Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Менеджмент предприятия






Менеджмент предприятия

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением вузов

по университетскому политехническому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по специальности

060800 «Экономика и управление на предприятии

(по отраслям)» и направлениям 521500 «Менеджмент

(производственный)», 521600 «Экономика»

 

Воронеж 2004

УДК 658.562

 

 

Борисенко И.Л., Каблашова И.В. Менеджмент предприятия: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. 174 с.

 

 

В учебном пособии рассмотрены вопросы теории и практики управления предприятием, условия и факторы развития стратегического управления, основы управленческой деятельности работников аппарата управления, особенности управления крупными, средними малыми предприятиями. Раскрываются новые подходы к проектированию организационных структур управления предприятием, принципы организации информационного обеспечения системы менеджмента, содержание таких функций управления как контроль и мотивация, а также рассматриваются подходы к оценке эффективности процессов управления предприятием.

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и специалистов в области менеджмента предприятия.

 

Табл. 29. Ил. 30. Библиогр.: 16 назв.

 

Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г.Туровец

 

Рецензенты: кафедра экономики и организации производства Воронежской государственной лесотехнической академии (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. В.П. Бычков);

канд. экон. наук, доц. И.П. Кондратьева

 

Ó Борисенко И.Л., Каблашова И.В., 2004

Ó Оформление. Воронежский

государственный технический

университет, 2004

Введение

 

Радикальная перестройка системы управления экономикой при переходе к рыночным отношениям оказала значительное влияние на изменения в деятельности предприятий как объекта и субъекта управления. Основной целью управления является не столько повышение эффективности, сколько обеспечение конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке сбыта продукции.

В условиях рынка предприятие приобретает все черты самостоятельности, а это требует расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера работ, выполняемых менеджерами. Значительно растет их ответственность за своевременность и качество принимаемых управленческих решений. Повышается роль маркетинга как функции управления, позволяющей изучать потребности и динамику рынка продукции и услуг. Все большее значение приобретает решение вопросов обеспечения качества и управления производством, нацеленное на полное удовлетворение требований потребителя к качеству поставляемой продукции или представляемых услуг.

В этих условиях изменяются требования к качеству труда менеджеров, результат которого оказывает также влияние на качество работы всего коллектива предприятия. Основной задачей менеджеров является поиск новых подходов и методов управления в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды.

Менеджмент предприятия, работающего в рыночной среде, предъявляет новые требования к содержанию труда и профессиональному уровню управленческого персонала, изменяется роль менеджера, характер его полномочий и ответственности.

Приведенные положения определили структуру учебного пособия, которое состоит из восьми глав и двадцати восьми разделов. Логика изложения материала такова, что в каждой главе с достаточной степенью полноты раскрывается суть происходящих изменений в системе управления предприятием, настраивающих на перестройку сознания высшего руководства и каждого работника за результаты деятельности предприятия.

Практической ценностью пособия является то, что все разделы изложены в четкой последовательности и раскрывают сущность всех элементов системы управления предприятием. Данное учебное пособие может быть использовано для обучения студентов - экономистов, а также для преподавания дисциплины «Менеджмент предприятия» в области профессиональной подготовки специалистов – менеджеров.

В первой главе раскрывается сущность современного менеджмента, дается характеристика предприятия как объекта и субъекта управления; приводится классификация и содержание принципов, методов и функций управления; освещается порядок распределения полномочий, власти и ответственности по уровням управления.

Во второй главе рассматриваются процессы менеджмента, их составные части и элементы. Обосновываются условия, при которых целесообразно использовать индивидуальный или групповой подход к принятию управленческих решений, обобщаются модели и этапы данного процесса. Приводится классификация методов и средств управления.

В третьей главе дана сущность и содержание понятия структуры управления, принципы ее построения и факторы, определяющие тип и вид структуры. Приводится сравнение формального и неформального подходов к построению структуры, систематизируются показатели, используемые для оценки эффективности структуры управления.

Четвертая глава посвящена рассмотрению методологи и практики стратегического менеджмента, дано представление о принципах и содержании концепции управления по целям (результатам), рассмотрены методы выбора эффективной стратегии и методы ее реализации. Особое внимание уделено изучению изменений во внешней и во внутренней среде и их влияние на корректировку стратегии развития предприятия.

Пятая глава посвящена информационному обеспечению в системе менеджмента предприятия, дано понятие управленческой информации и закономерности ее движения на предприятии, приведена классификация информации по источникам появления и средствам представления.

В шестой главе рассмотрены характерные черты и содержание управленского труда, сформулированы требования к менеджерам 21 века, приведено сравнение управления формальными и неформальными группами работников, выделены этапы изменения стилей управления. Большое внимание уделено методам предотвращения конфликтов и стрессовых ситуации в коллективе, а также методике разрешения конфликтов.

В седьмой главе обобщены направления совершенствования управления предприятием, выделены тенденции в развитии структур управления, рассмотрена интеграция процессов в системе управления. Проведено описание особенностей управления крупными, средними и малыми предприятиями.

Восьмая глава посвящена таким функциям управления как контроль и мотивация труда. Дано представление о сущности и содержании мотивационных процессов, теоретической базе и методах мотивации. Рассмотрено содержание этапов контроля как функции управления, способы реализации управленческого контроля. Обобщены подходы и методы оценки эффективности управления, дано представление о задачах менеджеров по эффективному управлению предприятием и общие знания о реструктуризации предприятия.

Таким образом, данное учебное пособие посвящено изучению практики осуществления процессов управления и организации управленческого труда менеджеров различных уровней управления, а также проблемам развития и совершенствования подходов и методов управления.

 


Сущность и содержание менеджмента предприятия

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.