Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный модуль 3






Психологическое консультирование в школе

План практического занятия № 1

Тема. Применение психодиагностических методик при консультировании (4 часа).

Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, сформировать навыки анализа психодиагностических программ по консультативному случаю, умения применять психодиагностические методики во время интервью.

1. Цель использования в консультировании психодиагностических методик.

2. Требования к психодиагностическим методикам, используемых в консультировании.

3. Диагностический опросник как «пусковое» коммуникативное средство, как средство сбора дополнительной информации о клиенте.

4. Работа психолога в применении диагностических методик.

5. Коммуникативная структура ситуации консультирования. Методики включенного наблюдения.

6. Методика ведения записей во время психологического консультирования.

7. Особенности личностной и профессиональной рефлексии психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом.

8. Анализ программы психодиагностического обследования по следующему случаю: Мама Андрея (13 лет) обратилась за помощью к школьному психологу: «У него очень сложный характер, не могу подобрать подход. Учится очень плохо, практически с 1 класса… Ругаем его до тех пор, пока не начнет что-нибудь делать. В школе дисциплина не самая плохая. Репетиторов не хочет, говорит, что не хочет, чтобы за него деньги платили.

Водила его к психиатру, те сказали, что он нормаль­ный, что надо его к вам вести. Ваши студенты занима­ются с детьми, может, и с ним кто бы взялся? Он же все время молчит, в школе встанет на уроке и молчит. До школы был активный. Все со школы нача­лось— ругали его, ругали…

Когда уехали от дедушки и бабушки, он очень тос­ковал. Год назад узнал, что у него есть настоящий пала, ковырялся в документах… Общался с отцом, он ему очень не понравился. Со вторым мужем у него хоро­шие отношения, они вместе многое делают, он его не Ругает за «двойки», считает, что он умный парень, а учеба — не главное в жизни. И мне говорит, что при­учит его к труду, но трудом не наказывают… Он (сын. — А. Г.) ничего не говорит, ничем не поделится, его ха­рактер похож на отцовский — у него тяжелый харак­тер, уже с малолетства по тюрьмам, сейчас третий раз сидит…

Раньше-то муж его бил за учебу, сейчас поумнел, не бьет… Сын ходит на информатику, там его хвалят, никто же не знает, что у него одни двойки. Со школой ничего, наверное, не выйдет, надо начинать все снача­ла…»

9. Анализ возможности применения следующих методик во время интервью: методика (дом, дерево, человек), методика Жиля, тест-фильм, личностные опросники (опросники черт личности; опросники типологические; опросники мотивов; опросники интересов; опросники ценностей; опросники установок), психологические автобиографии, словесный ассоциативный тест.

10. Как вы думаете, на каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующие цитаты из художественных произведений:

1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось»

(И.Анненский)

2. «За жирными коровами следуют тощие, за тощими — отсутствие мяса» (Г. Гейш)

3. «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»

(А. Ахматова)

4. «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти» (А. Ахматова)

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 190 – 115 с.

2. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 47 – 54 с.

4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 56 – 59 с.

5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 72 – 77с.

6. Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М.Эриксон – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 67 – 69 с.

План практического занятия № 2.

Тема. Диагностические пробы при консультировании младших школьников (4 часа)

Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки применения диагностических методик в работе с младшими школьниками

1. Проблемы психической депривации, деформации психического развития, несоответствия физиологического и психического развития возрастной норме и другие проявления дизонтогенеза.

2. Детерминанты развития личности при психологическом консультировании.

3. Проблемы, связанные с физиологическими и психологическими изменениями, новообразованиями при поступлении ребёнка в школу.

4. Проблемы адаптации и дезадаптации при переходе в новые возрастные периоды.

5. Проблемы изменения и коррекции ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте.

6. Использования в психологическом консультировании рисуночных «диагностических проб».

7. Особенности интерпретации детских рисунков при их анализе.

Проблемная ситуация № 1: В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 8 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Проблемная ситуация № 2:

За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает».

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 118 – 119 с.

2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 109 – 110 с.

3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 46 – 53 с.

4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 67 – 73 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 56 – 64 с.

7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 115 –121 с.

План практического занятия № 3.

Тема. Психологическое консультирование подростков и старших школьников (4часа)

Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, навыки составления психодиагностических программ

1. Особенности психологического консультирования подростков и старших школьников.

2. Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников.

3. Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка).

4. Особенности психологического консультирования при неустойчивости эмоционально-волевой сферы подростка.

5. Информативные диагностические методики при консультировании трудного подростка.

6. Специфика профессионального самоопределения старших школьников.

Проблемная ситуация № 1: Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Проблемная ситуация № 2: На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Итоговая работа по содержательному модулю 2, 3

Вариант 1

1. Принципиальные характеристики психодинамического направления в консультативной психологии и психотерапии

2. Психотехника в аналитической психотерапии.

3. Охарактеризуйте диагностический опросник как «пусковое» коммуникативное средство, как средство сбора дополнительной информации о клиенте.

4. Проблемная ситуация: Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Вариант 2

1. Характеристика гуманистическому психоанализу Э. Фромма

2. Основная область деятельности (предмет) психолога, работающего в психодинамической парадигме.

3. Методики включенного наблюдения, их характеристика.

4. Проблемная ситуация: На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Вариант 3

1. Основная схема анализа поведения клиента в концепции А. Эллиса.

2. Основные рабочие понятия поведенческой парадигмы в консультировании и психотерапии.

3. Характеристика методики ведения записей во время психологического консультирования

4. Проблемная ситуация: За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Вариант 4

1. Характеристика трансперсональной психотерапии и концепция С. Грофа.

2. Особенности понимания личности в бихевиоральной психологии Г. Айзенка.

3. Требования к психодиагностическим методикам, используемым в консультировании.

4. Проблемная ситуация: В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 8 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 119 – 120 с.

2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 117 – 123 с.

3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 64 – 67 с.

4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 115 – 116 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 78 – 84 с.

7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 135 – 142 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.