Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление составных элементов текстовой части работы






Введение. Первая его часть – постановка проблемы. Здесь необходимо представить тему исследования. Далее следует актуальность темы, обоснование того, почему именно сейчас следует заниматься исследованием этой проблемы. Во введении дается и постановка цели. Цель должна быть доступна для конкретного исследователя. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Кроме того, во введении должны быть и задачи. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое занятие. При их постановке исследователь должен четко сформулировать то, для чего проводилась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно, по задаваемым вопросам, можно подразделить возможные задачи на следующие типы:

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «сколько»).

2. Качественные (Есть ли?)

3. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы: «Для чего? Зачем?»

4. Задачи на выявление механизмов (отвечающих на вопрос «Как?)».

5. Задачи па выявление причин явлений.

Количество задач – не ограничивается определенным требованием, а проблему постановки задач решает автор доклада.

Во введении описывают также метод исследования и дают характеристику источников и литературы. Если работа более значительна, чем просто письменное представление доклада (курсовая, дипломная работа, во введении еще необходимо представить предмет и объект исследовании, чего в небольшом реферате не требуется) Объем введения в столь небольшой работе – 1 - 2 листа.

Далее, на новом листе пишется основная часть доклада, которая делится на части – параграфы (их в докладе два, или три (не больше, так как большее количество составных частей основной части короткого доклада невозможно раскрыть за 7 минут представления доклада).

За основной частью идет заключение, которое содержит выводы и перспективы дальнейшего исследования. Для обеспечения наглядности основной части работы, используются картинки, фотографии, таблицы, графики и т.п. В работе их нужно размещать в приложении, которое помещается после списка использованных источников и литературы.

В творческой работе необходимо привести также ссылки на источники и литературу. Ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом, исследуемом или упоминаемом в тексте работы документе. Способы оформления ссылок следующие: ссылки бывают внутритекстовые пример [2, с. 6.], (при этом первая цифра – в примере – 2 – это номер книги в списке литературы, с. – страница), подстрочные (например - [1]Константинов Н.А. История педагогики: учебник для для педвузов/ Н.А.Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева / М., 1959.- С. 349. ), затекстовые (концевые сноски, которые приведены в конце работы, правила их оформления такие же, и те, что приводятся для оформления подстрочных ссылок).

 

Оценивание

Если студент сдал преподавателю доклад, попытался раскрыть тему, он получает 48 баллов, остальные баллы прибавляются к этой основе (48 б.). Оценивание происходит следующим образом: соблюдение времени представления доклада – 7 минут – 3 балла;

устное выступление (ораторские способности автора, представление доклада так, что аудитория его с интересом выслушала и задала вопросы по теме доклада) – 5 баллов; грамотный ответ на вопрос – 2 балла; компьютерная презентация к докладу – 7 баллов; удачное содержание доклада – 3 балла; цель доклада – 4 балла; задачи – 4 балла; актуальность темы доклада – 3 балла; степень изученности темы (характеристика источников и литературы по теме) постановка проблемы – 3 балла; выводы по теме доклада – 3 балла; список использованных источников и литературы – 3 балла; приложения – 2 балла.

Баллы, оценивающие части доклада суммируются – эта сумма – оценка доклада.

 

Для того, чтобы раскрыть тему доклада необходимо чтобы в докладе имелся материал, необходимый для ответа на основные вопросы по теме доклада и докладчик этот материал представил.

Вопросы к докладам

 

1. Если тема доклада – «Повесть временных лет» и другие летописи – источники по истории Древнерусского государства», следует при его защите ответить на вопросы: 1. Что является источником для изучения истории Древнерусского государства? 2. Что такое летопись? 3.Какие летописи Вам известны? 4. Кто писал летописи? 5.Какую точку зрения отражали летописи?

2. «Взаимоотношения Древнерусского государства с тюркскими народами».

Вопросы: 1.Где жили враги Древнерусского государства хазары, печенеги, половцы? 2. У всех ли были государства? 3.Как с набегами их войск боролись в Древней Руси? 4. Как эти враги перестали быть опасными для Древнерусского государства? 5.Со всеми ли тюркскими народами Древняя Русь вела военные действия, или с некоторыми из них отношения были совсем другими?

3. «Древняя Русь и Волжская Булгария». Вопросы: 1.Какие народы создали государство Волжская Булгария? 2. Каково было хозяйство и культура Волжской Булгарии? 3. Какова была религия Волжской Булгарии? 4. Каковы отношения Древней Руси и Волжской Булгарии?

4. «Путешествие Ибн Фадлана в среднее Поволжье и дальнейшее развитие культуры в Волжской Булгарии». Вопросы: 1.Зачем Ибн Русте и его секретарь Ибн Фадлан приезжали в двадцатые годы десятого века в Среднее Поволжье? 2.Когда и как Волжская Булгария приняла ислам? 3. Что написал в своей книге «Путешествие Ибн Фадлана в среднее Поволжье» автор о булгарах и славянах?

5. «Причины поражения Руси в борьбе с монгольскими завоевателями». (Автор этого доклада формулирует не менее трех причин поражения Руси).

6. «Значение успешных сражений Северо-Западной Руси с крестоносцами».

1.Как происходила борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов? 2. Кто такой Александр Невский, и каким образом он участвовал в отражении натиска с северо-запада? 3. Какова роль монголов в сражениях русского народа с крестоносцами? 4.Каково значение одержанных побед?

7. «Иван Калита – великий князь, способствовавший возвышению Москвы». Вопросы: 1. Когда и как Иван стал московским князем? 2. Как Иван Калита привел Московское княжество к возвышению (назовите не менее 4-х путей)». 3. Как Иван Калита способствовал развитию русской культуры?

8. «Дмитрий Донской – его политическая деятельность». Вопросы: 1. Почему князь Дмитрий Данилович, будучи московским князем, так боролся за ярлык князя владимирского и кто был его главным соперником? 2.Кто и когда построил белокаменный московский кремль и зачем? 3.Каково было положение Золотой Орде в 60-х годах XIV – 10-х годах XV в. 4.За какие подвиги князя Дмитрия Даниловича стали называть Донским? 5.Почему после победы русских на Куликовом поле русские княжества еще сто лет продолжали выплачивать ордынский выход?

