Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заготовка и обработка материала






Заготовка − наиболее ответственный и трудоемкий процесс. При заготовке следует вести сплошную резку, не оставляя слабые прутья для подрастания. После сплошной резки рост молодых побегов бывает более дружный, прутья вырастают длинные, ровные и почти не имеют боковых ответвлений. По времени и значению заготовка прута делится на два периода: осенне-зимний и весенне-летний. Начало осенне-зимней заготовки − это конец золотой осени, когда последние листья едва держатся лишь на вершине ветвей. Заканчивается эта заготовка в апреле, когда вот-вот начнется сокодвижение. Заготовленный в это время прут можно легко сохранить в неокоренном виде до теплых весенних дней. Не следует дожидаться снега − с наступлением холодов резать становится трудно. Заготовленный пучок из 1…3 тыс. прутьев удобнее нести в специально сшитом узком мешке с лямками, можно использовать обыкновенный рюкзак, предварительно нарастив его сверху. Срезанный прут можно пере- возить на санках. При весенне-летней заготовке режут соковый прут, т.е. прут, срезанный в вегетационный период, когда начинается интенсивное сокодвижение, и до достижения половой зрелости растения летом. У сокового прута легко отделяется кора без предварительной пропарки, его древесина имеет чистый белый цвет, он обладает хорошей гибкостью и вязкостью и способен выдерживать сложные переплетения в изделиях. Весной прут можно резать иногда вплоть до конца мая, когда на образовавшихся молодых побегах начнут формироваться 2-й и 3-й листки, а летом с конца июля до начала августа. Листья при этом удаляют, ошмыгивая каждый прутик рукой (на руку одевают рукавицу) одним движением, начиная с вершинки. Однако следует отметить, что весенне-летняя резка прута крайне вредна для ивы. Причина очень проста – на срезе пенька образуется долго не зарастающая сочащаяся рана, она ослабляет растение. Резать прут лучше всего остро отточенным ножом с длинным, тонким, но достаточно широким и прочным лезвием. Нож должен срезать ивовые палки с диаметром ствола до 40 мм. Срез должен быть гладким, без сколов и разломов, угол среза 30…60 0 к оси прута. С такого среза легко стекает вода, и пенек меньше подвергается гниению. Резать прут или палку следует по направлению от себя, соблюдая особую осторожность. Слегка изогнув ствол в месте среза, начинают перерезать его, медленно наращивая изгиб и внимательно следя за тем, чтобы не образовались продольные трещины (расщепы) ни в пеньке, ни в срезаемой палке. Желательно не допустить задиров коры. Использование других инструментов (секаторов, серпов, топоров) нежелательно. Эти методы ведут к потере урожайности и снижают качество прута. В полевых лесных условиях применяют высокую резку, когда основные ствольные ветви срезают на высоте 0, 6… 1 м от земли. Длина срезаемого побега должна составлять примерно 1 м. Для проверки гибкости срезанного прута его перегибают в комлевой части под углом до 900. Если прут выдержал такой изгиб, не сломался, то он пригоден для работы. Можно прут накрутить на палку диаметром, равным тройному диаметру прута. Если прут выдержал, не сломался − это хорошо. Рыхлая сердцевина прута не должна превышать 1/3 общего диаметра. Прут с большей сердцевиной дает большую усушку при высыхании изделия, а при окорке через щемилку легко расщепляется вдоль. Браком прута считаются заболевания в виде пятен, засохших участков, наростов и др. Сортировка. Срезанные и очищенные от ветвей и листьев прутья сразу сортируют по породам ив, размеру и качеству. По размеру сортируют: − мелкие, до 10 мм в комлевом срезе; − средние, от 10 до 20 мм в комлевом срезе; − крупные, от 20 до 40 мм в комлевом срезе. По качеству к I сорту относятся прутья и палки совершенно прямые, ровные, без повреждений, сучков и бородавок. Ко II сорту – прутья и палки с различными мелкими дефектами, но пригодные для изготовления плетеных изделий. Рассортированные прутья и палки связывают пучками. В каждом пучке должны быть прутья только одного ботанического вида.

