Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор бихевиоральных подходов






 

К бихевиоралъным относят широкий круг взглядов, практических приемов и теорий. Бихевиоральный подход представляет собой некий континуум воззрений, на одном краю которого находятся так называемые радикальные бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1974), сосредоточивающиеся преимущественно на принципах научения и избегающие использования любых психологических понятий (например, «мышление»). На другом краю континуума — исследователи когнитивно-бихевиорального толка, такие как Дональд Мейхенбаум (Meichenbaum, 1977, 1985), которые признают важность психических процессов (например, восприятия) в человеческом поведении и рассматривают мышление как одну из разновидностей поведения. Это направление, известное в целом как когнитивно-бихевиоральное, как бы образует мост между двумя группами консультантов, концентрирующими свое внимание либо исключительно на познавательных, либо на поведенческих изменениях. Как было сказано в предыдущей главе, рационально-эмотивная терапия поведения является типичным примером когнитивно-бихевиорального подхода в консультировании.

В начальные годы своего развития (1900-1930-е годы) бихевиоризм почти полностью был связан с наблюдениями внешних проявлений поведения; он развивался как научный подход к изучению человеческой жизни. Его главный теоретик Джон Б. Уотсон (Watson, 1913, 1925) на примере своей работы с ребенком, которого называли Маленький Альберт, пытался продемонстрировать, что человеческие эмоции также подчиняются законам обусловливания и генерализации (Watson & Raynor, 1920). В годы после Первой мировой войны идеи бихевиоризма разрабатывались рядом исследователей, в том числе Мэри Ковер Джонс (Jones, 1924), которая продемонстрировала, каким образом процесс, известный как контробусловливание, может использоваться для преодоления фобических реакций.

В 1940-1950-х годах бихевиоризм приобрел широкую известность. Клиническая психология поддерживала идею, что терапевты должны быть учеными-практиками и работать, используя результаты исследований. В качестве примера ученых-практиков того времени могут быть названы Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1953), со своей работой по оперантному обусловливанию, Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958), с исследованием респондентного (т. е. классического) обусловливания, Ганс Айзенк (Eysenck, 1960), с методами лечения девиантного поведения, и Альберт Бандура (Bandura & Walters, 1963), с исследованием эффектов косвенного подкрепления. В 1950-х годах для описания различных бихевиоральных подходов к решению проблем клиента был введен термин бихевиоралъная терапия (Yates, 1970).

Значительная роль в популяризации бихевиоралъного подхода в консультировании принадлежит Джону Крумболтцу (Krumboltz, 1966). Он почерпнул ряд идей из более ранней работы Бандуры и революционизировал профессию консультирования (Hosford, 1980). Идеи Крумболтца, как и бихевиоризм в целом, получили широкое признание в 1970-х годах. К 1980-м годам бихевиоральные подходы сгруппировались в три главные теории: модель «стимул—реакция», прикладной бихеви-оральный анализ и социально-когнитивная теория. Когнитивно-бихевиоралъные подходы, в которых поведенческие задания использовались для изменения ошибочного восприятия и интерпретации жизненных событий, также возникли в это время (Bankart, 1997).

Хэкни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1996) отмечают, что бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование лучше всего подходит для следующих типов клиентов:

• целеустремленные, с потребностью успеха и достижения результатов;

• ориеитированные на действие, обладающие потребностью что-либо делать;

• заинтересованные в изменении как отдельных поведенческих реакций, так и определенных видов деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.