9. «Города и культура Улуса Джучи». Вопросы: 1.Как образовалось государство Улус Джучи? 2.Какие города были столицей Улуса Джучи? 3.Как управлялась Золотая Орда и территории, находящиеся в вассальной зависимости от нее? 4.Какие крупные города золотой Орды Вы знаете? 5.Каково было устройство этих городов?

10. «Знаменитые женщины Казанского ханства». Вопросы: 1.Чем прославилась ханша Нур-Салтан? 2.Кем были сыновья Нур-Салтан? 2.Почему историки до их пор помнят о дочери казанского хана Ибрагима Ковгоршад? 4.Почему казанцы считали и считают до сих пор самой знаменитой женщиной Казанского ханства Союм-Бике? 5.Что случилось с Союм-Бике после того, как в 1551 г. ее забрали в Русское государство?

11. «Знаменитые казанские ханы». Вопросы: 1.Кто из казанских ханов кажется Вам наиболее знаменитым? (3 – 4 хана). 2.Объясните свой выбор.

12. «Русский великий князь Иван III.» Вопросы: 1.Как Иван III стал великим Московским князем? 2.Какова роль Ивана III в освобождении Руси от ордынской зависимости? 3.Какова роль Ивана III в создании централизованного русского государства? 4.Какова роль Ивана III в укреплении центральной власти на Руси? 5.Что Вы можете рассказать о законодательстве и культуре Московского княжества во времена правления Ивана III?

13. «Особенности и значение создания единого Русского государства». Вопросы: 1.Какую Роль в создании единого Русского государства сыграл наступивший период феодальной раздробленности в Золотой Орде? 2.Как повлияла на создание единого Русского государства феодальная война, разразившаяся на Руси? 3.Какие изменения в положении и функциях великого князя Московского княжества изменились при Иване III и Василии III. 4.Какие земли были присоединены к единому русскому государству при Иване III и Василии III?

14. «Иван IV и его сподвижники». Вопросы: 1.Какую роль на формирование характера Ивана IV сыграло его происхождение и детство? 2.Были ли среди сподвижников Ивана IV люди, входившие в состав «Избранной Рады»? 3.Как повлияла «Избранная Рада» на реформы, проводимые Иваном IV в сороковые – начале пятидесятых годов XVI в.? 4.Изменился ли круг сподвижников Ивана IV со второй половины XVI в.? 5.Почему Иван IV приблизил Малюту Скуратова и кто он такой?

15. «Роль Лжедмитрия I и Лжедмитрия II в истории Смуты в русском государстве». Вопросы: 1.Какие события XVII в. в России называют Смутой? 2.Какие события Смуты особенно известны? 3.Что Вам известно о Лжедмитрии I? 4.Кого и почему называли «Тушинским вором»? 5.Каковы итоги Смуты?.

16. «Крестьянские восстания XVII в.». Вопросы: 1.Каковы были причины крестьянских восстаний в первой четверти семнадцатого века? 2.Кто возглавлял крестьянские восстания первой четверти семнадцатого века? 3. Каковы причины крестьянского восстания под предводительством С. Разина?

17. «Социальные движения XVII в.» Вопросы: 1.Каковы причины многочисленных восстаний, «бунтов», раскола, произошедших в XVII в.? 2. Почему и как в России происходили Соляной и Медный бунты? 3.Почему патриарх Никон начал проводить церковную реформу в пятидесятых годах семнадцатого века? 4. Какова роль никониан и старообрядцев в истории России?.

16. «Образование в России в семнадцатом веке» Вопросы: 1. Какие школы существовали в России в XVII в.? 2.Существовали ли в России в XVII в. университеты? 3.Что такое Славяно – греко – латинская Академия? 4.Кого готовила Славяно – греко – латинская Академия?

17. «Петр и его окружение». Вопросы: 1. Какие преобразования в России провел Петр I? 2. Чем прославился Александр Данилович Меньшиков? 3. Кто такие Брюс, Боур, Репнин? 4.Кто такой П. Ягужинский? 4. Как преобразования Петра отразились на судьбах его сподвижников?

18. «Открытие Российской Академии наук в XVIII в. и ее роль в развитии науки». Вопросы: 1. Почему Петр решил создать Академию наук? 2. Какие образовательные учреждения существовали в то время в России? 3. Был ли создан университет при Академии Наук? 4. Кем были ученые, работавшие во вновь открытой Академии наук? 5. Как развивалась наука в России в XVIII в.?

19. «М.В. Ломоносов и его вклад в просвещение в России». Вопросы: 1.Где прошло детство М. Ломоносова? 2. В каком высшем учебном заведении он учился и как попал в Москву? 3. Был ли М. Ломоносов за границей, как он туда попал и чем там занимался? 4. Кто такой энциклопедист и как это понятие применимо к Ломоносову? 5. Какой же вклад в просвещение России сделал М.В. Ломоносов?

20. «Екатерина II и французские просветители». Вопросы: 1. Каким образом общалась Екатерина II с французскими просветителями? 2.Как французские просветители относились к таким проблемам, как крепостное право, абсолютизм? 3. Какие реформы провела Екатерина II в России под влиянием французских просветителей? 4. Как называли правление Екатерины II историки?

21. «Полководцы Отечественной войны 1812 г.» Вопросы: 1.Кто был командующим русской армии во время Отечественной войны 1812 г.? 2. Чем знаменит полководец Багратион? А какова его роль в создании т.н. «Багратионовых флеш», которые в сражении у с. Бородино задержали французскую армии. на несколько часов? 3. Почему Д. Давыдов считается одним из знаменитых участников Отечественной войны 1812 г.? 4. Что Вы знаете о батарее Раевского? 5.Кто такой Барклай де Толли и почему его имя тесно связано с Отечественной войной 1812 г.?

22. «Различные точки зрения на сущность движения декабристов». Вопросы: 1. Что хотели изменить в политическом развитии России декабристы? 2. Как они собирались это делать? 3. Кто из историков изучал и анализировал движение декабристов? 4.Что Вы знаете о декабристах из Казанской губернии?

23. «Общее и различное во взглядах западников и славянофилов» Вопросы: 1. Какие проблемы российской империи пытались разрешить западники и славянофилы?

