Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 2. Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии






Лекция № 1. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании (8 часов)

Цель: сформировать знания студентов о направлениях зарубежной консультативной и терапевтической психологии

ПЛАН

1. Классический психоанализ З.Фрейда.

2. Аналитическая психология К. Юнга.

3. Индивидуальная психология А. Адлера.

4. Гуманистический психоанализ Э. Фромма и нейрофрейдизм (Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Берн).

5. Поведенческое направление в психотерапии и консультировании.

6. Техники и новейшие направления в психологическом консультировании, психотерапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 36 – 114 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн – М.: Прогресс, 1998. – 115 – 321 с.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн – СПб.: Братство, 1994. – 43 – 125 с.

4. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 113 – 259 с.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд – М.: Наука, 1991. – 52 – 245 с.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм – М.: Республика, 1994. – 34 – 216 с.

7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 35 – 257 с.

Лекция № 2. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи (8 часов).

Цель: сформировать знания студентов о направлениях зарубежной консультативной и терапевтической психологии

ПЛАН

1. Когнитивное направление в психологическом консультировании

2. Теоретические положения современного научного подхода к гуманистическим течениям практической психологии (экзистенциальное, центрированное и гештальт-терапия).

3. Трансперсональная психотерапия и концепция С. Грофа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко – К.: Укртехпрес, 1997. – 26 – 57 с.

2. Браун Дж.Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2011. – 57 – 73 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2011. - 254 – 267 с.

4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 112 – 178 с.

5. Лейбин В. М. Классический психоанализ: история, теория практика / В. М. Лейбин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 352 – 396 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 154 – 189 с.

7. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 176 – 213 с.

7. Самоукина Н. Практический психолог в школе / Н. Самоукина – М.: ИНТОР, 1997. – 43 – 67 с.

Модуль 3. Психологическое консультирование в школе

Лекция № 1. Применение психодиагностических методик при консультировании (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о применении психодиагностических методик при консультировании

ПЛАН

1. Цель использования в консультировании психодиагностических методик, требования предъявляемые к ним.

2. Диагностический опросник как средство сбора дополнительной информации о клиенте.

3. Психолог как «диагностический инструмент».

4. Коммуникативная структура ситуации консультирования.

5. Методики включенного наблюдения и ведения записей во время психологического консультирования.

6. Личностная и профессиональная рефлексия психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 190 – 115 с.

2. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 47 – 54 с.

4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 56 – 59 с.

5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 72 – 77с.

6. Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М.Эриксон – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 67 – 69 с.

Лекция № 2. Диагностические пробы при консультировании младших школьников (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о применении диагностических проб при консультировании младших школьников

ПЛАН

1. Проблемы психической депривации, деформации психического развития, несоответствия физиологического и психического развития возрастной норме и другие проявления дизонтогенеза.

2. Проблемы, связанные с физиологическими и психологическими изменениями, новообразованиями при поступлении ребёнка в школу.

3. Проблемы адаптации и дезадаптации при переходе в новые возрастные периоды, проблемы изменения и коррекции ведущих видов деятельности.

4. Использование в психологическом консультировании рисуночных «диагностических проб».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 118 – 119 с.

2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 109 – 110 с.

3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 46 – 53 с.

4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 67 – 73 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 56 – 64 с.

7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 115 –121 с.

Лекция № 3. Психологическое консультирование подростков и старших школьников (2 часа)

Цель: сформировать знания студентов о специфике психологического консультирования подростков и старших школьников

ПЛАН

1. Особенности психологического консультирования подростков и старших школьников.

2. Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников.

3. Психологическая консультация с трудным подростком: ситуация развития подростка

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 119 – 120 с.

2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 117 – 123 с.

3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 64 – 67 с.

4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 115 – 116 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 78 – 84 с.

7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 135 – 142 с.

Модуль 4. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

Лекция № 1. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы (4 часа)

Цель: сформировать знания студентов об основных принципах, целях и задачах психокоррекционной работы

ПЛАН

1. Психологическая коррекция и её виды.

2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.

3. Модели объяснения причин трудностей в развитии.

4. Основные направления и области постановки коррекционных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булкина Е. С. Письменное общение психолога с клиентом / Е. С. Булкина // Журнал практического психолога. – 2010. - № 9. – С. 64–66.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 214 – 217 с.

3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /

Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 163 – 168 с.

4. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 198 – 216 с.

5. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 354 – 363 с.

6. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 421 – 424 с.

7. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. / А. В. Черников – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 165 – 168 с.

Лекция № 2. Особенности составления психокоррекционных программ (4 часа)

Цель: сформировать знания студентов об особенностях составления психокоррекционных программ

ПЛАН

1. Принципы составления психокоррекционных программ.

2. Модели коррекции: общая, типовая, индивидуальная.

3. Стандартные и свободные коррекционные программы, их особенности.

4. Основные требования к составлению психокоррекционной программы.

5. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 214 – 222 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 216 – 221 с.

3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 218 –223 с.

4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 254 – 257 с.

5. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /

Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 169 – 171 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 216 – 225 с.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 315 – 316 с.

8. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 142 – 143 с.

Лекция №3. Методы практической коррекции (4 часа)

Цель: сформировать знания студентов о методах практической коррекции

ПЛАН

1. Игротерапия, общая характеристика, основные виды и формы.

2. Игровая комната и её оснащение.

3. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.

4. Артерапия. Общая характеристика метода «артерапия»,

5. Использование методов поведенческой коррекции в практике работы психолога.

6. Коррекционные этюды для детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 315 –319 с.

2. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндретт – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 267 – 271 с.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 201 – 209 с.

4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 341 –345 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 326 –332 с.

Лекция №4. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми (6 часов)

Цель: сформировать знания студентов о специфике психокоррекционной работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми

ПЛАН

1. Гиперактивные дети. Критерии гиперактивности Психокоррекционные занятия с гиперактивными детьми.

2. Агрессивные дети. Критерии агрессивности Психокоррекционные занятия с агрессивными детьми.

3. Аутичные дети. Критерии аутичности. Психокоррекционные занятия с аутичными детьми.

4. Тревожные дети. Критерии тревожности.Психокоррекционные занятия с тревожными детьми. Коррекция уровня тревожности с помощью недирективного метода игровой терапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 376 – 389 с.

2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 275 – 277 с.

3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. – М.: Школьная пресса, 2011. – 98 – 102 с.

4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб.: Питер, 2012. – 267 – 285 с.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 232 – 241 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 242 – 243 с.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 385 – 398 с.

8. Символдрама. Сборник научных трудов /Под. ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. – Минск.: Европейский гуманитарный университет, 2011. – 393 – 397 с.

9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 404 – 407 с.

10. Черкасова Е. В. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Дипломная работа, защищенная на факультете психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель – Елизаров А.Н. – М., 2012. – 109 – 110 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.