Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятием






При рассмотрении сущности и содержания эффективности управления предприятием необходимо учитывать целенаправленность управленческой деятельности, которая отражает степень достижения поставленных целей. В общем понимании эффективность характеризуется определенным соотношением результата с целями или результата с затратами на его получение, то есть является относительной величиной.

Достижение любых целей требует определенной деятельности, которая характеризуется такими чертами, как пространственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. Приблизительно эффективность может быть определена еще до начала самой деятельности как потенциальная, реальная же эффективность зависит от степени достижения самих целей, то есть от полученных на практике результатов. Поскольку для достижения эффективности управления применяются различные способы и методы, необходимо оценивать также и их эффективность. Характеристика способов и методов достижения эффективности управления предприятием приведена в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Способы достижения эффективности управления

 

Методы Способы и действия по управлению
   
Заблаговременное создание необходимых условий Выбор предпочтительных позиций в соответствующих областях деятельности, предотвращение или ослабление влияния неблагоприятных обстоятельств
Своевременность управленческих решений Выбор эффективных решений и удачного момента их реализации, предотвращение неоправданных перерывов и потерь времени

Продолжение табл. 8.3

   
Наличие свободы маневра для предотвращения тупиковой ситуации Обеспечивается постоянной готовностью к внедрению изменений руководства и персонала, поиском резервов, созданием условий для наиболее полного использования всех возможностей в деятельности
Максимальная автоматизация и компьютеризация производственных и управленческих процессов Позволяет повысить эффективность труда менеджера при анализе больших потоков информации и выбрать наиболее рациональное решение, а также обеспечить эффективные коммуникации в системе управления
Отказ от индивидуальной специализации труда Специализация дополняется расширением круга трудовых функций, которые каждый работник выполняет на рабочем месте, овладением новых и смежных профессий
Благоприятный морально-психологический климат Позволяет работникам отождествлять цели предприятия или подразделения с индивидуальными целями. При формулировке целей руководитель должен учитывать личные цели и интересы работника. Исходя из достижения этих целей, оценивается эффективность управления

 

Эффективность как степень достижения целей управления можно оценить с помощью выгодности получаемого результата и экономичности деятельности по достижению поставленных целей.

Показатели, используемые для измерения и оценки эффективности целесообразно рассмотреть отдельно по моделям закрытых и открытых систем управления. Измерение эффективности, по моделям закрытого типа основывается на показателях, отражающих использование внутренних ресурсов, используемых в производстве. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск продукции на единицу затрат. При этом обеспечивается качество, удовлетворение спроса, низкие цены и затраты, а также эффективное распределение ресурсов, продукции или услуг.

Показатели эффективности рассчитываются по отношению к прибыли и характеризуют рентабельность использования ресурсов предприятия. Степень использования ресурсов (текущих издержек) определяется путем сопоставления издержек с объемом продаж. Эффективность использования различных ресурсов можно оценить показателями ресурсоотдачи, определяемыми на основе сопоставления результата с расходом различных ресурсов.

В методологии оценки эффективности управления используется также система показателей, позволяющих определить степень достижения поставленных целей управления за счет повышения производительности труда, формирования и обеспечения качества трудовой жизни.

В системах открытого типа измерение эффективности производится с учетом факторов внешней среды. Главное внимание при оценке уделяется способности предприятия привлекать и экономично использовать ресурсы, быстро реагировать на изменения во внешней среде и гибко адаптироваться к условиям этих изменений. В тоже время предприятия должны стремиться получить максимальный эффект от взаимодействия с внешней средой, который в зарубежной практике оценивается следующими показателями:

- экономическая эффективность деятельности предприятия и системы управления;

- внутренняя интеграция и координация процессов управления;

- адаптивность и скорость реагирования на внешние воздействия;

- уровень использования человеческого капитала.