24. «Буржуазные реформы 1860 – 1870-х годов». Вопросы и задания: 1. О чем был Манифест 19 февраля 1861 г.? 2. Каковы были условия отмены крепостного права в России? 2. Какие события произошли в Казанской губернии? 3. Что изменилось в судах России после судебной реформы 1864 г.? 4. Осветите подробно, какие изменения в войсках, университетах, городах произошли после проведения буржуазных реформ 1860 – 1870-х годов.

25. «Александр II – император и человек». Вопросы: 1. Как АлександрII стал императором России? 2. Какие самые крупные проблемы стояли перед Россией? 3.Как Александр решил подготовить отмену крепостного права? 4.Как погиб АлександрII? 5. Как Вы считаете, император АлександрII мог бы решить основные российские проблемы?

26. «Народники в России в XIX в.» Вопросы: 1. Как возникло движение народников? 2.Какой путь борьбы за свои идеалы выбрали народовольцы? 3. Почему революционеры-народники совершили столько покушений на царя-освободителя, пока наконец не убили его? 4.Какая партия в России в ХХ веке возникла как наследница революционного движения народников?

27. «Деятельность С.Ю. Витте». Вопросы: 1. Кем был С.Ю. Витте? 2. Назовите основные направления его реформ. 3. Какие источники финансирования промышленного развития России предусматривал С.В. Витте в своей программе? 4. Почему С.Ю. Витте в свете дразнили «Полусахалинский»? 5. Какие положения содержал подготовленный С.Ю. Витте и подписанный императором Николаем II Манифест 17 октября?

28. «Лидеры политических партий: В.И. Ленин. Г.В. Плеханов. П.Н. Милюков. В.М. Чернов. Ю.О. Мартов, А.И. Гучков». (Докладчик готовит доклад об одном или двух лидерах политических партий). Вопросы: 1. За какие идеалы выступала партия, о лидере которой рассказывает докладчик? 2. Когда возникла эта партия и чьи интересы она защищала? 3. Кем был лидер партии, о котором рассказывает докладчик?

29. «П.А. Столыпин и аграрная реформа». Вопросы: 1. Какова роль П.А. Столыпина в подавлении революции 1905-1907 гг.? 2. Как П. А. Столыпин пытался в результате аграрной реформы справиться с господством общины в российской деревне? 3. Каким образом П.А. Столыпин планировал отдать землю в частную собственность крестьянам? 4. Как в результате аграрной реформы Столыпин пытался справиться и с малоземельем крестьян и с необжитостью земель за Уралом и в Сибири? 5. Почему аграрная реформа П.А. Столыпина не была проведена до конца?

30. «Керенский – глава временного правительства». Вопросы: 1.Керенский был первым главой временного правительства? 2.Как А. Керенский относился к Петроградскому совету? 3.Как А. Керенский отнесся к октябрьскому этапу революции 1917 – 1921 г.г? 4.Где жил А. Керенский в конце 1917 г. и до своей смерти?

31. «Военачальники Красного и Белого движения». Вопросы: 1. За какие идеалы выступал этот военачальник? 2. Каким войском командовал этот военачальник? 3. Кто входил в это войско? 4. Где проходило действие этого войска? (Материал, необходимый для ответов на эти вопросы следует дать в докладе, рассматривая деятельность любого военачальника Красного и Белого движения).

32. «1917-1918 гг. в Казани». Вопросы: 1.Кто захватил власть в Казани в конце ноября 1917 г. 2.Кем была захвачена Казань в августе – сентябре 1918 г., как красноармейцы освободили ее? 3. Какие топографические названия в Казани свидетельствуют об этих событиях? 4. Охарактеризуйте проект «Идель-Уральской республики. Было ли объявлено о создании этой республики? 5. Что такое Забулачная республика и как она перестала существовать?

33. «Гражданская война и наш край». Вопросы: 1.Какой была социально-экономическая политика большевиков в Казанской губернии? 2. Что Вы знаете о «свияжской трагедии» августа 1918 г.? 3. В чем состояло значение казанской эпопеи августа – сентября 1918 г.для хода и исхода гражданской войны? 4. Расскажите о событиях в Мамадышском и Чистопольском уездах, «чапанной войне» и «вилочном восстании». 5. Как наш край участвовал в движении Колчака?

34. «Перестройка в образовании в 1918 г.» Вопросы: 1. Планировали ли изменения в системе образования во Временном правительстве? 2.Как большевики планировали перестроить школьное образование? 3.Как большевики справились с неграмотностью населения России? 4. Кто проводил социальную работу в России в первое послереволюционное десятилетие (читал газеты населению, рассказывал о международном положении, писал заявления и другие официальные документы для населения)?

35. «Судьба учредительного собрания». Вопросы: 1. Почему в послереволюционной России все так ждали учредительного собрания? 2.Зачем большевикам было нужно проводить это собрание? 3. Подготовились ли большевики к тому, чтобы учредительное собрание не приняло антиреволюционных решений? 4. Состоялось ли учредительное собрание после того, как к власти в России пришли большевики? 5.Приняло ли учредительное собрание какие-либо решения?

36. «Брестский мир». Вопросы: 1.Для чего нужно было подписывать мир с Германией, Австро-Венгрией и Турцией в 1918 г.? 2. Что значило подписать мир без аннексий и контрибуций? 3.Почему «левые коммунисты» предлагали не подписывать мир со странами Тройственного союза на условиях, которые были предложены Германией, а Л. Троцкий даже предлагал распустить российскую армию? 4.Как отнеслись к подписанию Брестского мира представители разных партий в России?

37. «Крестьянский фронт в России в 1920 – 21 гг.». Вопросы: 1. Что в социально-экономической политике советского правительства не нравилось крестьянам? 2. За что боролись крестьяне в Тамбовской губернии? 3.Кто поддержал крестьян в 1920 -1921 гг.? 4. Как крестьяне Казанской губернии относились к политике большевиков?

38. «Маршал Г.К. Жуков – человек и полководец». Вопросы: 1. Какова роль Г.К. Жукова в инциденте у о. Хасан в 1938 г.? 2. Как раскрылся талант Г.К. Жукова – полководца во время Великой Отечественной войны? 3.Как сложилась судьба Г.К. Жукова после войны? 4.Участвовал ли Г.К. Жуков в приходе к власти в СССР после смерти И.В. Сталина Н.С. Хрущева? 5. Как прошли последние годы жизни Г.К. Жукова?

39. «КГМУ в годы Отечественной войны». (Доклад по этой теме студент делает самостоятельно).

40. «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны». В докладе следует рассказать о своих родственниках и знакомых и их участию в Великой Отечественной войне. Или рассказать наших земляках – героях Советского Союза, или о наших земляках, совершивших какие-то определенные подвиги.(Следует рассказать о двух или четырех земляках (не больше).

41. «Партизанское движение в тылу врага». Вопросы: 1. Как возникло партизанское движение (стихийно, или оно было организовано властными структурами)? 2.Как была организована деятельность партизан? 3. Приведите пример(ы) партизанской деятельности. 4. Кого из партизан Вы знаете и что он совершил?

42. «Наши земляки в фашистских концлагерях». (Фашисты создали в своих концентрационных лагерях группу «Восток», а в ней группу «Идель-Урал» расскажите именно о них).

43. «Послевоенное устройство мира». Вопросы: 1.Каковы были основные приоритеты в области экономики в послевоенный период? 2. Какое влияние оказал «план Маршала» на внешнюю политику СССР? 3. В чем сущность «холодной войны» и каковы ее причины? 4.Какие политические процессы были в СССР этот период?

44. «Создание атомной бомбы в СССР». Вопросы: 1.Велись ли в СССР в 2930 –е годы работы по изучению ядерных реакций? 2.Почему после Второй мировой войны в СССР появилась срочная необходимость создания атомной бомбы? 3. Кому Сталин поручил организовать и контролировать этот процесс?

45. «Дело врачей». Вопросы: 1.В чем настоящая причина возникновения этого «дела»? 2.Почему «дело врачей» объединили с космополитическим, в центре которого были евреи? 3.Был ли донос врача Тимощук главным в начале «дела врачей»? 4.Как закончилось «дело врачей»?

46. «Политический портрет Н.С. Хрущева». Вопросы: 1.Что предпринял Н.С. Хрущев для улучшения сельского хозяйства? 2. Почему время, в которое у власти в СССР был Н.С. Хрущев, называют сейчас «оттепелью»? 3. Какие выдающиеся достижения науки и техники навсегда прославили Советский Союз? 4.Что предпринял Н.С. Хрущев для улучшения жизни и быта горожан? 5.Почему, в 1964 г. никто не вступился за Хрущева, когда его на Политбюро сняли со всех государственных постов?

47. «Карибский кризис». Вопросы; 1.Когда возник «Карибский кризис», из-за чего, как разрешился? 2.Как Вы считаете, СССР, или США, или какой-то третьей стране были выгодны договоренности СССР и США, положившие конец этому кризису?

48. «Л.И. Брежнев – человек и государственный деятель». Вопросы: 1. Каково было экономическое положение в СССР в 1965 – 1982 гг.? 2. Что можно сказать об экономической реформе 1965 г.? 3. Почему достижения научно-технической мысли не удалось использовать для ускорения социально-экономического развития страны? 3. Как удалось Л.И. Брежневу договориться с премьер – министром ФРГ о послевоенных границах в Европе? 4.Почему в Советском Союзе положения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. считались одними из главных положений «разрядки международной напряженности»? 5.Каковы особенности общественно-политической жизни СССР в период правления Л.И. Брежнева?

49. «Диссидентство – демократический вызов режиму». Вопросы: 1. Кто такие «диссиденты» и по каким направлениям развития ими общественно-политической мысли их можно разделить? 2. Какие способы борьбы применяли «диссиденты»? 3. Какое историческое значение имело это движение?

50. «Ю.В. Андропов– человек и государственный деятель». 1. Какую должность занимал Ю.В. Андропов в 1967 – 1982 гг.? 2.Что пытался осуществить Ю.В. Андропов, когда он стал в 1982 г. стал генеральным секретарем КПСС? 3. Как изменилось социально-экономическое развитие СССР, во время руководства страной Ю.В. Андропова?

51. «Культура Советского Союза в 1953 – 1985 гг.» Вопросы: 1. Что нового происходило в сфере образования? 2. Какие выдающиеся успехи были достигнуты в науке и технике? 3. Какие процессы происходили в литературе, искусстве, театре, кино? 4. Кого из деятелей культуры следует назвать? 5.Какова была религиозная политика КПСС в эти годы?

52. «Авария на Чернобыльской АЭС». Вопросы: 1.Что произошло на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.? 2.Из-за чего произошла эта авария? 3.Как и кто устранял эту аварию? 4. Каково значение этой аварии и ее последствия?

53. «Национальные движения в СССР в 1986 – 1999 гг.» Вопросы и задания: 1. В чем причины нарастания национальных движений? 2.В каких формах проявились национальные движения? 3. Что послужило причиной национальных движений в Казахстане в 1986 г., в Ошской области Узбекистана в 1987 -1988 гг., в Прибалтике в 1987 г, в Нагорно- Карабахской области Азербайджанской ССР в 1988 г? 4.К чему привел рост национальных движений в СССР?

54. «Революционные перемены в СССР в 1989 – 1991 г.» План доклада по теме: 1.Съезды народных депутатов в СССР. 2.Стачечное движение в СССР в 1989 г. 3. Национальные конфликты в СССР (коротко).

55. «Политический портрет М.С. Горбачёва». 1.Какую должность занимал М.С. Горбачев до того, как стал генеральным секретарем КПСС? 2. Как он стал генеральным секретарем КПСС, а потом Президентом СССР? 3. Какие политические реформы провел в СССР М.С. Горбачев? 4. За какие заслуги М.С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия Мира? 5. Какова дальнейшая судьба М.С. Горбачева?

56. «Распад СССР и образование СНГ». Вопросы: 1. За какую судьбу СССР высказалось на референдуме большинство граждан страны? 2. Что такое Соглашение «9 + 1»? 3.Что такое ГКЧП и почему его создание приходилось на 19 августа 1991 г.? 4. Какие события произошли в Москве 19 – 21 августа 1991 г.? 5.Распад СССР произошел 8 декабря 1991 г. Как и где это произошло?

57. «Политический портрет Б.Н. Ельцина». Вопросы: 1. Какие должности занимал Б.Н. Ельцин до того, как стал президентом России? 2. Когда и как Б.Н. Ельцин стал президентом России? 3. Какие реформы проведены тогда, когда он был президентом России? 4. Какой была внешняя политика РФ во времена президенства Ельцина? 5. Какие действия президента Б.Н. Ельцина кажутся Вам очень нужными и своевременными, а какие несвоевременными и ненужными?

58. А.Д. Сахаров. Вопросы: 1.Какое образование получил А.Д. Сахаров? 2. Почему ученый был отстранен от секретной работы по разработке ядерного и термоядерного оружия? 3. За какие заслуги А.Д. Сахарову в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия мира? 4. За что А.Д. Сахарова сослали в ссылку в г. Горький? 5. Участвовал ли А.Д. Сахаров в съездах народных депутатов?

59. «А.И. Солженицын». При освещении этой темы докладчик сообщает и факты биографии А.И. Солженицына, его литературные произведения, его представления о будущем России.

60. «Политическое противостояние законодательной и исполнительной власти в России в 1991 – 1993 гг.» Вопросы: 1.По какой Конституции жила Россия в декабре 1991 –конце 1993 гг.? 2. Кому принадлежала верховная власть в России согласно этой Конституции? 3.Как развивался конфликт между исполнительной и законодательной властью в этот период? 4. Как закончился этот конфликт?

61. «Социально-экономическое развитие России в 1993 – 1999 гг.». Вопросы: 1.Что такое приватизация и как она была проведена в России в 1990-е годы? 2. Какие цели преследовала приватизация и к каким результатам она привела? 3. В чем причины финансового кризиса 1998 г.? 4.Каковы последствия этого финансового кризиса? 5. Каковы положительные и отрицательные последствия экономической политики 1990-х годов?

62. «В.В. Путин – политический портрет». Вопросы: 1. Какие должности занимал В.В. Путин до того, как стал президентом России? 2.Какие факторы сыграли ведущую роль в победе В.В. Путина на президентских выборах 2000 и 2004 гг.? 2. Какие шаги были предприняты для укрепления власти и государства? 3.Как произошла реорганизация Совета Федерации, которая произошла в России по инициативе В.В. Путина? 4. Как произошло изменение российской многопартийной системы? 5. Какую должность занимал В.В. Путин в 2008 – 2012 гг.?

63. «Д.А. Медведев – политический портрет». Вопросы: 1. Какие должности занимал Д.А.Медведев до того, как стал президентом России? 2. Что Вы знаете о национальных проектах? 3.Какое важное внешнеполитическое решение пришлось принимать президенту РФ Д.А. Медведеву? 4. Каковы основные направления внутреннего развития России развивал Д.А. Медведев?

64. «Наиболее важные проблемы современной России». (Этот доклад студент делает самостоятельно.)

 

Третий модуль оценивает преподаватель, оценка за модуль складывается из оценок самостоятельной работы по историческому тексту; причем должно быть выполнено аннотирование и тезирование одного документа, составлена одна справка по историческому документу, таблица по одному заданию, составлена схема, план исторического текста, матрица идей, ответы на вопросы, составление формально-логической модели документа. Если учтены все требования, предъявляемые к составлению исторического анализа документа, он составлен без исторических ошибок и творчески, студент получает 90 – 100 баллов, если историческая ошибка одна, или анализ документа выполнен с нарушением 1 требования, студент получает 80 – 89 баллов, если исторических ошибок две, нарушений 2 – 3, то ставится 70 – 79 баллов. Если необходимые требования не выполнены, или выполнены небрежно, модуль считается невыполненным.

Третий модуль – это оценивание работы с историческим документом, которая предполагает:

1. Составление аннотации (аннотирование). Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Типовая структура аннотации:

- какие вопросы рассмотрены;

- какие выводы сделаны;

- ключевые слова.

Объем аннотации – не более одной страницы. Аннотацию следует писать не просто как ответы на вопросы, а как единый, связанный по смыслу и стилю текст, в котором содержится информация для прямых ответов на вопросы типовой структуры аннотации. Если текст аннотации бессвязный, или не содержит ответов на главную проблему текста, или нет названия ни исторического текста, ни аннотации, работа засчитана не будет.

Пример аннотации по фрагменту статьи А. Гумелева «От Руси к России».

В статье Л.Н.. Гумилева «От Руси к России» автор затрагивает проблему взаимоотношения русских и татар и отношение к ним в летописях, работах историков и в исторических источниках, а также и отношение народов друг к другу.

Л.Н. Гумилев делает выводы: 1. В летописях и трудах историков отрицательное отношение к завоевателям появляется совсем не в ХIII в. (время нападения монголо-татар на Русь), а только тогда, когда Мамай обратился за помощью к католикам против православной Руси. Вначале же монголы помогали русским отразить немецкий натиск в Прибалтике. Л.Н. Гумилев также делает вывод о том, что отношение монгольских завоевателей к русским князьям нельзя назвать игом, так как, по его мнению, это была взаимопомощь, а вовсе не попытка решить свои проблемы путем угнетения других народов.

Более того, Л.Н. Гумилев, упрощенно считает, что русские князья пытались скорее из уважения сблизиться с татарами, используя для этого смешанные браки. Правда в статье автор пишет: «Многие татары, путем смешанных браков вошли в состав русского народа».

Кроме того, автор считает, что именно татарская помощь помогла россиянам сохранить и православную веру и независимость, там же, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все.

Ключевые слова: татары, иго, Батый, Мамай православная Москва.

фрагмент статьи Л.Н. Гумилева.

«В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы….

После похода Батыя в 1237 -1240 гг., когда война кончилась, языческие монголы… с русскими дружили и помогали им остановить немецкий натиск в Прибалтике….Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу….Многие татары, путем смешанных браков вошли в состав русского народа… Вряд ли такое объединение народов можно назвать «игом». И поэтому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступления с запада…

Была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего было тогда около трехсот городов. Монголы нигде не оставили гарнизонов, никого не обложили данью, довольствуясь контрибуцией, лошадьми и пищей, что делала в те времена любая армия при наступлении…Расправа с жителями Козельска, который монголы прозвали «злым городом»? Действительно, этот трагический эпизод выпадает из ряда прочих…

Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь …почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. …Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все.

Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь очень сильного союзника за широкими степями, чем Ливонский орден и Польшу. …Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь.

В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо… Существовало оно и в значении «бремя»… В значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден».

 

2.Составление справки по историческому документу

Составление справки – подборка сведений имеющих статистический, биографический, библиографический и проч. характер.

Составляя справку по историческому письменному документу (исторической статьи) необходимо дать ответы на следующие вопросы: 1. О каком событии рассказано? 2. Когда произошло событие? 3. Как происходило событие? 3. Каковы итоги события? (если справка биографическая, то отвечать на эти вопросы не надо).

Пример справки по теме «Смутное время в России».

Справка по теме «Смутное время в России»

Сму́ тное вре́ мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы. После смерти Ивана Грозного (1584) и его сына Федора (1598) правящая династия пресеклась. Правление Ивана Грозного сильно ослабило и обезлюдело Русь. Неурожайные годы привели к тому, что разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Россия оказалась слабой и иностранные государства (Польша и Швеция) стремились присоединить русские земли к себе. Слабость царской власти привела к тому, что многие авантюристы пытались занять царский престол, используя для этого разные способы (ложь – самозванцы), помощь иностранных государств (Лжедмитрий I), знатность (Василий Шуйский, семибоярщина) и т.п.

Русскому государству угрожала потеря независимости. Русь освобождена только действиями созданного в 1612 г. второго ополчения. Его возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Д. Пожарского. Земский собор 1613 г. избрал нового царя Михаила Романова.

Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза.

 

3. Составление плана

Правила составления плана.

Работа начинается с внимательного чтения всего текста. Далее его делят на части, выделяя. в каждой из них главную мысль. Каждую часть следует озаглавить, заглавие написать.

План бывает простой (даются только названия пунктов) и сложный (пункты делятся на подпункты и приводится их название). Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание

Пример составления простого плана по историческому материалу, посвященному русскому царю Романову А.М.

 

«Царь Алексей Михайлович»

1.Воспитание Алексея Михайловича.

2.Характер царя.

3. Восстания в период царствования Алексея Михайловича.

4.Свод законов и уставы, изданные в этот период.

5. Новые земли, присоединенные к России во времена правления Алексея Михайловича.

6.Как закончилось правление Алексея Михайловича в русском государстве.

 

4. Составление тезисов

Тезисы доклада, статьи или другого (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1печатная страница), в котором необходимо изложить все основные идеи статьи. В начале тезисов необходимо дать положения, которые будут доказываться текстом тезисов. Если доказываемое положение одно, пишется тезис на тему______________, если доказываемых положений несколько – тезисы.

Пример Составление тезисов по теме Реформа образования в России в 1918 г.

Проводившаяся в 1918 г. в советской России реформа образования имела цель – воспитание нового человека, который не будет считать, что его жизнь зависит от Бога, верить в революцию и считать ее вождей умнейшими и талантливейшими людьми.

Реформа образования 1918 г. предполагала введения общего для всех бесплатного политехнического образования, отделения школы от церкви, совместного обучения школьников обеих полов (мальчиков и девочек), воспитание школьников в духе коммунизма. Для того, чтобы все это провести правильно и быстро, власть в первую очередь провела выборы учителей, чтобы учителями были только люди, преданные новой (большевистской) власти, пропагандировались новые методы обучения в школе (экскурсионный, комплексный, трудовой методы, дальтон-план и т.п.). Но все эти реформы проводились без учета социально-экономических условий в стране, на фоне жесткой политики большевиков, неприятия населения этой реформы, социального угнетения учительства, поэтому часто неплохие реформы имели результаты, противоположные ожидаемым..

Исторический материал.

Реформа образования, проведенная правительством большевиков после Октябрьской революции 1917 г., была ожидаема обществом и ее готовили и царское правительство, и временное. Но война и революционные события 1917 г. не позволили их провести. Правительство большевиков начали перестройку всей системы народного образования с первых послереволюционных дней. Большевикам было необходимо так перестроить систему образования, чтобы она была адекватна новым политическим задачам. Реформа средней школы предполагала принцип светскости образования, принцип смешанности и бесплатности обучения. 30 сентября 1918 г. на заседании ВЦИК было утверждено Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. В школах главным было трудовое воспитание, но часто недостаточное внимание уделялось процессу усвоения общеобразовательных знаний и переоценивалось значение иллюстративных методов обучения. Кроме того, полностью отменялись оценки, экзамены и домашние задания. 31 октября 1918 г. Наркомпрос опубликовал постановление «О школах национальных меньшинств», в котором все национальные школы приравнивались к государственным русским. В Казанской губернии в первые послереволюционные годы особенно быстро росла сеть татарских школ и школ национальных меньшинств. Конечно, учителя видели все недостатки результатов реформирования образования, но, надеясь на то, что со временем все эти недостатки будут преодолены, они принимали активное участие в этом процессе.

Реформирование школьного образования предполагало и изменение и методов преподавания, и учебных планов, и программ. Но учителям часто не хватало образования и квалификации, а материальные условия обучения были очень трудными, поэтому прогрессивные методы приводили к ухудшению качества образования. 25 августа 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». В постановлении было определено, что основной организационной формой учебной работы является урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием. В 1933/34 учебном году в Татарстане было полностью введено обязательное всеобщее обучение. Закончился период экспериментов в системе образования, и все стало сводиться к определенному единообразию, от учителей перестали требовать определенной инициативы, они получили возможность применять в обучении единые программы и учебники.

 

5.Заполнение таблиц.

В таблицу вносится материал, который помогает компактно, но полно представить необходимый для изложения исторического события материал, который особым образом структурирован, не содержит лишней информации, позволяет выделить при анализе события только те его стороны, которые необходимы при анализе исторического события. Таблицу можно лишь заполнить готовую, уже представленную студенту для заполнения, а можно предложить авторскую, которую сделал сам студент, и по его мнению, заполнение такой таблицы может лучше понять весь исторический материал по теме.

Оценивание. Самостоятельно составленная таблица оценивается более высоко (10 баллов при безошибочном заполнении); в заполнении примерной таблицы допуская 3 ошибки – 7 баллов, 2 ошибки – 8 баллов, 1 ошибка при отсутствие излишней информации – 9баллов. Если таблица в основном примерная, а заполнение ее изобилует излишней (4 случая) информацией – письменная работа не засчитывается и ее следует переделать.

