предусматривает указание его организационно-правовой формы, даты и места регистрации, фамилий основателей, информацию о путях возникновения предприятия (выкуплено учредителями или построено, было дочерним предприятием, планирует продолжать предварительные объемы производства или увеличивать их и др.). Такую характеристику приводят в динамике, с охватом периода последних пяти лет.

3. Описание предпринимательской деятельности (бизнеса). В нем сначала отмечают сферу деятельности предприятия (производство, научная деятельность, торговля и т.д.), затем - анализ положения дел в отрасли, потенциальных конкурентов и потребителей. После этого определяют характер производства (сезонный, постоянный, рассчитано на массовое производство дешевых товаров или дорогих, но высокого качества и в меньших объемах и др.). На основании этого обосновывают потребности в кредитах или инвестициях, сроки их получения, величину ожидаемых доходов от инвестиций (в том числе капиталовложений).

4. Характеристика товара или услуги. Предусматривает краткое комплексный анализ качества товаров и услуг, которые планирует выпускать и предоставлять предприятие, или ответ на вопрос «какую продукцию производить?». К параметрам качества товара принадлежат его технико-экономические характеристики, надежность, долговечность, экологичность, эстетичность и др. Благодаря чему выясняют их отличие от товаров и услуг - аналогов, преимущества для потребителей (в цене или потребительских свойствах). Кроме того, в этом разделе отмечают имеющиеся у предприятия патенты, лицензии, характеризующие помещения под офис и его оборудования компьютерной техникой и т. д. [4, С. 132].

5. Производственный план. Содержит описание производственного процесса, технологии производства, производственных помещений, уровня техники, отмечают наличие предприятий-смежников, поставщиков сырья и материалов, расположение предприятия, транспортную и коммуникационную инфраструктуру и др. В частности, характеризуют подразделения предприятия, последовательность технологического цикла, уровень безопасности производства, его экологичность (влияние на загрязнение окружающей среды).

6. План маркетинга предусматривает:

- краткую характеристику стратегии маркетинга (определение целей, планирования и организации маркетинговых мероприятий, средств достижения поставленной цели, способов устойчивого продвижения каждого из товаров и услуг на конкретный рынок, тактики конкурентной борьбы и т.п.);

- комплексный анализ рынка (основных конкурентов предприятия в данной области, их сильных и слабых сторон, обоснования прогноза развития конкуренции, поставщиков, качества законодательства, влияния государственного регулирования, расчеты объемов запланированной продажи и др.);

- анализ ценовой политики в зависимости от жизненного цикла товара, продвижение его, что предусматривает разработку сбытовой политики и путей ее реализации (транспортировка, образования фирм-посредников, строительство магазинов, организация послепродажного обслуживания, активное и рациональное использование рекламы и т.п.).

7. Организационный план. Содержит данные об управленческом аппарате предприятия (прежде всего о руководителях непосредственного производства, службы маркетинга, финансов, начальника отдела кадров); об организационной структуре управленческого аппарата (взаимодействие различных служб и подразделений); о контроле и координации их деятельности; об учредителях и основных пайщиков, степень их ответственности, а также изменения, которые целесообразно провести в связи с изменением плана производства и другими частями бизнес-плана, то есть выбор стратегии управления и методов ее реализации [9, С. 112].

8. Оценка риска и страхования. Предусматривает определение степени рискованности данного вида предпринимательской деятельности (бизнеса), в частности освещают его слабые стороны. С этой целью приводят классификацию возможных рисков (снабженческо-сбытовые, производственные, инвестиционные, кредитные, процентные, маркетинговые и др.), их вероятность, оценку прогнозируемых убытков, основные мероприятия по управлению рисками, в частности по их нейтрализации. Специфическим видом риска является появление новых, более совершенных технологий, вызывает моральное старение существующих средств труда, рост издержек производства (по сравнению с конкурирующим предприятием), а, следовательно, осложнения при сбыте продукции. С целью нейтрализации отдельных рисков указывают все виды их страхования, страховые компании, условия и сроки страхования, отмечая названия страховых компаний, номера страховых полисов.

9. Финансовый план. Содержит статистическое (цифровое) обоснование предыдущих разделов бизнес-плана. Основными финансовыми и учетными документами, в которых воплощается статистическое обоснование, является план доходов и расходов; план денежных поступлений и платежей; прогнозирование объемов ожидаемой прибыли, инвестиций, размера дивидендов (если это открытое акционерное общество), внешних заимствований; оперативные планы (отчеты) для каждого товара и рынка за каждый период; балансовый отчет, в котором подводят итог деятельности предприятия.

10. Юридический план. Предусматривает средства защиты интеллектуальной собственности, предоставление юридических консультаций отдельным подразделениям, отделением, предприятиям, партнерам, а также защита интересов предприятия перед снабженческо-сбытовыми предприятиями, кредиторами и другими юридическими лицами.

Общий объем рационально составленного бизнес-плана должен составлять до 40 страниц без дополнений [3, С. 232].

