Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое обеспечение дисциплины






«Этика и психология семейной жизни» для студентов заочной формы обучения

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1. Предмет и задачи психологического консультирования (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о предмете и задачах психологического консультирования

ПЛАН

1. Понятия «психологическое консультирование», «психологическая помощь», диапазон применения и возможности.

2. Проблематика психологической помощи.

3. Становление психологической помощи как социального института. Трактовка понятий социальная помощь – содействие и психологическая помощь – консультирование.

4. Методологические основы психологического консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 27 – 36 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 29 – 31 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 17 – 19 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 25 –29 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 26 –32 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 9 – 14 с.

Лекция № 2. Составляющие процесса психологическое консультирование, основные задачи и формы работы (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о составляющих процесса психологическое консультирование, основные задачи и формы работы

ПЛАН

1. Ситуация общения клиента с психологом-консультантом.

2. Структура процесса принятия человека человеком.

3. Задачи психологической помощи.

4. Формы психоконсультативной работы: индивидуальная и групповая.

5. Интервью как один из основных методов психологического консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 34 – 45 с.

2. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 25 – 36 с.

4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 34 – 51 с.

5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 53 – 67 с.

6. Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М.Эриксон – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 48 – 62 с.

Лекция № 3. Специфика проблемно-ориентированного подхода в консультировании (4 часа)

Цель: сформировать знания студентов о специфике проблемно-ориентированного подхода в консультировании

ПЛАН

1. Проблемно-ориентированный подход – основа для психологического консультирования.

2. Проблемный анализ как основной метод проблемно-ориентированного консультирования.

3. Психологическиая помощь: практические аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 39 – 54 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 47 – 58 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 20 – 23 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 29 – 46 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 38 –51 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 15 – 18 с.

Лекция № 4. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о направлениях зарубежных теорий в психологическом консультировании

ПЛАН

1. Классический психоанализ З.Фрейда.

2. Аналитическая психология К. Юнга.

3. Индивидуальная психология А. Адлера.

4. Гуманистический психоанализ Э. Фромма и нейрофрейдизм (Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Берн).

5. Поведенческое направление в психотерапии и консультировании.

6. Техники и новейшие направления в психологическом консультировании, психотерапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 36 – 114 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн – М.: Прогресс, 1998. – 115 – 321 с.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн – СПб.: Братство, 1994. – 43 – 125 с.

4. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 113 – 259 с.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд – М.: Наука, 1991. – 52 – 245 с.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм – М.: Республика, 1994. – 34 – 216 с.

7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 35 – 257 с.

Лекция № 5. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи (2 часа).

Цель: сформировать знания студентов о направлениях зарубежных теорий в психологическом консультировании

ПЛАН

1. Когнитивное направление в психологическом консультировании

2. Теоретические положения современного научного подхода к гуманистическим течениям практической психологии (экзистенциальное, центрированное и гештальт-терапия).

3. Трансперсональная психотерапия и концепция С. Грофа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко – К.: Укртехпрес, 1997. – 26 – 57 с.

2. Браун Дж.Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2011. – 57 – 73 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2011. - 254 – 267 с.

4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 112 – 178 с.

5. Лейбин В. М. Классический психоанализ: история, теория практика / В. М. Лейбин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 352 – 396 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 154 – 189 с.

7. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 176 – 213 с.

8. Самоукина Н. Практический психолог в школе / Н. Самоукина – М.: ИНТОР, 1997. – 43 – 67 с.

Лекция № 6. Особенности составления психокоррекционных программ (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов об особенностях составления психокоррекционных программ

ПЛАН

1. Принципы составления психокоррекционных программ.

2. Модели коррекции: общая, типовая, индивидуальная.

3. Стандартные и свободные коррекционные программы, их особенности.

4. Основные требования к составлению психокоррекционной программы.

5. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 214 – 222 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 216 – 221 с.

3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 218 –223 с.

4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 254 – 257 с.

5. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /

6. Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 169 – 171 с.

7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 216 – 225 с.

8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 315 – 316 с.

9. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 142 – 143 с.

Лекция №7. Методы практической коррекции (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о методах практической коррекции

ПЛАН

1. Игротерапия, общая характеристика, основные виды и формы.

2. Игровая комната и её оснащение.

3. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.

4. Артерапия. Общая характеристика метода «артерапия»,

5. Использование методов поведенческой коррекции в практике работы психолога.

6. Коррекционные этюды для детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 315 –319 с.

2. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндретт – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 267 – 271 с.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 201 – 209 с.

4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 341 –345 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 326 –332 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

План практического занятия № 1

Тема. Специфика проблемно-ориентированного подхода в консультировании (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов по содержательному модулю 1, сформировать навыки анализа понятий социальная помощь и консультирование.

1. Общая характеристика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании.

2. Проблемный анализ как основной метод проблемно-ориентированного консультирования.

3. Этапы проблемного анализа

4. Характеристика консультирующего психолога.

5. Основные права консультирующего психолога и клиента.

6. Правила ведения записей.

7. Приёмы направленного воздействия на клиента.

8. Имидж психолога-консультанта.

9. Основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.

10. Основные этапы процесса психологической помощи, их специфика.

11. Основания и признаки для неблагоприятного прогноза в отношении дальнейшей работы с клиентом.

12. Анализ анкеты для клиента с целью определения эффективности консультативного взаимодействия.

13. Анализ варианта контракта с клиентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 39 – 54 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 47 – 58 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 20 – 23 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 29 – 46 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 38 –51 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 15 – 18 с.