Техника сортировки заключается в следующем. В бачок высотой около 40 см и примерно такого же диаметра с прикрепленной сбоку к нему линейкой до 1, 5 м с обозначенными номерами прутьев вставляют пучок. Его хорошо встряхивают, чтобы каждый комель доставал до дна. Самые высокие вершинки собирают в кулак на высоте максимальной отметки, до которой они достают, и вытаскивают. Оставшийся пучок вновь встряхивают, повторяют операцию, вытаскивая прутья на номер меньше, и так далее, пока не будет разобран весь пучок. Хранение и обработка прута. Сохранить зеленый неокоренный прут − это значит удержать уровень содержащейся в нем влаги в таких пределах, чтобы прут в дальнейшем мог быть использован для следующих целей: - плетения различных изделий; - получения белого прута после окорки зеленого сокового прута; - получения белого прута после предварительной проварки и окорки зеленого прута; - искусственного оживления прута, когда в нем пробуждается сокодвижение, после чего он окоряется как соковый прут. Если прут срезан с листьями, их лучше сразу удалить, чтобы предупредить самовозгорание пучка. Как временная мера может быть провяливание прута с листвой на открытом воздухе. Зеленый прут без листьев связывают в пучки массой по 8…10 кг и укладывают в прохладном помещении с умеренной влажностью. Часто срезанный зеленый прут хранят на открытом воздухе в затененном месте. Пучки прута можно хранить в штабелях. Для этого на земле устраивают настил шириной, равной длине прута. Пучки укладывают сначала поперек настила, чередуя вершины и комли соседних пучков. Каждый последующий ряд кладут поперек предыдущего. В последнем ряду пучки лучше положить комлями в одну сторону, от чего образуется скат наподобие крыши, защищающий весь штабель от осадков. Штабель засыпают снегом. Для более длительного хранения слои пучков просыпают снегом и поливают водой до образования ледяной корки. Сформированный штабель в конце укрывают соломой, засыпают опилками, торфом или землей. Размороженный прут из такого штабеля годен и для посадки весной, и для искусственного оживления. Соковый прут лучше вообще не хранить. Его нужно окорять сразу на месте срезки. Для временного хранения сокового прута можно поставить его в чистую воду на глубину 10…15 см. При другом способе хранения пучки сокового прута нужно обернуть плотной влажной тканью и держать в помещении с низкой температурой, периодически по мере высыхания увлажняя ткань. Окорка прутьев. Это процесс очистки прутьев от коры. Кора с ивовых прутьев, срезанных в период сокодвижения, снимается очень легко. Прутья, срезанные в другое время, перед окоркой требуют специальной дополнительной обработки, которую проводят холодным и горячим способами. Холодный способ состоит в оживлении прутьев. Прутья замачивают в холодной воде, чтобы вызвать в них сокодвижение. Для замачивания при- годны прутья, сохранившие способность к дальнейшему росту (они должны иметь не менее 25% своей первоначальной влажности). В теплое время года прутья можно замачивать в реках, озерах, прудах и других водоемах с пресной водой. В холодное время года прутья необходимо замачивать в резервуарах, установленных в теплых помещениях. Перед замачиванием подсохшие комлевые концы нужно подрезать, прутья слабо связать в пучки и поставить в воду на глубину около 15 см, чтобы пучки не падали, их нужно закрепить за колья или устроенные по типу коновязи жерди. Если дно водоема илистое, то необходимо устроить настил — дощатый, жердевой или из плетеных щитков, чтобы не загрязнять концы прутьев. Срок замачивания прутьев колеблется от до 20 дней и больше. Он зависит от температуры воды, температуры и влажности воздуха, первоначального процента влажности прута, толщины прута, ботанического вида ивы. Признаки начала оживления прута — набухание по- чек