Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие.




Социально-экономическое развитие.

Внутренняя политика.

Внешняя политика.

Социально-экономическое развитие.

28 октября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин (годы президентства 1991–1999) выступил на V Съезде Народных Депутатов с речью о радикальном рыночном преобразовании экономики России, основными элементами которого он назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Ключевыми фигурами в подготовке реформы были госсекретарь Г. Э. Бурбулис, экономисты Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, А. Н. Шохин и др. Решено было проводить в жизнь преобразования по так называемой «польской модели», осуществляя «шоковую терапию», что, по сути дела, означало немедленную ломку всей старой экономической системы. Для консультаций в осуществлении экономической реформы в России правительство пригласило группу иностранных экономических советников во главе с Дж. Саксом из США. Реформа проводилась по прямым рекомендациям и указаниям Международного валютного фонда (МВФ). Со 2-го января 1992 года в России произошла либерализация цен практически на все товары и услуги. К 1993 году регулирование цен осталось только в двух секторах — энергетике и сельском хозяйстве (элементы регулирования в этих отраслях сохранились и при премьерстве В. С. Черномырдина, в середине 1990-х гг.). Осенью 1992 года в стране началась ваучерная приватизация. Каждому гражданину России были выданы приватизационные чеки (ваучеры), своего рода доля в общенациональной собственности, которую предлагалось теперь приватизировать. Ваучеры не были именными, и вследствие этого создавалось изначально множество возможностей для разнообразного рода финансовых махинаций и нарушений. Номинальная стоимость чека — 10000 рублей — была изначально занижена и не являлась реальным показателем. Ваучерная приватизация крупных и средних предприятий 1992–1994 гг. привела к следующим результатам. Произошло перераспределение половины государственной собственности. Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение; в сфере услуг, особенно финансовых, преобладали в основном также частные фирмы. Значительная часть промышленности была также приватизирована. К концу 1994 г. только 35% официально зарегистрированных предприятий России находились в государственном и муниципальном владении. Начавшаяся затем денежная приватизация привела к дальнейшему расширению частного сектора экономики. Приватизация способствовала созданию слоя крупных собственников (т. н. олигархов), в руках которых сконцентрированы огромные экономические ресурсы, и, с другой стороны, практически ничего не дала рядовым российским гражданам. На фондовом рынке в течение 1992–1994 гг. курс ваучера неуклонно снижался, в противоположность заверениям «отца» проекта А. Б. Чубайса, и многие граждане просто-напросто дешево продавали свои чеки. По стране создавалась масса инвестиционных ваучерных (чековых) фондов, которые собрали до 30% ваучеров у их первоначальных владельцев. Взамен выдавались акции, не приносившие никаких существенных дивидендов их владельцам. В финансовой сфере предполагалось сформировать сбалансированный бюджет, осуществить укрепление рубля, снизить инфляцию, создать функционирующую систему налогообложения, развивать сферу финансовых услуг (сеть банков, страховых компаний), бороться с экономической преступностью и т.д. Вместе с тем, как известно, именно в финансовой сфере реформа имела наибольшие негативные последствия. В начале 1990-х гг. инфляция приобрела невиданный доселе размах и привела к обесцениванию всех сбережений российских граждан. Только к концу 1990-х гг. ее удалось несколько снизить, хотя и в указанный период такие факты, как «черный вторник» (октябрь 1994 г.), крах финансовых пирамид 1994–1995 гг., кризис 17 августа 1998 г. (дефолт) и другие, повлияли на развитие экономики России самым негативным образом. На общем фоне реформ существенно дестабилизировали экономические отношения такие негативные явления, как создание жульнических финансовых пирамид, утечка и перевод капиталов и национального достояния России за рубеж, небывалое процветание теневого бизнеса, финансовых махинаций, коррумпированность чиновничества, бюрократизация государственного аппарата и т.д.



В 2000 г. от нового Президента В. В. Путина ждали решительного поворота в экономической сфере, но резкого поворота не последовало. Путин, являясь заложником курса Ельцина, не мог осуществить такой поворот. Но социально-экономическую ситуацию оказалось возможным улучшить, так как в 1999 г. мир вступил в полосу очень высоких цен на нефть. Миллиарды дополнительных нефтедолларов позволили оживить экономику страны. Часть полученных доходов была инвестирована в отечественную промышленность, которая стала увеличивать объемы товарного производства. За 1999–2003 гг. производство товаров выросло на 44,3%. ВВП увеличился на 37,1% и в 2003 г. составил почти 80% от уровня 1990 г. (против максимальной точки падения, равной 57,7% в 1998 г.). Уровень жизни большинства населения улучшился, но еще сильно отставал от уровня советского периода. Экономический подъем резко снизил финансовую, а, следовательно, и политическую зависимость от Запада. Россия в период первого президентства Путина вовремя выплачивала текущие внешние долги и резко увеличила свои золотовалютные резервы: с 20 млрд долл. в 2000 г. до 77 млрд долл. к концу 2003 г.



Проблемы:1).Накануне президентских выборов 2003 г. Путин в качестве главных приоритетов своей внутренней политики обозначил удвоение ВВП и повышение уровня жизни населения. Однако пока что эти программные положения остались не реализованными (уровень жизни большинства населения повысился, но незначительно). Кроме того, экономический кризис 2008 г. снизил темпы роста российской экономики, как, впрочем, и мировой в целом.

2). Острой проблемой в период правления В. В. Путина остается также и проблема бедности. Душевой ВВП по-прежнему низок, а его распределение крайне неравномерно. По официальным, явно заниженным, данным в 2004 г. доходы 10% самой обеспеченной части населения в 14–15 раз превышали доходы 10% самых бедных, и разрыв этот с каждым годом увеличивается.

3). После парламентских выборов 2003 г. новый состав Думы принял закон о новой ставке налога на добычу полезных ископаемых. Закон позволял изъять у нефтяных компаний большую часть тех сверхприбылей, которые они получали благодаря высоким мировым ценам на энергоресурсы. Тем не менее, этих мер явно недостаточно. По-прежнему значительная доля сверхприбылей российских олигархов перетекает за рубеж, остается крайне острой проблема коррупции на разных уровнях государственной власти.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал