Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультирования. Основной проблемой при проведении мультикультурального консультирования в США является доминирование теорий






 

Основной проблемой при проведении мультикультурального консультирования в США является доминирование теорий, основанных на культурных ценностях белого населения Европы и Северной Америки (Katz, 1985). К числу основных убеждений и традиций европейско-североамериканской культуры могут быть отнесены индивидуализм, ориентация на активно-действенный подход к решению проблем, трудовая этика, научный метод и акцент на строгом учете времени (Axelson, 1993). Теории консультирования, основанные на ценностях белой культуры, не всегда применимы к клиентам с другими культурными обычаями (Lee, 1997; Nwachuka & Ivey, 1991; Sue, 1992). Игнорирование этого факта может привести к искажениям и разрушению взаимоотношений консультанта и клиента (Pederson, 1987).

Вторая проблема мультикультурального консультирования — это сенситив-ность к культурным различиям вообще и к особенностям каждой конкретной культуры в частности. Педерсен (Pedersen, 1982) считает, что для консультантов весьма важно быть восприимчивым к трем аспектам культуры: познания, убеждения и навыки. Подобная сенситивность происходит из понимания культуры на многих уровнях. Чтобы помочь консультантам достичь более глубокого понимания культур вообще, Педерсен (1977, 1978) разработал триадную модель помощи (т. е. в сессии консультирования участвуют три человека). Вот четыре составляющие этой модели: «формулирование проблемы с точки зрения культурной принадлежности клиента; предвидение противодействия культурно отличающегося клиента; смягчение оборонительной установки исходя из анализа собственной оборонительной реакции в процессе учебы; приобретение навыков восстановления для выхода из проблемной ситуации при работе с консультантом, принадлежащим к другой культурной группе» (1978, р. 481). В этой модели антиконсультант, действующий по принципу alter ego и преднамеренно пытающийся выступать разрушителем, работает вместе с консультантом и клиентом в сессии, записывающейся на видео. Взаимодействие и обратная связь, образующиеся в этом процессе, содействуют преодолению барьеров и способствуют развитию навыков понимания и сенситивности консультанта (Parker, Archer & Scott, 1992).

Другую модель, помогающую понимать специфику отдельных культур, создали Нвачука и Иви (Nwachuka & Ivey, 1991). Они предлагают консультантам, прежде чем пытаться адаптировать теорию для работы с определенным клиентом, исследовать культуру и декларируемые в ней ценности. Исходным пунктом в достижении этой цели является просмотр научно-популярных фильмов, посвященных культурным особенностям определенных групп. Пинтеритс и Аткинсон (Pinterits & Atkinson, 1998) приводят перечень фильмов, которые могут помочь консультантам понять особенности различных культур и ощутить как бы изнутри проблемы этих культур.

Третьим вопросом в мультикультуральном консультировании является понимание закономерностей функционирования культурных систем и механизмов их влияния на поведение. Консультанты, получавшие знания и обучавшиеся, находясь внутри культурной системы, по всей вероятности, смогут эффективнее помочь представителям данной культурной группы. Эти консультанты способны принять специфическую точку зрения клиентов и подобрать подходящие способы вмешательства, не теряя при этом ощущения личностной целостности. Такой вид культурной сенситивности требует «активного участия со стороны практикующего специалиста», включая самопознание (Brinson, 1996, р. 201).

Четвертая проблема мультикультурального консультирования состоит в обеспечении эффективного консультирования, независимо от культурных различий. Сью (Sue, 1978) выработал пять принципов эффективного кросскультурного консультирования.

1. Консультанты должны признавать, что ценности и убеждения, которые разделяют представители другой культуры, относятся к допустимому и желательному человеческому поведению. Более того, они должны уметь реализовывать это понимание в соответствующих чувствах и поведении.

2. Консультанты должны разбираться в особенностях разных теорий и традиций консультирования, имеющих отношение к культурным и родовым различиям. Не существует методов консультирования, полностью свободных от особенностей культуры.

3. Консультантам необходимо понимать социально-политическую среду, которая повлияла на жизнь представителей меньшинств. Люди являются продуктом той среды, в которой они живут.

4. Консультантам нужно уметь понимать точку зрения своих клиентов и не сомневаться в ее легитимности.

5. Консультанты должны оставаться настоящими эклектиками в практике консультирования. Они должны уметь использовать широкое разнообразие умений в процессе консультирования и применять особенные методы консультирования для людей со специфическим образом жизни и опытом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.