Пример Составление таблицы по теме: «История Казанского ханства»

Больше таблица быть не может.

Образование Казанского Ханства Государство и общество Известные правители Социально – экономическое развитие Культура Падение
  В территорию входило Закамье (слабозаселенное) Луговая сторона (жили татары), Горная сторона (земли на низком берегу Волги. жили фоно-угорские народы) Правитель И его приход во власть Время правления Хозяйство Основа экономики – сельское хозяйство.Развиты ремесло и торговля. Ремесленники жили в городах в слободах. Торговля. Был Великий Волжский путь от Шемахи (Азербайджан) до скандинавских стран. Казанская крепость (кремль) с ханским двором. И посад. В 1552 г. захвачено в результате нашествие царем Иваном IV и присоединено к Русскому государству.
В XIV в. Хана Золотой Орды Улуга Мухамеда изгнали, он захватил Казань и его сын Махмуд стал ханом Казанского ханства Общество: было феодальным, управляли ханы из династии джучидов, власть хана опиралась на государственный совет – диван, состоявший из 4-х карачи (эмиров). Важнейшие вопросы решались на курултаях (собраниях знати). Знать – эмиры и беки – крупные землевладельцы. Привилегированными было- мусульманское духовенство. Платили налоги и обрабатывали землю – крестьяне. 1.Махмуд (Махмутек сын Улу– Мухамеда) 2.Ибрагим (3-й сын улу-Мухамеда) 3. Ильгам (старший сын Ибрагима) 4.Мухаммад-Амин (второй сын Ибрагима) 5.Мамук (приглашен из Сибири после бегства Мухаммада-Амина) Сахиб-Гирей, Сафа-Гирей, Утямыш-Гирей, Ядыгар 1.1445-1467 гг.     1467-1469     1469-1487 1487-1521 г Протекторат Москвы   1496-1497     1521-1551 Протекторат Крыма   Сельское население занималось земледелием, скотоводством, различными промыслами. Ежегодно устраивалась Казанская ярмарка. Торговали с Востоком, Русским государством, европейскими и скандинавскимистранами Белокаменные стены кремля, ворота (более 4), мечети и минареты. Самостоятельным государством быть перестало.

 

6.Составление схемы

Методика работы со схемой: найдите материал учебника, лекции, источника, в которых отражен исторический материал, по которому необходимо составить схему. Необходимо последовательно прочитать материал и придумать символы, по которым будете составлять схему или таблицу (хотя, можно и не придумывать символы, а записывать информацию словами).

В том случае, если самостоятельно придумывать схему опорных сигналов, Вы не собираетесь, все-таки пересказывайте вслух или “про себя” исторический материал и фиксируя его с помощью символов схемы.

Разберитесь в материале, который вызвал осложнение при пересказе.

Если же Вы составите схему опорных сигналов (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению). Если в схеме используются авторские опорные сигналы, эта схема будет оцениваться выше обычной.

Пример схемы государственного устройства древней Руси в IX – XII вв.

Великий Киевский князь

 
 


Совет знати Митрополит

(удельные князья,

старшая дружина)

Княжеская дружина

 
 


Удельные князья

 

 

Удельная дружина

 
 


Вотчина

(Огнищанин, Тиун)

Люди

 

Смерды Закупы Рядовичи

 

Рабы (холопы, челядь)

Исторический материал:

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники — мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т. п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.

Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Крестьяне делились на свободных общинников (их называли люди) и зависимых (смерды стали зависимыми потому, что их стал защищать феодал, закупы (свободные, взявшие взаймы (купу) до нового урожая, рядовичи (крестьяне, уговорившие соседа увеличить их землю (перенести ряд подальше, за что они обещали отрабатывать, или отдавать часть урожая).

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

Несколько позже, во второй половине X и особенно в XI вв. в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые также эксплуатировали крестьян и посадский люд (горожан).

 

7.Составления матрицы идей. Составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных явлений в трудах разных авторов. Составляя матрицу идей, следует записать свою точку зрения на данную проблему. (Автор коротко излагает как оценивает историческое событие каждый автор, выдержки из трудов которых приведены в задании.)

Пример:

 

8. Выполнение заданий и ответы на вопросы, представленные так, как это требуется в задании.

Задание считается выполненным, если он письменно оформлен верно (в других случаях, он не рассматривается. Ответ должен быть кратким и понятным.

9.Формально-логическая модель документа.

Это значит схематическое, графическое, художественное упражнение по источнику. К ним относятся составление схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление плакатов, стендов, выполнение зарисовок, комиксов по теме лабораторной работы, или по предложенному документу.

Пример: Формально-логическаяя модель документа по теме «Результаты отмены крепостного права»

 

Анализ исторических текстов студент делает самостоятельно, по предложенным преподавателем заданиям, которые составлены по материалу истории России IХ – XXI в. Какие задания выполнять, студент выбирает сам, но они должны быть выполнены по следующим темам:

1.«Древняя Русь и ее соседи в IX – XV вв.», 2. «Московское государство в XV - XVII вв». 3.««Образование и развитие Российской Империи в XVIII в.» 4. «История Российской империи в XIX в.» 5. «Россия в начале ХХ века.», 6.«Революция 1917 – 1921 гг. в России», 7. «СССР в 1920-е - 1930-е годы», 8. «Вторая мировая война», 9. «СССР в 1945 – 1985 гг.», 10. «Перестройка и распад СССР», 11. «Российская Федерация в ХХ в.», 12. «Россия в ХХI в.».

По каждой теме следует выполнить одно задание, кроме того, к сумме баллов за анализ исторических текстов преподаватель добавляет балл за работу студента на семинарских занятиях. Баллы, поставленные по 10-балльной шкале, складываются, полученное в результате этого число и составляет балл за третий модуль. Если студент удачно работает с историческим текстом, так как требуется при составлении данного документа (требования см. выше), грамотно излагает свое мнение по указанной проблеме и описывает мнение историка (историков) по этой проблеме; исторический текст автором прочитан, понят, взят на вооружение по анализу событий данного исторического периода, студент получает 9 баллов (если работа несамостоятельна, но выполнена качественно), или 10 баллов (если работа оригинальна и креативна), если работа с историческим текстом выполнена с ошибкой (ошибка может быть или фактологической, или методической) работа оценивается в 8 баллов, при двух ошибках в работе она оценивается в 7 баллов, если исторический материал автором не прочитан (или не понят), работа нелогична, выполнена в нарушение всех требований к работе, или крайне несамостоятельна, она принята быть не может и студенту следует ее переделать (если две работы абсолютно одинаковы, не будет принята ни одна). Если одно задание по теме не засчитывается, по другой теме следует выполнить 2 задания (причем, тема может быть любой, а задание следует выполнить аналогичное незасчитанному).