и распускание листьев. Толстые прутья оживают быстрее, а тонкие медленнее. Воду в резервуарах нужно периодически менять, так как настоявшаяся вода загрязняет прут, снижает качество его древесины, удлиняет срок оживления прутьев и даже вызывает неспособность их к оживлению. Готовность прута к окорке определяют пробным сдиранием с него коры. Горячий способ подготовки прутьев к окорке состоит в их проварива- нии и пропаривании, чтобы кору легко отделить от древесины. После за- грузки прутьев воду кипятят до тех пор, пока кора не будет легко отде- ляться от древесины. Срок проварки колеблется от 1, 5 до 2 ч, что зависит 192 от ботанического типа ивы, влажности прута перед его загрузкой в котел. Предварительное 2-4 часовое замачивание прутьев в воде перед загрузкой в котел сокращает срок их проварки, добавление в воду около 2 % каусти- ческой соды также ускоряет процесс проварки. Проваренный прут после окорки имеет буро-коричневый цвет; чем больше длится процесс провар- ки, тем цвет прута темнее. Готовность прута к окорке определяется проб- ным сдиранием с него коры. Готовый прут вынимают, добавляют в котел воду, доводят ее до кипения, снова загружают прутья и кипятят их как предыдущие. В процессе варки из прутьев выщелачиваются дубильные вещества и красители. Чтобы настоявшийся раствор не окрашивал прут, нужно через 4-5 варок воду полностью сменять. Вынутые из котла прутья следует поместить в холодную воду, а зимой расстелить на снегу до их охлаждения. Это способствует отделению коры от древесины. Очищать прутья коры нужно в течение 4 ч после варки, ина- че отделение коры затрудняется. Сушка окоренных прутьев. Окоренные прутья немедленно высуши- вают. Оставленные после окорки непросушенные прутья быстро теряют свою ценность. Они темнеют, покрываются плесенью, получают некраси- вую пятнистую поверхность и загнивают. Нельзя складывать окоренные невысушенные прутья кучами, так как они покрываются пятнами. В летнее время года прутья сушат на открытом воздухе. Для сушки их расстилают на жердевых настилах или ставят к жердевым перекладинам. Сушка на земле вызывает плесень, изменение цвета и ухудшение качества прута. Во время сушки прутья необходимо оберегать от дождя. Небольшой, непродолжительный дождь прутьям не повредит, но от длительных до- ждей прутья темнеют, покрываются плесенью и пятнами. В дождливую погоду прутья сушат под навесами. Высушенные под навесами или в дру- гих закрытых, хотя и проветриваемых, помещениях прутья не имеют того красивого белого цвета, какой они приобретают при сушке на солнце. Кроме того, они недостаточно просыхают и позднее покрываются пятна- ми. Поэтому, как только пройдут дожди, прутья выносят для сушки на солнце. Пожелтевшие, потемневшие или покрытые пятнами прутья для плетения употребляют в окрашенном виде. Для просушки прутьев на солнце весной или летом достаточно 2 дней. В дождливое время при сушке под навесами требуется 5-6 дней. Высушенные прутья связывают пучками и ставят на солнце еще на 2-3 дня. Ивовые прутья, окоренные зимой, вы- сушивают в закрытых отапливаемых помещениях, с хорошей вентиляцией, расстилая их на жердевых настилах. Высушенные прутья хранят в сухом, хорошо вентилируемом помещении сложенными в штабеля. В штабелях для вентиляции нужно оставлять небольшие пустые промежутки. Расщепление прутьев. Корзины и другие плетеные изделия больших размеров обычно изготавливаются из целых зеленых или окоренных пру- 193 тьев, для плетения легких, изящных корзин меньшего размера и других из- делий употребляются расщепленные и тонко выструганные прутья, назы- ваемые лентами. Для производства плетеных изделий необходимо всегда иметь в достаточном количестве расщепленные и выструганные ленты различного размера − толстые и тонкие, длинные и короткие, широкие и узкие.

Предметы народного промысла Древесина некоторых широко распространенных лиственных деревьев средней полосы используется для различных видов художественной обра- ботки. Благодаря доступности материала и сравнительно хорошей обраба- тываемости из дерева можно создавать различные по форме, цвету и фак- туре детали и изделия. Например, для резьбы по дереву издавна использу- ют древесину липы, которая ценится не только из-за отличных механиче- 197 ских свойств. Благодаря теплому и мягкому цвету древесины, изделия приобретают необыкновенную живость и красоту. Так же для получения декоративных и художественных предметов народного промысла используют древесину березы, тополя, дуба, ореха, груши, клена. Береза − заболонная порода, имеющая белую древесину с розоватым и желтоватым оттенками. На тангентальном и радиальном разрезах годич- ные слои почти неразличимы. На торце они едва заметны, но только при том условии, если он тщательно отшлифован. В целом древесина имеет шелковистый блеск. Она умеренно тяжелая − тяжелее липы, ольхи и оси- ны, но легче дуба и клена. Однородная, умеренно крепкая древесина бере- зы хорошо обрабатывается различными режущими инструментами и при- годна для выполнения тонкой резьбы. Пролежав долгое время в воде, бере- зовая древесина окрашивается в серый цвет. Такую древесину мастера называют серой березой. Как декоративный поделочный материал серая береза хороша для токарных работ и художественной резьбы. Есть у бере- зы недостаток, из-за которого в строительстве ее применение ограничено. На открытом воздухе и во влажных местах она быстро поражается особым грибком. Но и этот порок березовой древесины в некоторых случаях удач- но используется. На начальной стадии поражения, когда в древесине появ- ляется так называемая мраморная плесень, она приобретает красивый тек- стурный рисунок, отдаленно напоминающий мрамор. На этой стадии дре- весина почти не теряет своей первозданной прочности, и ее можно обраба- тывать как обычную здоровую древесину, получая очень эффектный шпон. Отдельные куски мраморной березы скульпторы удачно используют для создания декоративной скульптуры. На березах иногда встречаются осо- бые наросты − капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и кра- сивый свилеватый рисунок на спиле. В начале прошлого века из капов ста- ли изготавливать различные декоративные изделия, отшлифовывая их и выявляя природный рисунок. Отшлифованный кап применяли при отделе дорогой мебели. Каповая древесина ценится очень высоко, но каповые бе- резы растут не всюду. В ином березовом лесу их и вовсе не встретишь. Вот поэтому ученые-лесоводы изучают природу капов, с тем, чтобы в будущем научиться выращивать целые леса из каповой березы. 198 Рис. 1. Ваза, выполнен- ная из карагача и березы Рис. 2. Ваза, выполнен- ная из карагача и березы Рис. 3. Поделка из ка- лины, карагача, груши, березы Липа − спелодревесная порода. Цвет древесины белый с легким розо- вым оттенком. Ее текстура почти не просматривается, поэтому создается впечатление, что древесина лишена слоистости. Такое представление складывается потому, что изделия из липы шлифуются очень редко. Каким бы острым не был резец, он все же сминает древесные волокна, делая дре- весину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой − на про- дольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. На радиальном разрезе годичных слоев почти не видно, древесина кажется однородной, на торцовом разрезе сердцевинные лучи видны в виде многочисленных узких полосок, отходящих от сердце- вины. Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная или распарен- ная, но, высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому из древе- сины липы мастера вырезали различную столовую утварь, точили на то- карных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Древесина липы имеет необычный запах – своеобразное сочетание мочала и липового цвета. Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Мягкая и вязкая древесина служит материалом для изготовления чертежных досок, так как на ней инструменты (в частности карандаши) меньше тупятся, легко передвигаются в любом направлении, а следы от них быстро сглаживаются, оставляя рабочую поверхность отно- сительно ровной, да и кнопки легко входят и прочно держатся в такой дре- весине. Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов, лесные поделки и художествен- ные изделия. 199 Клен − заболонная порода. Древесина у него белая с переливчатым блеском, иногда слегка розоватая или желтоватая. Темная полоска, прохо- дящая вдоль границ годичных слоев, делает их различимыми на торцовом разрезе. Хорошо заметны узкие сердцевинные лучи буроватого цвета. На радиальном разрезе лучи похожи на сплошную мозаику из блестящих пя- тен и ленточек, придающих древесине своеобразную шелковистую рябова- тость. Особенно хорошо видна эта рябоватость на радиальном сколе. И ес- ли скол поворачивать под различными углами к источнику света, то на нем будет возникать переливчато мерцающий блеск. У древесины клена иногда можно встретить ложное ядро зеленовато-серого цвета с темными полос- ками, вызванное поражением древесины грибком. У клена тяжелая и плот- ная древесина, крепкая и твердая, умеренно усыхая, она мало разбухает и коробится. Раскалывается клен с большим трудом. В древнем Новгороде клен был излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ков- ши, резные и точеные сосуды. Из него же изготовляли весла, рукоятки но- жей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. Та- кое широкое применение клена не случайно. Клен хорошо обрабатывается режущими инструментами. На древесине можно делать очень тонкие по- резки. Причем срезы получаются четкими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Благодаря плотности и равномерному строению дре- весины порезки на клене практически можно делать в любом направлении, почти не опасаясь сколов. В современном производстве древесина клена используется для изго- товления прочных лыж и ружейных лож. Резчики применяют клен для вы- резания декоративной деревянной скульптуры с тонкой моделировкой. Художники-графики используют древесину клена в ксилографии (в гравю- ре на дереве). Клен относится к тем деревьям, которые имеют прямое отношение к музыке. Из него вырезают прочные и звонкие ложки для ансамблей народ- ных инструментов. В музыкальной промышленности широко используется клен-явор, или белый клен, произрастающий на Кавказе и в Карпатах. Древесина клена-явора имеет красивый текстурный рисунок, в особенно- сти на радиальном и полурадиальном разрезах. Но самое главное, она об- ладает высокими акустическими и механическими свойствами. Груша − спелодревесная порода. Бархатистая, без блеска древесина окрашена в розоватый или буровато-красный цвет с легким сиреневым от- тенком. На поперечном и тангентальном разрезах довольно хорошо разли- чимы годичные слои. На границе каждого слоя проходит узкая светлая по- лоска. На радиальном разрезе годичные слои различаются плохо, а сердце- винные лучи (при строго радиальном разрезе) заметны в виде черточек бо- лее темных, чем окружающая древесина. В древесине изредка встречаются сердцевинные повторения. 200 Древесина груши плотная, тяжелая и твердая. Она хорошо сушится − мало растрескивается и коробится, но сильно усыхает. Поэтому сушить ее нужно с большой осторожностью, предварительно замазав торцы густой масляной краской. Это относится и к древесине засохших деревьев. Древе- сина груши однородная и, в отличие от яблоневой, менее сучковатая. Древесина дикой лесной груши намного лучше домашней, она высоко ценится в производстве первосортной мебели. Из ствола дикой груши можно пилить довольно широкие и длинные доски, ведь толщина деревь- ев, выросших в лесу, достигает 50-80 см, а высота 20-25 м. У молодых де- ревьев древесина почти белая, но с возрастом она темнеет. Чем старше де- рево, тем темнее древесина. Древесина груши прямослойная, хорошо по- лируется и принимает протраву. Особенно хороша древесина груши для тех работ, где необходимо вы- резать мелкие детали с тончайшей проработкой. Недаром ее наравне с привозным самшитом успешно применяют художники-графики при изго- товлении клише для торцовой гравюры (ксилографии). До сих пор из нее точат токарные игрушки, посуду, всевозможные зажимы для прессов. В промышленности из груши изготовляют облицовочный шпон, модели для литья, линейки, угольники и рейсшины. Груша − излюбленный