Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И эмпирические методы психолого-педагогического исследования»1.






Методики психолого-педагогического исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Методика изучения и обобщения педагогического опыта.

Разновидности педагогического опыта. Требования к выбираемому опыту.

Компоненты передового опыта, подвергающиеся изучению. Обработка и

обобщение педагогического опыта в научном исследовании. Схема анализа

педагогического опыта.

2. Методика проведения комплексного психолого-педагогического

эксперимента.

Выбор вида эксперимента. Постановка задач конкретного эксперимента.

Выбор необходимого числа экспериментальных объектов и методик

диагностического обследования. Экспериментальные планы. Гипотеза

эксперимента. Требования к проведению эксперимента. Обработка

экспериментальных данных. Особенности проведения комплексного

психолого-педагогического эксперимента в ДОУ.

3. Опытная работа как промежуточный вариант психолого-педагогического исследования. Специфика опытной работы в ДОУ.

Практическая часть

Работа в группах.

1. Анализ методик, используемых в диссертационных и дипломных исследованиях.

2. Исходя из разрабатываемой на предыдущих семинарских занятиях темы, обосновать выбор методики и методов исследования, спланировать и определить этапы предпочтенной методики исследования.

 

Задачи и упражнения к семинарскому занятию по теме «Теоретические

и эмпирические методы психолого-педагогического исследования»1.

1. Выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой педучилища

С-вой.

Протокол № 1.

Занятие по математике в старшей группе детского сада.

Наблюдаемый: Саша (5 лет).

Наблюдатель: С-ва.

 

Действия воспитателя Действия детей Действия Саши
1. А) воспитатель хорошо подготовлен к занятию Б) все дети внимательно слушают и хорошо работают В) Саша быстро поднял руку на первый вопрос: «На сколько предметов больше на верхней ступеньке лестницы, чем на нижней?»
2. Г) задал вопрос «Правильно ли ответил Саша?» Д) дети знают ответ, так как все подняли руки Е) Саша слушает внимательно, он хочет все понять

 

Задание: Определите, в каких записях (а, б, в, г, д, е) отражены факты, а в каких – их

истолкование.

Почему необходимо регистрировать только факты наблюдений, ситуации, им

сопутствующие, а не их истолкование?

 

2. Саша (6 лет) из строительного материала сооружает высотное здание.

Необходимо путем наблюдения выяснить отношение ребенка к конструктивной деятельности.

Перечислите требования, соблюдение которых необходимо для осуществления метода наблюдения.

Определите признаки, выражающие отношение ребенка к конструктивной

деятельности.

1 Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М.: Просвещение, 1991.

3. При изучении представлений о предмете была высказана гипотеза, что представления о предмете не являются результатом пассивного отпечатка в мозге ребенка, что практические (конструктивные, изобразительные) действия способствуют формированию более полных представлений о

предмете.

С помощью какого эксперимента может быть проверена данная гипотеза?

4. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет.

Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфета и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал исследователь, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов. Назовите причину резких отличий результатов эксперимента. Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», назовите их отличительные признаки.

5. Воспитателю необходимо было выяснить отношение Димы (5 лет 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком, она так сформулировала их: любишь ли ты маму? А маму ты любишь? Как ты любишь маму? Тебе нравится делать приятное маме? А твоя мама хорошая? Что ты сделал приятного маме? Как часто ты делаешь маме приятное? Стараешься ли маме сделать приятное? А что именно ты сделал маме приятное? Как ты маме помогаешь? Что же ты не всегда маме помогаешь? Кого ты больше любишь: маму или папу? Ты маму слушаешься? Что же ты такой большой, а маму не слушаешься? Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает? Помнишь, как поступила мама, когда ты ее не послушался? Назовите правильные формулировки. Объясните, почему они верны. Какие требования предъявляются к формулировке вопросов, используемых в

беседе? 6. Какое влияние на дошкольников оказала прочитанная книжка, можно узнать, используя метод беседы. Объективность сообщаемых в беседе данных во многом зависит от такта воспитателя, умения выяснять интересующие его обстоятельства не столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем. Какие особенности ребенка могут быть выявлены в беседе? Чем отличается косвенный вопрос от прямого? По выбранной книжке составьте план беседы с детьми, применяя косвенные вопросы.

 

АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

(примерная схема)

1. Изучаемый объект________________________________________

(педагог, работник, коллектив, объединение)

2. Наименование опыта _______________________________

(направление, тема работы)

3. Цель изучения опыта____________________

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспитанников (учеников), ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и стабильность.

8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях — корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие.

Темы мини-сообщений:

- Зарождение и становления метода научного исследования в историческом и социо-культурном контексте;

- Использование общенаучных методов в психологии;

- Специально-психологические методы в психологическом исследовании;

- Отличия и сходства психолого-педагогических методов исследования от специально-психологических;

- Общение с позиций психологии деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.