Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективности управления предприятием






Деятельность предприятий осуществляется в постоянно изменяющихся условиях во внешней среде, которые обуславливают необходимость изменений во внутренней среде, связанных с совершенствованием управления, повышением качества и конкурентоспособности продукции, повышением производительности труда, снижением издержек и улучшением финансово-экономических результатов деятельности.

Вырабатываемые управленческие решения при этом часто связаны с реструктуризацией, реорганизацией. В соответствии с Гражданским кодексом под реорганизацией понимается процесс радикального изменения структурной компоненты предприятия в форме слияния и приобретения, выделения и разделения, преобразования. Данные действия могут осуществляться по решению учредителей юридического лица /17/.

В справочном пособии для предпринимателей реструктуризация определяется как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования предприятия в соответствии с изменяющимися условиями рынка и принятой стратегии управления /15/.

Основанием для принятия управленческого решения по реструктуризации являются изменения во внешней среде, которые оказывают прямое или косвенное влияние на результаты деятельности предприятия. Даже если эти изменения незначительны, руководители обязаны их учитывать, поскольку предприятие как открытая система зависит от внешнего окружения в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

Поскольку от правильного управления зависит выживание предприятия, менеджер обязан уметь выявить существенные факторы и предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. При анализе факторов внешней среды необходимо учитывать ее характеристики: взаимосвязанность факторов; сложность, подвижность и неопределенность среды. Результаты анализа должны использоваться при принятии управленческого решения о целесообразности проведения реструктуризации на предприятии.

Общая схема реструктуризации приведена на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Общая схема реструктуризации предприятия  

 

Изменения, которые предполагается проводить на предприятии, могут охватывать разные направления деятельности:

- производство: диверсификация, снижение издержек, повышение качества, внедрение новой техники и технологии;

- управление: совершенствование структуры, изменение стиля и методов руководства, оптимизация управленческих решений, повышение квалификации менеджеров;

- улучшение конкурентного положения и повышение надежности партнерских связей;

- изменение инфраструктуры предприятия;

- стабилизация финансово-экономического положения.

Результаты реструктуризации должны обеспечивать повышение эффективности управления предприятием, соответствовать достижению поставленных целей развития, обеспечивать постоянные связи с внешней средой. Проведенная экономически рациональная реструктуризация предприятия может иметь значение для разработки и реализации общей промышленной политики на уровне государства.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Какая связь существует между структурой управления и функциями мотивации и контроля?

2. Какую роль играло становление понятия мотивации в развитии методов и организационных форм управления?

3. Объясните сущность упрощенной модели мотивации поведения человека на предприятии потребностями.

4. Какова роль и основные виды контроля как функции управления?

5. Охарактеризуйте основные этапы контроля и его связь планированием.

6. Чем отличается контроль на предприятиях с централизованным и децентрализованным управлением?

7. Разработайте пример реализации модели контроля для конкретного предприятия.

8. Дайте описание сущности метода Бенчмаркинг.

9. Какие параметры используются для оценки эффективности предприятий открытого и закрытого типов?

10. Приведите сравнение содержания задач менеджеров по эффективному оперативному и стратегическому управлению предприятием.

11. Дайте сравнительную характеристику процессов реорганизации и реструктуризации предприятия.

12. Постройте модель и раскройте содержание этапов процесса реструктуризации.

13. Приведите характеристики внешней среды и оцените их влияние на принятие решения реструктуризации.

14. Постройте модель эффективного управления предприятием и раскройте содержание элементов.


Заключение

 

Предприятие – первичные ячейки общества, играющие ключевую роль во всех сферах жизнедеятельности. Характерные черты предприятия как субъекта управления оказывают влияние на построение системы управления и эффективность работы. В последние годы наметилась тенденция к интеграции предприятий в сетевые образования, позволяющие быстро наращивать производственный и инновационный потенциал.

Процесс управления представляет собой основу управленческой деятельности, связанной с выполнением общих функций управления, с выявлением проблем, а также с поиском и организацией выполнения принятых управленческих решений. В любом процессе управления присутствуют две составляющие: формулировка проблемы, принятие и организация выполнения решения. Они составляют основу базовых концепций (моделей) процесса принятия решений: рациональной, ограниченной рациональности и ретроспективной, каждая из которых имеет свои условия и границы применения.

Организационная структура управления является составной частью структуры предприятия и строится в соответствии с целями и стратегиями развития. В настоящее время наблюдается переход от иерархического типа к органическому типу структур управления, обладающему такими чертами как сокращение иерархии, временное закрепление функций, высокий уровень горизонтальной интеграции, самодисциплину и самоорганизацию персонала предприятия.

Планирование как важнейшая функция управления осуществляется путем составления планов работы, в основе которых лежат стратегические планы, определяющие цели и способы будущего развития. Стратегии развития включают направления повышения качества продукции, снижения затрат на производство и маркетинг, совершенствования процессов и т.д. Планируемые стратегии направлены на обеспечение гибкости и адаптивности управления к изменениям во внешней среде, на повышение конкурентоспособности предприятия.

Создание системы информационного обеспечения является важным условием совершенствования управления предприятием. Качественная информация используется в процессах выработки, реализации и корректировки управленческих решений, что позволяет значительно повысить эффективность управления предприятием. Создание единых компьютерных сетей обеспечивает интеграцию всех процессов управления, снижает трудоемкость управленческой деятельности.

Процесс управления состоит из общих функций управления, необходимых для решения управленческих задач, включающих планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разнообразие ролей, выполняемых менеджерами на предприятии, предъявляют специальные требования к их профессионализму и личностным качествам, которые не одинаковы на разных уровнях управления. Для кооперации управленческого труда используются механизмы координации и групповые формы работы, обеспечивающие высокую эффективность совместного труда.

Совершенствование управления происходит в направлении развития демократических основ, использование коллективных форм труда, автономизации работ, самостоятельному принятию решений исполнителями на рабочих местах, повышение гибкости связей между группами, подразделениями и уровнями управления. Основной результат реализации данных направлений совершенствования управления связан с ростом потенциала и отдачи человеческих ресурсов, а следовательно, и повышение эффективности работы предприятия.

Управление эффективностью – главная задача, которую менеджмент должен решать непрерывно и системно. Важнейшими механизмами управления эффективностью является мотивация работников и обратная связь, с помощью которых происходит приспособление предприятия к изменению условий хозяйствования. Обратную связь обеспечивает проведение контроля, который может быть стратегический, тактический и оперативный. В отдельную область выделяется тотальный контроль качества, который предполагает участие всех работников предприятия в процессах непрерывного повышения качества продукции и труда, обеспечивающих долговременный успех путем удовлетворения потребителя и получения выгоды для предприятия и общества в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.