Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие.






Социально-экономическое развитие.

Внутренняя политика.

Внешняя политика.

Социально-экономическое развитие.

28 октября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин (годы президентства 1991–1999) выступил на V Съезде Народных Депутатов с речью о радикальном рыночном преобразовании экономики России, основными элементами которого он назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Ключевыми фигурами в подготовке реформы были госсекретарь Г. Э. Бурбулис, экономисты Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, А. Н. Шохин и др. Решено было проводить в жизнь преобразования по так называемой «польской модели», осуществляя «шоковую терапию», что, по сути дела, означало немедленную ломку всей старой экономической системы. Для консультаций в осуществлении экономической реформы в России правительство пригласило группу иностранных экономических советников во главе с Дж. Саксом из США. Реформа проводилась по прямым рекомендациям и указаниям Международного валютного фонда (МВФ). Со 2-го января 1992 года в России произошла либерализация цен практически на все товары и услуги. К 1993 году регулирование цен осталось только в двух секторах — энергетике и сельском хозяйстве (элементы регулирования в этих отраслях сохранились и при премьерстве В. С. Черномырдина, в середине 1990-х гг.). Осенью 1992 года в стране началась ваучерная приватизация. Каждому гражданину России были выданы приватизационные чеки (ваучеры), своего рода доля в общенациональной собственности, которую предлагалось теперь приватизировать. Ваучеры не были именными, и вследствие этого создавалось изначально множество возможностей для разнообразного рода финансовых махинаций и нарушений. Номинальная стоимость чека — 10000 рублей — была изначально занижена и не являлась реальным показателем. Ваучерная приватизация крупных и средних предприятий 1992–1994 гг. привела к следующим результатам. Произошло перераспределение половины государственной собственности. Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение; в сфере услуг, особенно финансовых, преобладали в основном также частные фирмы. Значительная часть промышленности была также приватизирована. К концу 1994 г. только 35% официально зарегистрированных предприятий России находились в государственном и муниципальном владении. Начавшаяся затем денежная приватизация привела к дальнейшему расширению частного сектора экономики. Приватизация способствовала созданию слоя крупных собственников (т. н. олигархов), в руках которых сконцентрированы огромные экономические ресурсы, и, с другой стороны, практически ничего не дала рядовым российским гражданам. На фондовом рынке в течение 1992–1994 гг. курс ваучера неуклонно снижался, в противоположность заверениям «отца» проекта А. Б. Чубайса, и многие граждане просто-напросто дешево продавали свои чеки. По стране создавалась масса инвестиционных ваучерных (чековых) фондов, которые собрали до 30% ваучеров у их первоначальных владельцев. Взамен выдавались акции, не приносившие никаких существенных дивидендов их владельцам. В финансовой сфере предполагалось сформировать сбалансированный бюджет, осуществить укрепление рубля, снизить инфляцию, создать функционирующую систему налогообложения, развивать сферу финансовых услуг (сеть банков, страховых компаний), бороться с экономической преступностью и т.д. Вместе с тем, как известно, именно в финансовой сфере реформа имела наибольшие негативные последствия. В начале 1990-х гг. инфляция приобрела невиданный доселе размах и привела к обесцениванию всех сбережений российских граждан. Только к концу 1990-х гг. ее удалось несколько снизить, хотя и в указанный период такие факты, как «черный вторник» (октябрь 1994 г.), крах финансовых пирамид 1994–1995 гг., кризис 17 августа 1998 г. (дефолт) и другие, повлияли на развитие экономики России самым негативным образом. На общем фоне реформ существенно дестабилизировали экономические отношения такие негативные явления, как создание жульнических финансовых пирамид, утечка и перевод капиталов и национального достояния России за рубеж, небывалое процветание теневого бизнеса, финансовых махинаций, коррумпированность чиновничества, бюрократизация государственного аппарата и т.д.

В 2000 г. от нового Президента В. В. Путина ждали решительного поворота в экономической сфере, но резкого поворота не последовало. Путин, являясь заложником курса Ельцина, не мог осуществить такой поворот. Но социально-экономическую ситуацию оказалось возможным улучшить, так как в 1999 г. мир вступил в полосу очень высоких цен на нефть. Миллиарды дополнительных нефтедолларов позволили оживить экономику страны. Часть полученных доходов была инвестирована в отечественную промышленность, которая стала увеличивать объемы товарного производства. За 1999–2003 гг. производство товаров выросло на 44, 3%. ВВП увеличился на 37, 1% и в 2003 г. составил почти 80% от уровня 1990 г. (против максимальной точки падения, равной 57, 7% в 1998 г.). Уровень жизни большинства населения улучшился, но еще сильно отставал от уровня советского периода. Экономический подъем резко снизил финансовую, а, следовательно, и политическую зависимость от Запада. Россия в период первого президентства Путина вовремя выплачивала текущие внешние долги и резко увеличила свои золотовалютные резервы: с 20 млрд долл. в 2000 г. до 77 млрд долл. к концу 2003 г.

Проблемы: 1).Накануне президентских выборов 2003 г. Путин в качестве главных приоритетов своей внутренней политики обозначил удвоение ВВП и повышение уровня жизни населения. Однако пока что эти программные положения остались не реализованными (уровень жизни большинства населения повысился, но незначительно). Кроме того, э кономический кризис 2008 г. снизил темпы роста российской экономики, как, впрочем, и мировой в целом.

2). Острой проблемой в период правления В. В. Путина остается также и проблема бедности. Душевой ВВП по-прежнему низок, а его распределение крайне неравномерно. По официальным, явно заниженным, данным в 2004 г. доходы 10% самой обеспеченной части населения в 14–15 раз превышали доходы 10% самых бедных, и разрыв этот с каждым годом увеличивается.

3). После парламентских выборов 2003 г. новый состав Думы принял закон о новой ставке налога на добычу полезных ископаемых. Закон позволял изъять у нефтяных компаний большую часть тех сверхприбылей, которые они получали благодаря высоким мировым ценам на энергоресурсы. Тем не менее, этих мер явно недостаточно. По-прежнему значительная доля сверхприбылей российских олигархов перетекает за рубеж, остается крайне острой проблема коррупции на разных уровнях государственной власти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.