Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткое сравнение взглядов Фрейда и Адлера




Фрейд Адлер
1. Объективен 1. Субъективен
2. Физиологическое обоснование теории 2. Социальная психология
3. Акцент на причинности (каузальности) 3. Акцент на телеологии
4. Редукционизм. Индивид разделен на «части», которые являются антагонистическими друг к другу: например, Ид/Эго/Супер-эго, Эрос/ Танатос, сознательное/бессознательное 4. Целостность. Индивид неделим. Человек рассматривается как целое, и все «части» индивида (память, эмоции, поведение) подчиняются этой целостности
5. Изучение человека концентрируется вокруг внутриличностного, интрапсихического   5. Люди могут быть поняты только интерпер- сонально, как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней
6. Идеальную цель психотерапии составляет достижение внутрипсихической гармонии. «Где было Ид, там должно быть Эго» 6. Экспансия индивидуальности, самореализа- ция, повышение социального интереса — идеальные цели для индивида.
7. Люди изначально «плохие». Цивилизация пытается «облагородить» их, и за это они должны заплатить высокую цену. Через терапию требования инстинктов могут быть сублимированы, но не устранены   7. Люди не являются ни «хорошими», ни «пло- хими», но, будучи твврческими, выбирающими существами, они могут выбрать, быть «хорошими» или «плохими» или теми и другими сразу, в зависимости от образа жизни и их оценки непосредственной ситуации и своих ресурсов. Благодаря терапии люди могут избрать жизненный путь самореализации
8. Люди являются жертвами как собственных инстинктов, так и цивилизации     8. Люди могут формировать как внешнюю, так и внутреннюю среду. Они всегда имеют возможность выбрать положение, в котором справятся с жизненными обстоятельствами, хотя не полностью распоряжаются судьбой и не могут выбирать то, что случится с ними
9. Описание детского развития было косвенным и базировалось не на прямом наблюдении детей, а на свободных ассоциациях взрослых 9. Дети изучались непосредственно в семьях, в школах и в семейных образовательных центрах
10. Подчеркивается значение эдипова комплекса и его разрешения 10. Подчеркивается значение состава семьи  
11. Человек человеку — враг. Другие — наши соперники, и мы должны защищаться от них. Теодор Рейк (Reik) цитирует Нестора: «Если судьба сведет двух волков вместе... ни один не почувствует себя спокойно, потому что другой — волк; два человека, однако, могут никогда не встречаться в лесу, но могут подумать: другой может быть грабителем» (1948, р. 477) 11. Другие люди — mitmenschen, дружествен- ные человеческие существа. Они такие же, как и мы, наши сотрудники, наши помощники в жизни    
12. Женщины испытывают чувство неполноценности, потому что они завидуют мужчинам, обладающим пенисом. Женщины — низшие существа. «Анатомия — это судьба»     12. Женщины чувствуют неполноценность потому, что в наших культурах женщины унижены. Мужчины имеют привилегии, права, более высокий статус, хотя в настоящее время в европейской культуре эти позиции пересматриваются
13. Невроз имеет сексуальную этиологию   13. Невроз — это недостаток научения, продукт искаженного восприятия
14. Невроз — это цена, которую мы платим за цивилизацию 14. Невроз — это цена, которую мы платим за недостаток цивилизации

Источник: MosakH., 1989. Adlerian psychology. In: R. J. Corsini & D. Wedding (Eds) Currentpsychotherapies (p. 70). Itasca IL Peacock.

Психоанализ не используется многими консультантами из-за своей высокой стоимости и трудоемкости, а также потому, что не многие консультанты получили необходимое образование. Подход также неприменим для ряда категорий клиентов, с которыми работают большинство консультантов. Подход Адлера, напротив, широко применяется в школах и агентствах. Его популярность может быть приписана его оптимизму и результативности применения во многих ситуациях. Полное сравнительное резюме теорий Фрейда и Адлера приведено в табл. 8.1.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.