Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая компетентность педагогов ДОО в современных условиях






В современных условиях развития дошкольного образования и постоянного обновления его нормативно-правовой базы уровень сформированности нормативно-правовой компетентности педагогического работника во многом определяет эффективность его профессиональной деятельности.

Нормативно-правовая компетентность педагога понимается в научной литературе как «профессиональная характеристика, которая определяет готовность и способность педагога использовать в своей деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач на базовом и профессиональном уровнях». Основу такой компетентности «составляет система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними».

В соответствии с профессиональными стандартами педагог должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей;

- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

- законодательство о правах ребенка;

- трудовое законодательство.

Нормативно-правовая компетентность педагога является важнейшим компонентом его профессиональной компетентности, позволяющим следовать в педагогической деятельности основным целям и направлениям развития образования в соответствии с концептуальными документами в сфере образования Российской Федерации, иными словами, выстраивать свою профессиональную деятельность адекватно социально-правовой реальности.

Можно выделить три уровня сформированности нормативно-правовой компетентности педагогического работника ДОО: когнитивный, функционально-технологический и конструктивно-прогностический.

Термин ''когнитивный'' происходит от латинского cognoscere – знать, узнавать, расследовать. Это слово может обозначать знание, убежденность, мыслительную способность, способность к изучению, сохранению знания и обмену им с другими

Когнитивный уровень предполагает следующие показатели оценивания нормативно-правовой компетентности педагога дошкольного учреждения:

- имеет представление о системе нормативно-правовых актов с точки зрения их юридической силы;

- ориентируется в Международном законодательстве в области образования и защиты прав детей;

- имеет представление о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации;

- знает законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; трудовое законодательство.

Когнитивный уровень сформированности нормативно-правовой компетентности основан на знании и понимании нормативно-правовых актов.

Функционально-технологический уровень актуализирует деятельностный аспект нормативно-правовой компетентностии предполагает следующие показатели ее оценивания:

- умеет анализировать реализуемые проекты, документы, обеспечивающие разработку образовательной политики в сфере дошкольного образования с масштабах российской, региональной, муниципальной и других систем образования;

- способен актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования и в профессиональной сфере;

- владеет механизмами организации своей профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы посредством использования в процессе повышения квалификации активных и интерактивных методов и технологий обучения.

Конструктивно-прогностический уровень сформированности нормативно-правовой компетентности педагогического работника предполагает следующие показатели ее оценивания:

- готов эффективно выполнять свою миссию в условиях изменений в законодательной сфере;

- способен с опережением решать новые задачи профессиональной деятельности.

Конструктивно-прогностический уровень сформированности нормативно-правовой компетентности педагога дошкольной образовательной организации выражается в умении адекватно отвечать на вызовы времени, профессионально реагировать на изменения в социальных требованиях к образованию.

Педагог дошкольного образования должен осознавать, что нормативно-правовая база в сфере образования в современных условиях представляет интегрированную, иерархически выстроенную, динамично обновляющуюся систему нормативно-правовых актов, а также тесно связанных с ними справочных, научных и методических материалов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.