План практического занятия № 2

Тема. Применение психодиагностических методик при консультировании (2 часа).

Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, сформировать навыки анализа психодиагностических программ по консультативному случаю, умения применять психодиагностические методики во время интервью.

1. Цель использования в консультировании психодиагностических методик.

2. Требования к психодиагностическим методикам, используемых в консультировании.

3. Диагностический опросник как «пусковое» коммуникативное средство, как средство сбора дополнительной информации о клиенте.

4. Работа психолога в применении диагностических методик.

5. Коммуникативная структура ситуации консультирования. Методики включенного наблюдения.

6. Методика ведения записей во время психологического консультирования.

7. Особенности личностной и профессиональной рефлексии психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом.

8. Анализ программы психодиагностического обследования по следующему случаю: Мама Андрея (13 лет) обратилась за помощью к школьному психологу: «У него очень сложный характер, не могу подобрать подход. Учится очень плохо, практически с 1 класса… Ругаем его до тех пор, пока не начнет что-нибудь делать. В школе дисциплина не самая плохая. Репетиторов не хочет, говорит, что не хочет, чтобы за него деньги платили.

Водила его к психиатру, те сказали, что он нормаль­ный, что надо его к вам вести. Ваши студенты занима­ются с детьми, может, и с ним кто бы взялся? Он же все время молчит, в школе встанет на уроке и молчит. До школы был активный. Все со школы нача­лось— ругали его, ругали…

Когда уехали от дедушки и бабушки, он очень тос­ковал. Год назад узнал, что у него есть настоящий пала, ковырялся в документах… Общался с отцом, он ему очень не понравился. Со вторым мужем у него хоро­шие отношения, они вместе многое делают, он его не Ругает за «двойки», считает, что он умный парень, а учеба — не главное в жизни. И мне говорит, что при­учит его к труду, но трудом не наказывают… Он (сын. — А. Г.) ничего не говорит, ничем не поделится, его ха­рактер похож на отцовский — у него тяжелый харак­тер, уже с малолетства по тюрьмам, сейчас третий раз сидит…

Раньше-то муж его бил за учебу, сейчас поумнел, не бьет… Сын ходит на информатику, там его хвалят, никто же не знает, что у него одни двойки. Со школой ничего, наверное, не выйдет, надо начинать все снача­ла…»

9. Анализ возможности применения следующих методик во время интервью: методика (дом, дерево, человек), методика Жиля, тест-фильм, личностные опросники (опросники черт личности; опросники типологические; опросники мотивов; опросники интересов; опросники ценностей; опросники установок), психологические автобиографии, словесный ассоциативный тест.

10. Как вы думаете, на каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующие цитаты из художественных произведений:

1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось»

(И.Анненский)

2. «За жирными коровами следуют тощие, за тощими — отсутствие мяса» (Г. Гейш)

3. «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»

(А. Ахматова)

4. «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти» (А. Ахматова)

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 190 – 115 с.

2. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 47 – 54 с.

4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 56 – 59 с.

5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 72 – 77с.

6. Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М.Эриксон – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 67 – 69 с.

План практического занятия № 3.

Тема. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, сформировать навыки выделения целей и задач психоконсультативного процесса

1. Общая характеристика психологической коррекции.

2. Психологическая помощь (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование, профориентацию и др.).

3. Специфика психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

4. Виды психокорреции.

5. Анализ особенности общей коррекции и специальной.

6. Основные элементы коррекционной ситуации.

7. Принципы, цели психокоррекционной работы.

8. Задачи психокоррекционной работы.

9. Модели объяснения причин трудностей в развитии.

10. Основные направления и области постановки коррекционных целей.

Проблемная ситуация: За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по направление подготовки, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булкина Е. С. Письменное общение психолога с клиентом / Е. С. Булкина // Журнал практического психолога. – 2010. - № 9. – С. 64–66.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 214 – 217 с.

3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /

4. Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 163 – 168 с.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 198 – 216 с.

6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 354 – 363 с.

7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 421 – 424 с.

8. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. / А. В. Черников – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 165 – 168 с.

План практического занятия № 4.

Тема. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми (6 часов)

Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми

1. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).

2. Характеристика гиперактивных детей. Особенности психокоррекционных занятий с гиперактивными детьми.

3. Характеристика агрессивных детей.

4. Критерии агрессивности (схема наблюдений за ребёнком). Особенности психокоррекционных занятий с агрессивными детьми.

5. Характеристика аутичных детей.

6. Ккритерии аутичности (схема наблюдений за ребёнком). Особенности психокоррекционных занятий с аутичными детьми.

7. Характеристика тревожных детей. Критерии тревожности (схема наблюдений за ребёнком). Тесты тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Особенности психокоррекционных занятий с тревожными детьми.

8. Особенности коррекции уровня тревожности с помощью недирективного метода игровой терапии.

9. Анализ психокоррекционной работы с детьми, учитывая следующие критерии: тип отклонения в поведении, критерии типа отклонения в поведении, особенности психокоррекционного занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 376 – 389 с.

2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 275 – 277 с.

3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. – М.: Школьная пресса, 2011. – 98 – 102 с.

4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб.: Питер, 2012. – 267 – 285 с.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 232 – 241 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 242 – 243 с.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 385 – 398 с.

8. Символдрама. Сборник научных трудов /Под. ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. – Минск.: Европейский гуманитарный университет, 2011. – 393 – 397 с.

9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 404 – 407 с.

10. Черкасова Е. В. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Дипломная работа, защищенная на факультете психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель – Елизаров А.Н. – М., 2012. – 109 – 110 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.