Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трех уровнях групповой работы




 

Уровни
Теория Индивидуальный Межличностный Групповой Ограничивающие факторы
Фрейд   Перлз   Бихевиоризм Эллис Берн Роджерс Высокая   Высокая   Высокая Высокая Высокая Высокая Низкая   Низкая   Низкая Средняя Высокая Средняя Низкая   Низкая   Низкая Низкая Низкая Средняя Задача, участники, лидер Задача, участники, лидер Задача, лидер Задача, лидер Задача Стиль лидерства

Источник: «A model for the more effective use of theory in group work» by D. E. Ward, (1982), Journal for Specialists in Group Work, 7, 227.

 

Фрей (Frey, 1972) предлагает способ концептуализации восьми подходов к групповой работе с помощью двух континуумов: «понимание—действие» и «рациональное—эмоциональное» (рис. 13.1). Хансен, Уорнер и Смит. (Hansen, Warner & Smith, 1980) располагают групповые подходы в пространстве признаков, задаваемом осями: «процесс—результат» и «лидер-центрированные—участник-центрированные» (рис. 13.2). Чтобы делать осознанный выбор, групповые лидеры и потенциальные участники групп должны знать различия теорий. В целом многочисленные теоретические модели обеспечивают богатство и разнообразие выбора методов поведения групповой работы.

Выбирая теоретический подход, групповым лидерам важно учитывать следующие факторы, кроме уже указанных.

1. Действительно ли нужна теоретическая основа для проведения групповой работы?

2. Достижению каких целей будет способствовать применение теории?

3. Какие критерии будут использоваться в процессе выбора?

Теория во многом напоминает карту. В групповой работе теория задает направление и определяет стратегию исследования основных предположений, касающихся человеческой природы. Она также помогает в определении целей группы, разъясняет роль и функции лидера и задает порядок взаимодействия в группе.

Наконец, теория может помочь в оценке результатов работы группы. Попытка вести группу без явного теоретического обоснования подобна попытке лететь на самолете без карты и знания приборов. Любое из этих действий является глупым, опасным и, скорее всего, окажется вредным.

Кроме того, хорошая теория выполняет практические функции (Gladding, 1999). Например, она определяет значение и структуру опыта и фактов, проявляющихся во время работы, и задает концептуальную схему для их анализа. Хорошая теория помогает придать логический смысл всему, что происходит, и способствует проведению результативных исследований. Имея столь богатые возможности для выбора теории, потенциальный групповой лидер должен проявить мудрость, чтобы при выборе подхода тщательно взвесить все факторы.



Форд и Урбан (Ford & Urban, 1998) полагают, что существует четыре главных фактора, которые должны учитываться при выборе теории: личный опыт, единодушие экспертов, престиж и некоторая совокупность подтвержденных данных. У всех этих критериев имеются как недостатки, так и достоинства.. Поэтому начинающим консультантам важно прислушиваться к коллегам и критически подходить к чтению профессиональной литературы, чтобы найти наиболее верифицируемые теории, в максимальной степени соответствующие их индивидуальному стилю (Gladding, 1999).

Рис.13.1. Концептуализация групповых подходов

Источник: «Conceptualizing counseling theories» by D. H. Frey (1972). Counselor Education and Supervision, 11,245.

 

Рис. 13.2.Концептуализация групповых подходов

Источник: Group counseling: Theory and process (2nd ed.) (p. 322), by J. C. Hansen, R. W. Warner& E. J. Smith (1980). Boston: Houghton Mifflin.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал