Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия источников тревожности одного из клиентов






 

Степень тревожности, % События (обстоятельства)
  Отношения в браке
  Отношения с родственниками жены
  Беспокойство за новорожденного сына
  Беспокойство за отца
  Беспокойство за мать
  Общие отношения и обязанности в семье
  Руководство проектом на работе
  Работа вообще
  Обращение к консультанту
  Финансовые дела
  Проблема отдыха и досуга
  Затрудненное засыпание

 

Чем выше на шкале расположено событие или обстоятельство, тем большую тревожность оно вызывает у клиента. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность и справиться с ситуацией, консультант учит его расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность клиента начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Идея техники состоит в том, что человек не может чувствовать беспокойство и в то же самое время ощущать физическое расслабление (это явление известно как реципрокное торможение) (Wolpe, 1958).

Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга ассертив-ности заключается в том, чтобы научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, адекватные ситуации, и при этом не испытывать неуместного беспокойства (Alberti & Emmons, 1987). Техника заключается в противообусловливании[15] тревожности и подкреплении состояния уверенности в себе. Клиента убеждают, что каждый имеет право (не обязательство) самовыражения. Затем клиент обучается различать агрессивные, пассивные и уверенные действия.

В самом начале консультирования клиент сообщает консультанту о своих целях, например о желании научиться выступать на общественных собраниях. После этого консультант характеризует существующие формы поведения клиента — включает, таким образом, обратную связь (как положительную, так и отрицательную). На следующих стадиях процесса осуществляется моделирование желательного поведения и ролевое разыгрывание клиентом этого поведения. Консультант при этом подкрепляет поведение и помогает сформировать действия клиента. Наконец, клиенту назначается домашнее задание, которое он выполняет между сессиями (Bellack & Hersen, 1998). Уверенное поведение должно формироваться постепенно, чтобы поддерживать заинтересованность клиента. Задача тренинга состоит в том, чтобы дать индивидам почувствовать свою способность выразить себя, не поощряя агрессивность и манипулирование.

Контракты на достижение. В контрактах обстоятельно разъясняется, что должно быть выполнено, изменено или прекращено, какая награда последует после достижения этих целей и условия, при которых награда будет получена (Corey, 1996). Чаще всего контракты используются в работе с детьми, а не со взрослыми, потому что многие взрослые находят их неприятными. Обычно контракты на достижение подписываются в качестве квазиформальных документов.

Техники «взрыва» и «погружения». Имплозивная терапия была разработана в 1960-х годах Томасом Стампфлом (Stampfl). Она включает в себя десенсибилизацию клиента в отношении ситуации с помощью представления клиентом другой вызывающей беспокойство ситуации, которая заканчивается страшными последствиями. Клиенту не предлагают предварительно расслабиться (i^aic в систематической десенсибилизации). Эта методика не должна использоваться начинающими консультантами.

Погружение является менее травматичным, чем имплозивная терапия. В погружении вызывающая беспокойство сцена вызывается в воображении, но она не имеет страшных последствий.

Аверсивные техники. Хотя большинство бихевиористов рекомендует использовать сначала положительную стимуляцию, иногда необходимо использовать приемы, вызывающие негативные чувства, — например, наказания. Такие техники полезны, когда необходимо избавиться от одних действий перед тем, как обучаться другим. Аверсивные техники различаются по своей интенсивности. Вот некоторые из наиболее известных.

Тайм-аут — это техника, в которой клиент лишается возможности получать положительное подкрепление. Эта умеренно аверсивная техника требует тщательного контроля и может быть наиболее эффективна, когда используется в течение коротких периодов времени, например в течение пяти минут. Примером тайм-аута является изолирование ребенка от одноклассников, когда он плохо себя ведет.

Сверхкоррекция — прием, когда клиент сначала восстанавливает окружение до его естественного состояния и затем делает его «лучше нормального». Например, детей, которые разбрасывают продукты в школьном буфете, могли бы заставить убрать за собой, вымыть и натереть пол.

Скрытая сенсибилизация. Метод, при котором нежелательное поведение устраняется путем ассоциации его с неприятностью. Он применяется в лечении клиентов, которые имеют проблемы, связанные с курением, ожирением, токсикоманией, сексуальными отклонениями.

При длительном применении отталкивающие стимулы сами по себе обычно неэффективны по трем причинам: их отрицательное эмоциональное влияние быстро рассеивается; они могут интерферировать с процессом освоения желательных форм поведения; они могут стимулировать замкнутость клиента, что в случае успеха становится положительным подкреплением. Кроме того, всем аверсивным техникам сопутствуют этические и юридические проблемы. Прежде чем применять их, консультанты должны получить письменное разрешение для их использования, особенно если это касается несовершеннолетних.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.