материал скульпторов и резчиков. Отшлифованная скульптура имеет глянцевито- матовую поверхность и красивый глубокий цвет. Иногда художники под черное дерево окрашивают небольшие резные работы из груши. Изделие вымачивают в водном растворе танина, отваре дубовой коры или чернильных орешков, затем, хорошо просушив, опуска- ют в водный раствор железного купороса. Изделие чернеет на глазах. Но поскольку древесина груши имеет красивый натуральный цвет, ху- дожественные работы из нее окрашивают и протравливают очень редко. Часто бывает вполне достаточно протереть их поверхность льняным мас- лом или скипидарно-восковой мастикой, чтобы она приобрела красивый темно-коричневый цвет и легкий приятный блеск Лещина − заболонная порода. Цвет древесины белый с розоватым или светло-коричневым оттенком. На торце отчетливо различаются извили- стые годичные слои, разграниченные узкими темными полосками поздней древесины. Сердцевинные лучи у лещины узкие, но, сближаясь между собой, они образуют хорошо видные невооруженным глазом так называемые ложно- широкие лучи в виде светлых полос. Ложноширокие лучи плотнее, чем окружающая древесина, поэтому они становятся более заметными после смачивания торца водой. Это свойство используют художники, намеренно выявляя паутинистый рисунок ложношироких лучей на торце в декоратив- ных целях. При пропитывании торца жидкими красителями, например ак- 201 варельными красками, древесина темнеет, в то время как сердцевинные лучи остаются светлыми. Древесина лещины умеренно тяжелая, крепкая и плотная, умеренно вязкая и гибкая. Усыхает она незначительно, хорошо шлифуется, полиру- ется, окрашивается и протравливается. Режущие инструменты чисто режут древесину во всех направлениях, а возникающие иногда сколы незначи- тельны. Древесина исстари применялась для мелких токарных, столярных и резных изделий. Из лещины вытачивают и вырезают шахматы, пеналы, ка- рандашницы, челноки для ручных ткацких станков, чубуки, рукоятки но- жей, молотков и долот, трости. Тонкие гибкие ветви лещины идут на плетение корзин, а более тол- стые − на изготовление обручей к бондарной посуде. Ценят гибкость орешника рыболовы, вырезая из него при случае легкие и надежные уди- лища. Осина − заболонная порода. У нее белая древесина с зеленоватым или слегка голубоватым оттенком. Древесину белее, чем у осины, не встре- тишь у других деревьев средней полосы. На отшлифованных поверхностях всех трех разрезов хорошо различаются годичные слои благодаря узкой светло-желтой полоске, проходящей между ними. Годичные слои разли- чаются более четко после смачивания поверхности древесины водой. У древесины осины множество узких сердцевинных лучей, но на тангенталь- ном и поперечном разрезах различить их невозможно. На радиальном рас- коле лучи видны в виде множества мелких блестящих полосок. Кое-где на древесине встречаются желтые и белые пятна – сердцевинные повторения. У осины легкая и мягкая древесина, прямослойная, с однородным строением. Она умеренно усыхает, мало растрескивается и хорошо раска- лывается. Прямослойность и однородность осины позволяют на специаль- ных станках получать тончайшую стружку, из которой, как из соломки, плетут всевозможные летние головные уборы. Из окрашенной яркими анилиновыми красками тонкой, как бумага, стружки делают искусствен- ные цветы. Используют также осиновую стружку как упаковочный мате- риал. Древесина прекрасно обрабатывается на токарном станке и легко ре- жется. Так же как и липа, хороша осина для декоративной резьбы. Одно- родность древесины позволяет делать порезки практически в любом направлении, не скалывая и не снимая ее. Древесина осины хороша еще и тем, что долго сохраняется в воде. Таким образом, разностороннее использование древесины пород, не- редко считающихся малоценными, позволяет более рационально относить- ся к лесным растительным ресурсам, получать не только экономическую выгоду, но и эстетическое удовольствие от выполняемой работы и конеч- ного результата.

Контрольные вопросы и задания

36. Где возможно применение коры и луба?

37. Что является сырьевой базой ивового и елового корья?

38. Перечислите особенности заготовки хвойных лап.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.