Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования






Правовое регулирование является специфическим правовым воздей­ствием, связанным с превращением правовой возможности, содержа­щейся в правовых нормативах, в правовую действительность. Специфи­ка правового регулирования проявляется в его обособленности как нор­мативной системы, рассчитанной на всеобщее признание и осуществле­ние. Кроме того, правовое регулирование связано с возможностью ис­пользования системы юридических средств (правовых норм, правовых актов, правовых отношений, юридической ответственности и т. д.).

Правовое регулирование представляет собой разделенный на ста­дии процесс. Выделяются (С. С. Алексеев) такие стадии правового регулирования: 1) стадия регламентации общественных отношений (издания правовой нормы и ее общего действия); 2) стадия наделе­ния субъективными правами и юридическими обязанностями; 3) ста­дия обладания субъективными правами и юридическими обязаннос­тями; 4) стадия реализации субъективных прав и юридических обя­занностей. Зачастую возникает необходимость подключения в этот процесс факультативной стадии применения права, когда компетент­ный орган или должностное лицо издает властный индивидуальный правовой акт (правоприменительный акт). Правоприменительный акт либо предшествует возникновению правоотношения, либо обеспечи­вает реализацию субъективных прав и юридических обязанностей.

Процесс правового регулирования связан с использованием при­емов (способов) правового регулирования, среди которых: 1) дозво­ления — состоящие в предоставлении субъективных прав на совер­шение определенных действий, 2) обязывания — заключающиеся в возложении обязанности совершать определенные действия; 3) зап­реты — выражены в обязанности воздержаться от совершения зап­рещенных действий; 4) поощрения — определяются награждением субъектов за определенные действия; 5) рекомендации — сводятся к предложению выбрать оптимальный вариант поведения.

Обратим внимание на то, что дозволения и запреты задают об­щую направленность правового регулирования. На этой основе раз­граничиваются типы правового регулирования:

а) общедозволитель­ный, который строится в соответствии с принципом " дозволено все, кроме запрещенного". Таким образом, лица могут совершать любые действия кроме тех, которые запрещены;

б) разрешительный, кото­рый строится в соответствии с принципом " запрещено все, кроме дозволенного". Отсюда следует, что лица могут совершать только такие действия, которые разрешены.

Каждый из этих типов право­вого регулирования имеет свои сильные и слабые стороны: нельзя говорить, что один тип лучше, а другой хуже. Так общедозволи­тельный тип открывает возможности для инициативы и активности, проявления индивидуальности. Во многом частное право как право­вая общность существует, опираясь на общедозволительный тип правового регулирования. Разрешительный тип правового регулиро­вания имеет ценностный смысл как четкое определение компетен­ции и направленности деятельности субъектов права в сфере власт­ных отношений. Не случайно такая правовая общность как публич­ное право складывается на основе использования разрешительного типа правового регулирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.