Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родитель родитель ребенок ребенок






Рис. 10.2. Эгограмма

 

Анализ транзакций. Второй способ понимания и предсказания человеческого поведения включает в себя схематическое изображение транзакций эго-состояний. В ТА на схеме отображаются межличностные процессы, в противоположность изображению внутриличностных процессов в структурном анализе. Транзакции могут происходить на одном из трех уровней. Они могут быть комплиментарными, перекрестными или скрытыми.

В комплиментарной транзакции оба человека оперируют либо от имени одного и того же эго-состояния (например, от ребенка к ребенку, от взрослого к взрослому), или от дополняющих эго-состояний (от родителя к ребенку, от взрослого к родителю). Реакции в данном случае являются предсказуемыми и адекватными. Например, транзакция от взрослого к взрослому могла бы напоминать следующее:

 

Первый человек. Который час?

Второй человек. 1 часов.

 

Транзакция от ребенка к ребенку выглядела бы более игриво:

 

Первый человек. Пойдем поиграем с Билли.

Второй человек. Точно! С ним очень весело!

 

Транзакция от родителя к родителю, однако, была бы более воспитательной или критической:

 

Первый человек. Вы никогда ничего не делаете правильно.

Второй человек. Дело в том, что вы всегда ищете недостатки в моей работе.

 

 

В перекрестной транзакции активизируется неподходящее состояние эго, которое приводит к неожиданной реакции. Перекрестные транзакции нарушают коммуникацию. Когда они происходят, люди имеют тенденцию отстраняться друг от друга или избегать продолжения темы. Примером перекрестной транзакции является случай, когда человек, который действует от эго-состояния ребенка, надеясь на комплиментарную реакцию родителя, получает вместо этого замечание от взрослого эго-состояния другого человека:

Первый человек. Можете ли вы помочь мне нести эти сумки? Они, наверное, весят тонну.

Второй человек. Эти мешки весят приблизительно двадцать фунтов, и вы способны сами их отнести.

 

В скрытой транзакции два эго-состояния действуют одновременно, и одно сообщение маскирует другое. Скрытые транзакции кажутся комплиментарными и социально приемлемыми, хотя они таковыми не являются. Например, в конце свидания один человек может сказать другому: «Не хотите ли вы зайти и посмотреть мои гравюры?» На первый взгляд этот вопрос может показаться идущим от эго-состояния взрослого. В действительности он идет от эго-состояния ребенка: «Не хотите ли вы зайти, чтобы приятно провести время вдвоем?»

 

 

Анализ игр. Игры являются скрытыми активными транзакциями, которые при поверхностном рассмотрении выглядят комплиментарными, но заканчиваются некомфортными чувствами. Люди играют в игры, чтобы структурировать время, достичь признания, сделать других предсказуемыми и предотвращать установление чересчур близких отношений. Поскольку близкие отношения являются небезопасными, игры предохраняют людей от выставления напоказ своих мыслей и чувств. Существуют игры первой степени, второй степени и третьей степени; и все они имеют предсказуемый конец.

В играх первой степени могут принимать участие все желающие, независимо от социальной принадлежности. Они в целом заканчиваются умеренными проигрышами. Примером игры первой степени является «Обольщение» («Seducto»), которая поначалу может быть захватывающей и веселой. В этой игре мужчина и женщина весело проводят вечернее время, флиртуя друг с другом до тех пор, пока кто-либо не отвергнет другого и оба не почувствуют себя слегка неудобно.

Игра второй степени имеет место, когда игроки заходят дальше, обычно в более близкой обстановке, и заканчивается с негативными чувствами. Пример игры второй степени — «Скандал», в котором два человека начинают все сильнее и сильнее злиться друг на друга, пока один из них или одновременно оба не обидятся на то, как их назвали или оскорбили.

Игра третьей степени обычно включает в себя телесные повреждения; и игроки заканчивают в тюрьме, больнице или морге. Пример такой игры — «Полицейские и воры», в которой люди провоцируют власть на то, чтобы их ловили, и даже оставляют подсказки относительно того, где они могут быть загнаны в угол. С каждым новым уровнем игры возрастает опасность неизбежного наказания. Очень немногие подобные игры имеют положительный или нейтральный результат (Berne, 1964).