 

Заключение

Бизнес-план - документ, который содержит комплексное обоснование стратегии (программы) развития всех сфер деятельности предприятия на основе перспективных и текущих планировок. Бизнес-план выполняет ряд важных функций, раскрыть которые можно при соблюдении определенных принципов его подготовки.

Техника составления бизнес-плана предусматривает правильное оформление титульного листа, соответствующее содержание этого документа, логическую последовательность изложения его основных структурных элементов и четкое оформление приложений вместе с сопроводительными документами.

Основными элементами бизнес-плана являются:

- вступительная часть;

- общая характеристика предприятия;

- описание предпринимательской деятельности;

- характеристика продукции;

- производственный план;

- маркетинговый план;

- организационный план;

- оценка риска и страхование;

- финансовый план;

- юридический план.

Бизнес-план выполняет как внешние, так и внутренние, жизненно важные для деятельности каждого предприятия, функции. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов хорошо выполнен и оформлен бизнес-план является лучшей визитной карточкой предпринимателя: становится возможной стандартизация процесса ознакомления с предприятием, что позволяет сэкономить время и упорядочить контакты.

Основательно составленный бизнес-план может быть быстро преобразован в заявку на финансирование, поскольку он содержит всю необходимую информацию о привлечении средств для развития бизнеса (партнерства, инвестирования, кредитования).

Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает чувство обоснованности и солидности предпринимательского начинания его владельца.

Кроме этих внешних функций, реализуемых документом как таковым, процесс планирования заставляет предпринимателей адекватно оценить предполагаемую ими хозяйственную деятельность во всех аспектах (сбыт, персонал, организация, финансирование и т.п.). Многие из сильных и слабых сторон предпринимательства, возможно, не могли бы быть обнаружены без детальной оценки их в ходе планирования. Могут быть обнаружены в первоначальном состоянии проблемы развития предприятия, которые в будущем способны перерасти в значительные преграды и существенно усложнить работу.

Разработка делового плана, таким образом, должна стать своеобразным фильтром, необходимым для отсева идей, которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы. Следовательно, необходимо следовать логике развития бизнес-идей. Она заключается в том, что на этом этапе необходимо выявить все факторы «против» ее внедрения. Есть разработка плана должно быть как можно более критической. К сожалению, на практике часто об этом забывают. При разработке делового плана чаще пытаются произвести впечатление на инвестора возможностями, которые открываются перед бизнесом. В этом случае разработка делового плана становится самоцелью. В нем описывается ситуация, близкая к идеальной, а потому далека от того, что будет при реализации делового плана. В результате инвестиции могут быть получены, но они только добавят головной боли вследствие проблем, которые возникнут на стадии практического внедрения.

 

Список использованной литературы

1. Барроу К., Барроу П., Браун Р. Бизнес-план: практ. пособие.: пер. с 3-го англ. вид. - К.: Знание, 2012, - 285 с.

2. Бойчик И. М., Харив П. С., Хопчан М Л., Пича Ю. В. Экономика предприятия: учеб. пособие. - 2-е изд. - К.: Каравелла, 2010, - 201 с.

3. Бондарь Н. М. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - К.: Издательство А.С.К., 2004, - 400 с.

4. Внутренний экономический механизм предприятия: Учеб. пособие / М. Г. Грещак, А. Н. Гребешкова, А. С. Коцюба; Под ред. М. Г. Грещак. - К.: КНЭУ, 2011, - 224 с.

5. Коробов М. Я. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. пособие. - К.: Знание, 2010, - 221 с.

6. Мочерный С. В. Экономическая теория: Пособие. - К.: ИЦ «Академия», 2009, - 346 с.

7. Мочерный С. В., Устенко О. А., Чеботарь С. И. Основы предпринимательской деятельности: Учебник. – К.: Издательский центр «Академия», 2011. - 280 с.

8. Орлов А. А. Планирование деятельности промышленного предприятия: Учебник. - К.: Сокровища, 2012. – 312 с.

9. Покропивный С. Ф., Колот В. М. Предпринимательство: стратегия, организация, эффективность: Учеб. пособие. - К.: КНЭУ, 2009. – 223 с.

10. Тян Р. Б. Планирование деятельности предприятия: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2008. – 193 с.

11. Экономика производственного предпринимательства: Учеб. пособие / Под ред. И. М. Петровича. - 2-е изд., Перераб. и доп. - К.: Знание, 2011. – 142 с.

12. Экономика предприятия: Учебник / Под общ. ред. С. Ф. Покропивного. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2011. – 271 с.

13. Экономическая энциклопедия: В 3-х т. / Отв. ред. С. В. Мочерный. - Т. 2 - К.: ИЦ «Академия», 2011. - 848 с.

14. Экономический анализ: Учеб. пособие / М. А. Болюх, В. З. Бурчевская, М. И. Горбатко; Под ред. М. Г. Чумаченко. - К.: КНЭУ, 2011. – 249 с.

15. Экономический словарь-справочник / Под ред. С. В. Мочерного. - К.: Фемина, 2008. – 193 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рассказ Линды. | Педагога Дома детского творчества




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.