Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социометрической теории Я.Морено






Тема 1

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.

Методика социометрии

Цель занятия – изучение структуры взаимоотношений в группе с помощью методики социометрии.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности социометрического метода исследования структуры взаимоотношений в группе.

2. Ознакомиться с методикой социометрии.

3. Провести диагностику структуры взаимоотношений в группе.

4. Интерпретировать полученные данные, построить социограммы.

Основные теоретические положения

Социометрия (социометрический тест) – метод исследования субъективных взаимоотношений – выборов в малой группе. Это вид испытаний для выявления степени определенных психологических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях, выявление взаимных чувств, симпатии и неприязни в группе.

Критерий выбора – основание для определения наиболее желательных параметров (совместный труд, отдых, общение, дружба и т.д.)

Социоматрица – отражение данных социометрического опроса в виде таблицы.

Социограмма – способ представления межличностных отношений в виде графо-схемы, отражающей системы связей между членами группы.

Микрогруппа – группа взаимного расположения, основанная на взаимных выборах.

Социометрический статус – положение учащегося в системе межличностных отношений, отражающее степень его признания членами группы, меру приязни, личного предпочтения.

Роль – социальная функция человека в группе или добровольно выбранная человеком модель поведения.

Особенности социометрической теории Я.Морено

Социометрический метод представляет особый вид испытаний для выявления степени определенных психологических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях. Социометрический тест имеет своей целью измерить чувство симпатии или антипатии между членами группы, проявляющиеся в межличностных отношениях. Тест представляет собой специальную технику измерения эмоциональных отношений в группе, выражающуюся в различных оценках и суждениях одних членов группы относительно других в плане желания или нежелания взаимодействовать друг с другом.

С помощью данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений (статус), выявить микрогруппировки, лидерство, психологический климат. Тест позволяет дать количественную характеристику выборов индивидов в отношении друг друга, но не объясняет причин сложившихся предпочтений и отвержений.

Я. Морено предложил 6 правил, которые, как он считал, должны быть использованы при проведении социометрического исследования:

1. Границы группы, в которой проводится тест, должны быть четко обозначены.

2. Индивиды должны делать неограниченное число выборов.

3. Индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия.

4. Результаты социометрического теста должны быть использованы для того, чтобы реконструировать группу.

5. Выборы должны делать самостоятельно.

6. Вопросы должны быть понятны всем членам группы.

В настоящее время эти правила в классической традиционной форме не используются. Отклонения чаще наблюдаются во 2-м и 4-м пунктах.

Тест применяется к изучению в малых группах (13 – 15 человек). Степень надежности теста повышается, если:

а) критерии значимы для группы;

б) группа имеет опыт совместной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.