Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические положения






Сплоченность группы – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Сплоченность – термин, характеризующий единство группы, групповую и индивидуальную защиту группы в целом и каждого его члена в частности, взаимопомощь и взаимоподдержку, обеспечивающую " чувство локтя" членов группы. Это важнейший показатель межличностных отношений и уровня развития группы.

Сплоченность группы означает, что достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

В то же время нужно отметить, что сплоченность имеет не только положительные характеристики, но и отрицательные (табл. 3).

Таблица 3

Характеристики сплоченности

Положительные характеристики Отрицательные характеристики
Повышается продуктивность деятельности Повышается устойчивость к кризисам Снижение уровня межличностных конфликтов Способствует взаимопониманию и эмоциональной отзывчивости, доброжелательности Недостаточная открытость, замкнутость Реже высказываются индивидуальные мнения Высокий уровень группового давления Отсутствие инноваций

 

Исходным в определении сплоченности считается стремление человека сохранить членство в данной группе, сопровождаемое удовлетворенностью своим пребыванием в ней. Данную тенденцию обуславливает множество факторов, которые, в свою очередь, можно рассматривать как компоненты сплоченности:

· степень привлекательности членов группы;

· полезность группы;

· совместимость и срабатываемость с другими членами группы;

· взаимопонимание и сопереживание;

· ценностно-ориентационное единство.

Групповая сплоченность определяется тремя компонентами:

1) эмоционально-личностной сплоченностью – количество устанавливаемых эмоциональных контактов;

2) предметно-ориентационным единством – проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности;

3) ценностно-ориентационным единством – это степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций членов в группе к объектам, целям деятельности, лицам, событиям, наиболее значимым для группы в целом.

Учебная группа в процессе своего формирования и развития проходит через следующие этапы.

1. Диффузная группа. Отношения между ее членами устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от содержания, целей, значимости целей групповой деятельности. В ней отсутствует психологическое единство группы и характерно появление микрогруппировок. Взаимоотношения между членами группы складываются на основе таких факторов, как привлекательность, частота контактов и т.д. Наряду с лидерами – организаторами в такой группе присутствуют лидеры – дезорганизаторы (группа абитуриентов, отряд в пионерском лагере в начале смены).

2. Группа-ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена группы. Это достаточно организованная группа со средним уровнем сплоченности, проявляющая активность в собственных индивидуальных интересах, присутствует групповой эгоизм. Отношения в ней чаще всего строятся на основе соперничества, избегания и приспособления (учебные группы школ, вузов, кружки и клубы по интересам).

3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но я для всего общества. В нем гармонично сочетаются общественные интересы с интересами личными. Отношения строятся на уважении и доверии.

Из предложенных характеристик групп следует, что в диффузных группах сплоченность очень низкая, а в коллективах – высокая.

В отечественной психологии в качестве основного показателя сплоченности рассматривается ценностно-ориентационное единство группы.

 

Методики изучения сплоченности группы

Методика " Что важнее? "

Цель методики – определение уровня ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.