Эффективность управления предприятием зависит от эффективности труда руководителя, основным критерием оценки являются результаты труда коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Они измеряются различными показателями, на которые влияют технические, организационные экономические решения. Действия этих решений наиболее эффективные тогда, когда они одновременно формируют положительные отношения работников к труду, развивают товарищескую взаимопомощь, сплоченность коллектива, повышают удовлетворенность трудом и улучшают социально-психологический климат. Таким образом, эффективность труда руководителя оценивается социально-психологическими и производственно-экономическими показателями.

Исследование подходов оценке эффективности управления предприятием позволяет сформировать систему общих критериев, характеристика которых приведена в табл. 8.4.

Таблица 8.4

Иерархия критериев оценки эффективности управления

 

Наименование критерия Сущность и содержание
   
Внутренняя эффективность Оценивается с точки зрения возможностей управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом)
Внешняя эффективность Характеризует адаптивность предприятия и гибкость системы управления
Общая эффективность Оценивается с точки зрения совокупных возможностей предприятия
Рыночная эффективность Показывает насколько полно удовлетворяются запросы потребителей и других заинтересованных субъектов
Оптимальная эффективность Характеризует рациональное использование всех ресурсов предприятия
Стратегическая эффективность Отражает степень достижения целей управления
Тактическая эффективность Характеризует экономичность решений по использованию ресурсов на предприятии

 

 

Продолжение табл. 8.4

   
Коммерческая эффективность Оценивается путем соотношения финансовых результатов и затрат на их получение, характеризует решения по достижению требуемой нормы доходности
Бюджетная эффективность Определяется как превышение доходов над расходами при реализации проекта по совершенствованию управления предприятием
Экономическая эффективность Учитывает затраты и результаты деятельности предприятия, затрагивающие интересы всех участников
Интегральная эффективность Определяется путем произведения показателей, используемых для оценки эффективности предприятия и системы управления

 

При построении системы менеджмента предприятия важное место занимает оценка внутренней эффективности процессов управления, которая показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике целей предприятия и отдельных групп. Наиболее важными считаются цели увеличения объема продаж, прибыли, доли рынка и обеспечения конкурентных преимуществ /8/.

В зарубежной практике часто при оценке эффективности управления используют показатель максимизации темпов продаж, рассчитанный в соответствии с двумя переменными: инвестициями и прибыли /8/. Использование этих переменных как независимых объясняется тем, что инвестиции формируются как из прибыли, так и из внешних источников финансирования. Максимизация темпов продаж в ближайшей перспективе может привести к снижению нормы прибыли, но в долгосрочном плане она обеспечивает рост объема прибыли.

Внутренняя эффективность управления предприятия всецело зависит от уровня совокупной производительности труда. Повышение индивидуальной производительности труда должно обеспечиваться действующим на предприятии механизмом мотивации. Рост производительности всей производственной системы зависит от использования методов научной организации труда, степени технического оснащения производства, рациональности использования ресурсов и эффективности методов управления.

С учетом двойственной природы производительности система управления должна строится на основе эффективной мотивации труда при рациональном сочетании горизонтального и вертикального его разделения и на основе используемых производственных и информационных технологий. Следовательно, эффективность управления предприятием зависит от уровня эффективности управления персоналом и уровня эффективности управления организационно-техническими элементами производственной системы.

В стратегическом анализе показатель производительности важен как составляющий при определении уровня затрат на единицу продукции. Так как в общем понимании эффективность отражает результативность управления производством, то для получения прибыли стоимость продукции должна превышать затраты на ее изготовление. Следовательно, в эффективном производстве соотношение данных показателей должно быть больше или равно единице, т.е. эффективность достижения целей управления определяется понятием «эффективность затрат». Целесообразно, чтобы для всех подразделений предприятия была разработана единая процедура определения производительности и эффективности.

Важнейшими механизмами управления эффективностью деятельности являются процессы мотивации работников и обратные связи, с помощью которых происходит приспособление предприятия к меняющимся условиям. В этих процессах активно участвуют не только менеджеры, но и все заинтересованные группы, как внешние (потенциальные инвесторы, кредиторы, потребители и поставщики), так и внутренние (рабочие, профсоюзы и неформальные группы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.