Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РСО-Алания за 2012-2014 гг. по видам налогов.

Таблица 1.

Показатели       Абсолютные отклонения (млн.руб.) Относительные отклонения (в %)
2014-2013 2015-2014 2014-2013 2015-2014
Налоговые доходы 8878, 5 9075, 3 9017, 3 196, 8 -58 102, 2 99, 4
НДФЛ 4578, 5 5285, 2 5475, 5 706, 7 190, 3 115, 4 103, 6
НДПИ 12, 3 12, 7 8, 4 0, 4 -4, 3 103, 3 66, 1
Налог на прибыль организаций 1121, 5 1094, 4 918, 1 -27, 2 -176, 3 97, 6 83, 9
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биол. ресурсов 0, 10 0, 29 0, 24 0, 19 -0, 05   82, 8
Государственная пошлина 45, 5 60, 1 67, 8 14, 6 7, 7 132, 1 112, 8
Транспортный налог 88, 8 110, 1 156, 1 21, 3     141, 8
Налог на игорный бизнес           193, 9 148, 6
Налог на имущество организаций 728, 8 791, 1 800, 2 62, 3 9, 1 108, 5 101, 2
Налог на имущество физических лиц 19, 6 27, 6 39, 1   11, 5 140, 8 141, 7
Земельный налог 168, 7 177, 7 182, 6   4, 9 105, 3 102, 8

Источник: данные Федеральной налоговой службы РСО-Алания, расчеты автора.

Исследуя динамику налоговых поступле­ний за три года отметим, что объемы налого­вых поступлений за рассматриваемый период сначала увеличились в 2014 году на 196, 8 млн. руб., а в 2015 году снизились на 58 млн. руб.

Основной рост поступлений в 2015 г. приходит­ся на следующие налоги: налог на игорный бизнес – 148, 6%, транспортный налог – 141, 8%, налог на имущество физ. лиц – 141, 7%. Также увеличились в 2015 году, но на меньшую долю, поступления от следующих налогов: налог на имущество организаций – 101, 2% и земельный налог -102, 8%.

Существенное снижение поступлений в 2015 г. наблюдалось по следующим налогам: НДПИ – 66%, НПО – 83, 9%. Следует отметить, что снижение посту­плений по налогу на прибыль отражает об­щую картину по большинству регионов РФ.

В целом динамика налоговых поступле­ний за рассматриваемый период показывает, что после повышения налоговых доходов в 2014 году на 2, 2%., в 2015 году наблюдается их снижение на 0, 6%.

Наибольшую долю в структуре налоговых поступлений занимает НДФЛ, который имеет тенденцию к повышению в указанном периоде. В 2014 году он увеличился на 15, 4%, а в 2015 году – на 3, 6%. Влияние НДФЛ на формирование доходов консолидированного бюджета РСО-Алания очень велико, поэтому рост поступлений по данному налогу существенно сказывается на объеме бюджетных доходов.

Вторым по значению и степени влияния на величину налоговых доходов является на­лог на прибыль организаций. Налог на при­быль организаций занимает второе место по удельному весу в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РСО-Алания. Однако тот факт, что его поступления снижаются, а доля в доходах уменьшается, вызывает обеспокоенность относительно дальнейших прогнозов. От­метим, что в настоящее время в республике применяется максимально возможная ставка по налогу на прибыль — 18%, что, как видно, не способствует его активной собираемости. Минимальна ставка по налогу на прибыль организаций в размере 13, 5% установлена в республике только для общественных ор­ганизаций инвалидов и организаций, исполь­зующих труд инвалидов, а также для орга­низаций уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории РСО-Алания.

Основные причины снижения поступле­ний по данному налогу заключаются в сни­жении показателей эффективности хозяйст­вующих субъектов.

Существенное значение в формировании налоговых доходов региона имеет налог на имущество организаций. Рост налога на имущество организа­ций в Управлении федеральной налоговой службы по РСО-Алания связывают с упо­рядочением соответствующей базы данных. Однако, по мнению специалистов, резервы еще не исчерпаны, поскольку в республике все еще велики объемы незавершенного стро­ительства, а также среднегодовая стоимость оборудования, предназначенного к установке. Фактически, ввод объектов в эксплуатацию опережает данные бухгалтерского учета, в которых эти объекты не переведены в основные фонды, а, следовательно, выпали из под налогообложения.

Итак, основная доля налоговых доходов консолидированного бюджета при­ходится на четыре основные налога: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и налог на имущество организаций.

Именно эти налоги на протяже­нии последних лет наполняли республиканскую казну и демонстрировали рост.

Проведенное исследование структуры и состава налоговых доходов РСО-Алания, а также удельного веса видов налогов в объеме общих собственных доходов демонстрирует немотивированно низкую роль имущественных и ресурсных налогов.

Заметим, что именно имущественные и ресурсные налоги, их величина, служат индикатором состояния важной составля­ющей экономического потенциала региона.

Дотационные регионы, которых в на­стоящее время подавляющее большинство, ощущают очень плотную зависимость от фе­дерального центра, что не создаёт условия для эффективного государственного управления на региональном уровне. Это, в свою очередь порождает множество проблем по обеспечению устойчивого экономического роста в регионах, выполнению социальных обязательств, повы­шению уровня и качества жизни населения.