Тема 1. «Древняя Русь и ее соседи в IX – XV вв.»

Задание 1. Изобразите схематически систему государственного управления Казанского ханства.(исторический материал в таблице см. выше).

Задание 2. Согласны ли Вы, что XIII в. был периодом «самого ужасного потрясения» для Древней Руси?

Оформите ответ письменно следующим образом.

Я считаю______________________, так как: 1)____________; 2)___________; 3)_________________.

Задание считается выполненным, если он письменно оформлен верно (в других случаях, он не рассматривается). Ответ должен быть кратким и понятным.

Задание3. Составьте сложный план исторической статьи «Политические центры феодальной раздробленности на Руси» (Историческая статья в Методическом пособии по истории и в учебно- методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»).

Задание 4. Составьте тезисы по историческому материалу «Принятие христианства на Руси»

Задание 5.Составьте аннотацию по историческому материалу «Образование Булгарского государства на Средней Волге»

Исторический материал:

Создание государства «Волжская Булгария»

Впервые булгары появились в наших краях в VII – начале VIII в. Это были тюркоязычные племена, пришедшие на Среднюю Волгу из Северного Причерноморья после разгрома Великой Булгарии хазарами в 60-х годах VII в. Это была первая волна переселения булгар и родственных им племен.

Вторая волна переселенцев появилась на средней Волге в середине VIII в. После крупного поражения хазар от арабов в 737 г.

Третья волна эмиграции булгар относится к IX в. В конце предыдущего столетия государственной религией Хазарии становится иудаизм. Это вызвало недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии. В результате начались восстания, которые часто жестоко подавлялись. Это и стало толчком к новым переселениям.

Последнее, четвертое, переселение булгар произошло в конце IX – начале Х вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На средней волге булгары вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили финские племена – предки современных марийцев, мордвы, удмуртов. Здесь с IV – VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедших на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков. Кроме того, VII – VIII вв. широкие волго-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего в южно-сибирских степях. В IX в. Из районов Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло фоно-угорское население.

Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры, вынуждены были покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Оставшееся население, приняв название булгар, создали свое государство – Волжская Булгария.

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь развитие пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли.

 

Задание 6. Составьте историческую справку по теме «Феодальная война в Московском княжестве». (Историческая статья в «Методическом пособии по истории» и в учебно - методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»).

Задание 7. Составьте матрицу идей по теме «Решение различных социальных проблем в разных исторических источниках».

Исторический материал в методическом пособии по истории и в учебно-методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»).

Задание 8. Составьте формально-логическую модель по теме «Социальная структура древнерусского общества».

Задание 9 Составьте таблицу по теме «(Улус Джучи (золотая Орда).)»

Пример таблицы:

Становление государства Хозяйство Города и культура Распад Золотой Орды
       

Исторический материал:

В 1236 г. Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками. Чингиз хан оставил своим сыновьям в наследство завоеванные земли, а старшему - Джучи – земли, которые еще надо было завоевать. Для завоевания пошел в далекий поход сын Джучи (сам он погиб раньше Чингиз хана) Бату. Бату захватил Волжскую Булгарию, Русь, земли кыпчаков (половцев) и других степных народов, получив серьезный отпор в Восточной Европе, дальше Бату не пошел, и в 1242 г. начал создавать на Волге и в половецких степях государство Улус Джучи (Золотая Орда).

Первая ставка Батыя находилась в Булгаре, но быстро началось строительство новой столицы на нижней Волге – города Сарая. Государство это было вначале зависимым от Монгольской империи (со столицей в городе Каракоруме), но вскоре (в начале 60-х годов XIII века) стало независимым.

Улус Джучи был создан монгольскими ханами, а монголов в Европе называли татарами, и новое государство назвали татарским. Казанские татары обязаны своим происхождением не монголам, а булгарам и кыпчакам, но общий этноним татары закрепился и за ними тоже.

Территория Улуса Джучи была огромной от Иртыша на востоке до Дуная на западе, от булгарских земель на севере до Черноморского побережья на юге. Проживали в этом государстве разные народы: булгары, народы Крыма и Хорезма, кыпчаки, монгольское население (их было немного, к тому же часть ушла в Монголию, а часть смешалась с местным населением и ассимилировала).

Население было кочевым (кыпчаки, монгольское население, народы северного Кавказа), их было большинство и оседлым (булгары. Народы Крыма, Хорезма).

Первоначально их религия была языческой и во всем государстве единой религии не было, но в XIV в. Хан УЗБЕК распространил ислам на все население Улуса Джучи.

Улус Джучи (Золотая Орда) – государство, относившееся к числу стран средневекового мира, где был достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной культуры.

Городская культура Золотой Орды – это сплав традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского, среднеазиатского, центральноазиатского, кавказского и русского искусства.

К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай-аль Джадид, Крым (Солхат), Булгар.

Литература развивалась в основном на кыпчакском языке. Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюркском, арабском, персидском языках. Кыпчакский язык очень близок к современному татарскому. Шедевры Золотоордынской литературы – «Хосров и Ширин» Котба (1342), «Нахджель-фарадис» Махмуда Булгари (1358), дастан Идигей.

 

Оценивание. Самостоятельно составленная таблица оценивается более высоко (10 баллов при

безошибочном заполнении); в заполнении примерной таблицы допуская 2 ошибки – 7 баллов, 1 ошибка – 8 баллов, безошибочное заполнение при отсутствие излишней информации – 9 баллов. Если таблица в основном примерная, а заполнение ее изобилует излишней (4 случая) информацией – письменная работа не засчитывается и таблицу следует сделать другую (по другой теме).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.