Люди, которые играют в игры, действуют с одной из трех позиций: жертвы, преследователя и спасателя (Karpman, 1968). Чтобы продлевать игру, нередко вводится переключатель, позволяющий людям принять новые роли. Например, в игре «Почему бы вам не... Да, но...», один человек играет роль спасателя, отвечая на жалобу другого — преследуемого, словами «Почему вы не...?» Ответы жертвы: «Да, но... (Я пытался...)». После того как эта игра становится утомительной, спасатель может переключиться на более суровую позицию преследователя. Когда жертва станет жаловаться, он может отвечать саркастически: «Неужели это так ужасно?», пока игра не закончится. Драматический треугольник Стивена Карпмана (Karpman) представляет три позиции, которые люди занимают в игровых взаимодействиях, и их переключатель.

 

Список возможных игр практически бесконечен, и индивиды легко могут быть втянуты в них. В конечном счете, однако, игроки проигрывают, поскольку они избегают полноценных и здоровых человеческих взаимодействий.

Анализ сценариев. Берн полагал, что каждый человек в раннем детстве — в возрасте до пяти лет — создает жизненный сценарий, или план жизни. Эти сценарии, которые определяют, как каждый взаимодействует с другими людьми, основываются на интерпретации внешних событий. Посылаемые ребенку положительные сообщения имеют функцию разрешений и никаким образом не ограничивают людей. Негативные сообщения, или запреты, являются более мощными и могут стать основанием для деструктивных сценариев. Многие родительские запреты начинаются со слова «не»: «не делайте, как...», «не становись кем-то...», «не будьте такими...» В результате, если человек не сделает сознательной попытки преодолеть такие запреты, его жизнь может оказаться несчастной.

Сценарий жизни включает в себя возможность получать поглаживания (устное или физическое признание) за некоторые действия. Большинство жизненных сценариев вращаются вокруг дачи и получения поощрений (поглаживаний). Берн указывает, что отрицательные поглаживания (наказания) — это лучше, чем отсутствие поглаживаний вообще (игнорирование). Поощрения ведут к сбору индивидом образцов хороших или плохих ощущений, определенных Берном как купоны (stamps). Когда индивиды набирают достаточно купонов, они реализуют их в поведении, расплачиваясь с окружающими. Например, подросток может собрать достаточно плохих чувств от неудовлетворительных оценок, чтобы оправдать уход из школы, или достаточно хороших чувств от упорной учебы, чтобы пойти на вечеринку. Благополучные люди чаще посылают и получают положительные поглаживания.

Ниже приведены чаще всего встречающиеся негативные образцы сценариев.

Сценарий «НИКОГДА». Человек никогда не добивается того, что он хочет, потому что родитель запрещает это («Брак — это плохо; никогда не женитесь»).

Сценарий «ПОКА НЕ». Человек должен сначала что-то сделать прежде, чем он сможет иметь награду («Вы не можете поиграть, пока вы не выполните всю вашу работу»).

Сценарий «ВСЕГДА». Человек говорит себе, что необходимо продолжать делать то, что он делал («Вы всегда должны продолжать любую работу, за которую взялись»).

Сценарий «ПОСЛЕ». Человек ожидает осложнений (трудностей) после какого-либо события («После 40-летнего возраста жизнь идет под уклон»).

Открытые (незаконченные) сценарии. Человек не знает, чем ему придется заниматься после какого-то времени («Будь активным, пока ъы молод»).

В жизни каждого человека имеются также мини-сценарии, которые применяются в повседневной жизни. Вот некоторые из наиболее распространенных мини-сценариев: «быть совершенными», «быть сильными», «спешить», «стараться», «угодить кому-либо». Эти пять посланий, называемых драйверами, позволяют людям уклониться от следования своему сценарию, но это бегство является только временным.

Идеальный жизненный сценарий в терминах ТА формируется позицией: ЯОК, тыОК (позиция «преуспевания») (Harris, 1967). Но люди могут действовать от трех других позиций: ЯОК, ты — не ОК (позиция «ухода»); Я — не ОК, ты — ОК (позиция «неудачника»); и Я — не ОК, ты — не ОК (позиция «избегания»). На рис. 10.3 показаны эти позиции.

 

Ты— ОК






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.