Особенно остро эти проблемы встают в таких регионах как Северная Осетия — Алания, где очень узкий масштаб эконо­мики, не развита современная финансовая инфраструктура, сложное геополитическое и геоэкономическое положение. К числу та­ких регионов можно отнести практически все республики Северного Кавказа и не только.

Обобщая вышеизложенное сформулиру­ем ряд общих тенденций и проблем:

- субъекты РФ в большей степени зависи­мы от федерального центра;

- распределение налоговых источников в рамках межбюджетных отношений не создает условия укрепления собствен­ной финансовой основы регионов;

- основные доходообразующие налоги направляются в федеральный бюджет, лишая региональные бюджеты не только источников собственного финансирова­ния, но также и стимулов по наращива­нию налогового потенциала;

- собственные доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, доля которых имеет низкий показатель—ме­нее 50% от общей величины доходов;

- основу налоговых доходов региональных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц, что само по себе не явля­ется негативным явлением. Однако не сле­дует игнорировать роль и значение налога на прибыль, который является условным индикатором развития экономики, со­здающей условия для роста остальных показателей и налоговых поступлений; сохраняется очень низким уровень поступлений от имущественных нало­гов — основы региональных источников доходов, собираемость по которым хоть и стопроцентная, но по суммам не оку­пает даже затраты на сбор этих налогов.

Очень высоким остается удельный вес и объемы финансовой помощи из федерального бюд­жета, что порождает эффект непостоянства и нестабильности доходной базы бюджета: Республики Северная Осетия-Алания, ведет к большей экономической зависимости ре­спублики от федерального центра и падению заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в увеличении доходной базы местных бюд­жетов.

Наши предложения по совершенствованию региональных налогов:

1) Транспортный налог:

- Дифференциация ставок транспортного налога для физических и юриди­ческих лиц, а также в зависимости от страны происхождения автомобиля (т.е. увеличение должно коснуться иностранных автомобилей);

- Предусмотреть возможность применения повышающего коэффициента к ставке данного налога при предельном сроке эксплуатации автомобиля (бо­лее 10 лет).

2) Налог на имущество организаций:

- Формирование интегрального кадастра объектов недвижимости по раз­личным категориям (государственная недвижимость; личная недвижимость; недвижимость организаций; объекты незавершенного строительства);

- Установление дифференцированных ставок налога на недвижимость для юридических и физических лиц;

- Введение «налоговых каникул» для вновь создаваемых производств;

- Установление базовой ставки налога для физических лиц на уровне 0, 36- 0, 47 % от рыночной стоимости;

- Использование повышающих коэффициентов по недвижимости, располо­женной в пределах городской черты или вблизи ее (в пределах 15 км);

- Использование повышающих коэффициентов при строительстве жилых домов повышенной этажности (выше 2-го этажа);

- Введение необлагаемого минимума в 500 тыс. рублей для героев Советско­го Союза, Российской Федерации, инвалидов детства, инвалидов 1, 2 групп и др. категорий;

- Использование повышающих коэффициентов при превышении норм жи­лой площади на семью (на семью из трех человек 50-60 кв.м).

3) Единый налог на вмененный доход:

- Более обоснованное установление базовой доходности с предоставлением ее корректировки региональным властям с учетом уровня социально-эконо­мического развития региона;

- Перевод на уплату данного налога такого вида деятельности, как передача во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам нежилых помещений общей площадью не более 150 кв.м.;

- Оспариваемая возможность для налогоплательщиков перерасчета налого­вых обязательств, если доход, рассчитанный по ЕНВД, окажется больше, не­жели при традиционной системе налогообложения;

- Разработка на федеральном уровне единой методики, позволяющей муници­пальным образованиям при расчете коэффициента К2 учесть такие особенности ведения предпринимательской деятельности, как: территориальное расположе­ние объекта хозяйствования, его доходность с учетом сезонного фактора (если это имеет место], времени работы, вида реализуемой продукции.

4) Единый сельскохозяйственный налог:

1.0боснование дополнительного перечня расходов при формировании нало­говой базы, учитывая специфику сельскохозяйственного производства.

5) Упрощенная система налогообложения:

- Ежегодная индексация суммы годового оборота, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения;

- Ввести для налогоплательщиков, использующих упрощенную систему на­логообложения, начисление и уплату НДС;

- Перевод субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, с поквартального представления налоговых деклараций на годовую налого­вую декларацию с уплатой ежеквартальных авансовых взносов налога исходя из объекта налогообложения.

Развитие регионального налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов российской бюджетной и налоговой практики. С одной стороны, это обусловливается си­туацией, возникающей в связи со зна­чительным разрывом между степенью делегирования полномочий по осущест­влению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности.

С другой стороны, развитие региональ­ного налогообложения должно быть не­разрывно связано с тенденциями развития межбюджетных отношений между уровня­ми бюджетной системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Directions in the modernization of the professional training of the future teachers on music art in the context of the world tendencies of the education | Введение. Внутренние измерения карты рождения.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.